История Ульяновского художественного музея в годы Великой Отечественной войны окрашена в суровые, драматические тона. Как и вся страна, музей напрягал все силы, чтобы выстоять в годы лихолетья, сохранить свои коллекции. Немногочисленные сотрудники продолжали осуществлять просветительскую деятельность в этих нелегких условиях.
К началу войны Музей занимал второй этаж здания Дома-памятника И.А. Гончарову, коллекция насчитывала 6116 экспонатов, из них в экспозиции находилось более 1400 произведений.
Несмотря на серьезные трудности, Художественный музей с оптимизмом встречал 1941 год. В штате три сотрудника, они занимаются экспозиционной работой, рекламой, реставрацией рам, фарфора, «наводкой зеркал». Они же отвечают за подготовку каталога, путеводителя, картотек. При таком объеме работы в планах музея привлечь и обслужить более 60 тысяч посетителей. Планируются лекции, экскурсии. Отчеты перед Комитетом по делам искусств при СНК СССР – ежемесячные.
С началом войны круто изменилась жизнь музея. Теперь она регламентируется нуждами фронта, единой целью разгромить врага. Эти задачи сформулированы в целом ряде документов – Постановления СНК РСФСР, Приказы и указания Управления по делам искусств при СНК РСФСР и Куйбышевского областного отдела по делам искусств, которому непосредственно подчиняется музей.
Руководителям учреждений культуры всех видов предлагается принять меры для обеспечения выполнения своих производственно-финансовых планов и наилучшей организации культурно-политического обслуживания во время войны. Директора учреждений обязывались информировать о работе своих учреждений еженедельно. Отдельно рекомендовалось установить строжайший контроль за охраной помещений, повысить бдительность, зорко охранять свое учреждение.
В еженедельных отчетах первых месяцев войны удивительные цифры, говорящие о том, что люди в это тяжкое время нуждались в музеях, в общении с искусством. Читаем в отчете: «За семидневку с 1 июля по 8 июля 1941 года музей посетило 1987 человек, из них платных посещений 1418 на сумму 212 рублей. Проводились беседы и консультации с красноармейцами, организована новая выставка». В музее радикально меняется экспозиция, вводятся новые произведения из фондов, «посвященные славному военному прошлому русского народа, Красной армии и Красному флоту».
Однако уже в октябре 1941 года музей вынужден свернуть свои экспозиции. Особое совещание при Ульяновском Горисполкоме вынесло решение о передаче здания Ульяновских краеведческого и художественного музеев под помещения Наркомата внешней торговли, причем в решении Особого Совещания не было указано, какие помещения остаются за музеями. На следующий день в вестибюль уже были внесены ящики с делами Наркомата внешней торговли. Одновременно здание музея осматривали представители Военно-врачебной комиссии на предмет установления пригодности здания под лазарет. И только 22 октября Президиум Горисполкома выносит решение предоставить для экспонатов музея помещения в здании самого музея, а именно за Художественным музеем был оставлен зал советского искусства (110 кв.м.), за Краеведческим музеем подвальные помещения. Музеи были хотя бы избавлены от переселения.
Итак, здание музея почти целиком занимает Наркомат внешней торговли, оставив музею один зал. В январе 1942 года здание переходит в ведение Наркомата обороны. В ноябре 1942 года здание передается эвакуированному Воронежскому медицинскому институту, 4 комнаты оставлены заводу имени Сталина (ЗИС). Кроме того в здании располагается КЭЧ Ульяновского гарнизона. В музее служащих различных учреждений до 300 человек. На потолке конденсат, капель. Здание зимой 1942-1943 гг. совершенно не отапливается, электрическое освещение выключено.
Отдел по делам искусств Куйбышеской области весьма обеспокоен сложившейся в Ульяновском художественном музее ситуацией. В ответ на письмо исполняюшего обязанности директора Художественного музея П.И. Краденова из отдела поступают подробные разъяснения, как нужно действовать, чтобы сохранить ценности. В письме рекомендуется «…организовать образцовое хранение в соответствии с инструкцией Комитета. В течение 1942 года нужно провести инвентаризацию музейных ценностей и научную каталогизацию их. Оборудовать предоставленные Вам помещения для нормального хранения. По имеющимся у нас сведениям, часть комнаты, в которой хранятся ценности, занята иной организацией и отгорожена только щитами и шкафами с фарфором. Необходимо установить перегородку, надежно обеспечивающую сохранность ценностей музея, устроить стеллажи, располагая на них музейные ценности по техникам, и по школам, стремясь по возможности сохранить и хронологическую последовательность. Необходимо составить топографию вещей».
Далее следуют наставления, как в таких условиях музей должен продолжить политико-воспитательную деятельность в условиях военного времени: «Основной работой должна стать широко развернутая выставочная работа, необходимо организовать ряд стационарных и передвижных выставок, как на подлинном материале, так и на репродукционном. Вам запланировали 10 выставок. Выставки должны быть посвящены героическому прошлому и темам отечественной войны. Возможны специальные выставки гравюры, фарфора…, докладами и выставками обслужить 5000 человек».
Весь груз непомерной работы по перемещению экспонатов внутри здания, инвентаризации, реставрации, созданию и обслуживанию выставок лежал на нескольких самоотверженно работающих сотрудниках.
19 января 1943 года произошло важнейшее событие, которое можно назвать судьбоносным в жизни музея и всего Ульяновска. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Ульяновская область. Буквально через три месяца Ульяновский облисполком вынес постановление об освобождении здания-памятника, занятого различными ведомствами, и восстановлении работы музеев. Начался ремонт отопительной системы, штукатурные и малярные работы. Необходимо было провести остекление окон и потолка, ремонт мебели, натирку полов.
Решением Ульяновского облисполкома № 405 от 11 августа 1943 года ранее городской Художественный музей был переименован в областное учреждение культуры.
С 1 июля 1943 года в музее началась работа по инвентаризации музейных ценностей. В первую очередь приступили к обработке живописи. Эту работу проводила научный сотрудник, бывший работник Эрмитажа З.А. Петрова, владевшая четырьмя иностранными языками. С ней вместе работал замечательный живописец М.М. Радонежский. По прикладному искусству инвентаризацию проводили Ю.Л. Вишневский и бухгалтер Л.Н. Кудрявцева.
В планах – воссоздание экспозиций, политико-просветительская работа. С августа 1944 года при Художественном музее была создана художественная студия, которая просуществовала до1948 года.
Такова история музея в самые напряженные и грозные годы Великой Отечественной войны, когда музейщики, несмотря на все неимоверные трудности с честью выполняли свою миссию. Преобразование Художественного музея в областное учреждение культуры открыло перед ним новые перспективы.
Л.П. Баюра