Владимир Штанов
«Соллерс» готовится возобновить партнерство с Isuzu — прежним лидером на российском рынке среднетоннажных грузовиков.
«Соллерс» подписал соглашение с японской Isuzu Motors о возобновлении выпуска среднетоннажных грузовиков этой марки в России, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к одному из партнеров. Сборка продолжится на мощностях УАЗа в ближайшие два месяца, заметил он, но планируемые объемы выпуска не назвал.
Первая партия Isuzu на УАЗе будет выпущена в конце июня, знает представитель правительства Ульяновской области. Объем выпуска составит до 5000 шт. в год, писал губернатор области Сергей Морозов в своем блоге со ссылкой на гендиректора УАЗа Сергея Юрасова.
Выпуском грузовиков займется СП Sollers-Isuzu, созданное еще в начале 2000-х гг., рассказывает собеседник «Ведомостей»: контроль в предприятии по-прежнему у «Соллерс»; он же будет курировать сборку и дистрибуцию Isuzu.
«Соллерс» продолжает переговоры с Isuzu о возобновлении производства среднетоннажных грузовиков, говорит представитель российской компании Елизавета Бадалова. Информацию о подписании соглашения она не комментирует. Получить комментарии Isuzu Motors не удалось.
Российская сборка среднетоннажников Isuzu начиналась именно в Ульяновске — в 2006 г., напоминает Бадалова: в 2008 г. ее перенесли на территорию ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, а в начале 2011 г. приостановили на неопределенный срок — площадку отдали под производство LCV Ford, стратегического партнера «Соллерс». Самая большая партия среднетоннажников Isuzu на УАЗе была выпущена в 2007 г. — около 1000 шт., отмечает Бадалова, а в Татарстане максимальный объем сборки пришелся на 2010 г. — 2000 грузовиков.
В январе — марте этого года российский рынок среднетоннажников полной массой 8-14 т увеличился на 68,9% до 1900 машин. А доля Isuzu — с учетом приостановки производства — снизилась до 4,9% против 41,4% годом ранее (данные из отчетности «Камаза»).
В России среднетоннажные грузовики иностранных марок сейчас не выпускаются — их продажи обеспечивает импорт, говорит исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По итогам I квартала продажи ввезенных иномарок выросли в 4,6 раза до 1180 шт., посчитал «Камаз». В итоге импорт захватил 62% рынка (с МАЗом — 80%) — по сравнению с I кварталом 2011 г., когда было продано 256 ввезенных в Россию среднетоннажников, доля иномарок выросла в 3 раза.
Рынок среднетоннажных грузовиков в ближайшие годы будет увеличиваться примерно на 11% в год, отмечает директор BCG Владимир Тузов. Рост спроса связан с посткризисным восстановлением экономики и ростом коммерческих перевозок, поясняет Удалов. Из российских производителей в этом сегменте присутствует продукция «Камаза», ЗиЛа, но их доли меньше 10%, говорится в отчетности «Камаза». Основными конкурентами Isuzu будут японские Hino и корейские Hyundai, считает директор дилерской компании «Автокам» Александр Леонтьев. Но, по его мнению, спрос на русские Isuzu будет высоким: из-за соотношения цена — качество и системы сервисного обслуживания, в свое время налаженного «Соллерсом».