Об этом председатель комитета Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике заявил в ходе прошедшего 11 августа в правительстве региона совещания по финансово-экономическим вопросам. Его участники обсудили актуальные задачи, связанные с наполнением доходной части бюджета Ульяновской области на 2023 год и последующий двухлетний период. Особое внимание уделили ситуации в муниципальных образованиях.

В своем выступлении Александр Чепухин отметил, что одним из важнейших источников привлечения в казну дополнительных средств является работа с земельно-имущественным комплексом региона.

– Мы неоднократно говорили о том, что невостребованные земли нужно оформлять, а затем вовлекать в гражданский оборот, и эта задача постепенно решается. В нашей области немало федеральных земель, которые давно не используются и не облагаются налогами. К примеру, в Кузоватовском и Сурском районах имеются большие участки – их можно рассматривать как потенциальный источник допдоходов, – считает Александр Чепухин.

Председатель бюджетного комитета регионального парламента также напомнил о необходимости бороться с теневой занятостью. Причин ее возникновения несколько, в их числе искусственное занижение прибыли руководством предприятий, незнание работников, что с их зарплаты не платится НДФЛ и пенсионные отчисления.

– Важно очень внимательно смотреть на этот вопрос и больше времени уделять взаимодействию с собственниками предприятий – встречаться с ними, убеждать отказаться от «серых» зарплат. При этом подход должен быть не только отраслевым, но и территориальным. Главы муниципальных образований отлично знают, что происходит на местах, и должны быть заинтересованы в работе с малым бизнесом, выводе его из тени, – подчеркнул Александр Чепухин.

Руководивший совещанием глава региона Алексей Русских заверил, что намерен требовать по-настоящему хозяйского подхода при формировании доходной части бюджета.

– Районы сами могут быть основным источником дополнительных доходов регионального бюджета. У них большой потенциал. И в наших силах этот потенциал раскрыть, использовать на благо региона. Таким образом, главные задачи: поиск способов повышения темпов роста бюджета, сохранение экономической стабильности региона, предотвращение волатильности рынка, продолжение большой работы по оздоровлению бизнеса. Для этого мы должны еще активнее искать дополнительные резервы роста в отдельных отраслях экономики, – отметил Алексей Русских.

За семь месяцев текущего года в консолидированный бюджет Ульяновской области поступило почти 39,2 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 4,3 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2021 г. Доходы местных бюджетов составили 5,9 млрд рублей, с ростом на 723,8 млн рублей.

Наибольшую долю в поступлениях бюджета занимает НДФЛ, сборы которого в той или иной степени зависит от занятости населения. По словам и.о. министра финансов Ульяновской области Натальи Брюхановой, за 7 месяцев наблюдается рост поступлений на 13,6%, который сложился за счет активной и системной работы по увеличению заработной платы, выплаты «компенсационных» окладов по ряду компаний. Среди муниципалитетов области лидерами по росту НДФЛ являются Новоспасский, Чердаклинский, Николаевский, Сенгилеевский районы и город Ульяновск. Налог на прибыль организаций поступил в сумме более 9 млрд рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 2 млрд рублей. Объем налогов со спецрежимами составил 3 млрд рублей с ростом на 11,6%. По упрощенной системы налогообложения получено 2,7 млрд рублей (+14%).

В целях большей заинтересованности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства на территориях муниципальных образований в 2023 году минфин области намерен вновь ввести стимулирующую дотацию муниципалитетам, которые обеспечат прирост фактических поступлений в бюджет по упрощенной системе налогообложения. Важным направлением работы является увеличение поступлений от использования недр Ульяновской области. Еще один значимый источник доходов казны – плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая с 1 января 2021 года в полном объеме поступает в бюджеты муниципальных образований.