Ваши вопросы Фёдору Прокину

Здравствуйте, уважаемые читатели Улпрессы!

Спасибо всем, кто выступил в мою поддержку. Спасибо Улпрессе. Благодаря предоставленной мне возможности понял – мир полон не только тех, кто кричит «ату!», скрываясь за анонимной подписью. В данный момент я нахожусь в больнице, в кардиологическом отделении ЦК ГБ – и это ответ тем, кто спрашивал, в каких элитных клиниках я лечусь. Кстати, мой третий ребенок– сын – тоже совсем недавно появился на свет не в Лондоне и Париже, а в самом обычном, ульяновском роддоме. Ему два года. И это – уже ответ тем, кто писал, что фирма сына ремонтирует больницы. Бумага, конечно, все стерпит, но все же дайте ему сначала научиться ходить и говорить, а потом вплетайте в строку.

Я пришел в должность Министра здравоохранения состоявшимся и состоятельным человеком. Для тех, кто не знает. Я двадцать лет проработал хирургом. Думаю, есть немало пациентов, которые могут сказать мне спасибо за мою работу. За восстановленные руки и ноги, за купирование гнойных процессов, за – безо всякого пафоса – спасенные жизни. Потом три года я занимал должность главного врача. Сразу скажу, долго не соглашался на кресло Министра. У меня и так все уже было: любимая работа, зарплата – больше, чем сейчас, нормальный рабочий график, в котором хватало времени на семью и детей.

Понимаю, что некой кучке людей, «заточенной» на изничтожение всех медицинских чиновников, бесполезно доказывать, что я пришел в Минздрав не за властью и деньгами. Мне достаточно того, что у людей которые меня знают, это не вызывает никаких сомнений. Пришел для чего? Я, как человек знающий положение дел изнутри, давно понял, что отрасль не выживет, если не переломить ситуации. Причем, не выживет вместе со своими пациентами. У меня много друзей среди главных врачей. Когда вступал в должность, губернатор спросил, смогу ли завтра стать с ними врагами. Я ответил, что смогу, ведь медицина – не только врачи, но главным образом – пациенты. В первую очередь именно их интересы я должен отстаивать, даже вопреки корпоративной этике и приязни.

У меня далеко не всё получается, скажу честно. За два года тихого сопротивления, иногда откровенной войны, того бардака, который сложился в отрасли – не переломишь. Но время доказало, что все решения, которые принимало Министерство в – так сказать – мое время – верные и под каждым я готов вновь подписаться.

Приступаю к ответу на вопросы. Сразу понял, что многие из них – коллективное творчество. Потому, если позволите, и отвечать буду – оптом – по темам.

? Одноканальное финансирование. Профанация, из-за которой больницы лишились денег даже на медикаменты и питание. И все, «благодаря» Прокину – неоднократно спрашивали в он-лайн беседе.

Отвечаю. Одноканал, новые зарплаты и снабжение стационаров медикаментами – три звена одной цепи. Причем, не надо заводить людей за угол( для тех, кто кричит, что я лишил больницы бюджетной поддержки), одноканал- это все тот же бюджет, только в виде отчислений в территориальный фонд медицинского страхования. И как не порадеть тем самым товарищам депутатам, по чьему мнению медицина идет на дно, чтобы бюджетных отчислений было больше? Тогда и отрасль ни в чем не будет нуждаться.

Деньги с 1 января 2009 года идут в конкретные ЛПУ через страховые полисы. Одноканальная система внедрена на территории региона не полностью, только по пяти статьям расходов ЛПУ:

1.Заработная плата.

2.Начисление на заработную плату.

3.Медикаменты, реактивы и посуда для лаборатории.

4.Продукты питания.

5.Мягкий инвентарь.

Деньги в ЛПУ поступают только по выполненным объёмам медицинской помощи населению Ульяновской области, т. е. лечебные учреждения в конце каждого месяца предоставляют реестры пофамильно на каждого больного либо стационарного, либо амбулаторного.

Главный плюс – это очень прозрачная система финансирования, которая позволяет контролировать расходование средств на оказание медицинских услуг. И многим руководителям такая система финансирования, видимо, не нравится.

Ранее существовавшая система финансирования – сметное бюджетирование, менее прозрачна в сфере оказания медицинских услуг. Она менее ориентирована на результат, на оказание помощи конкретному больному. Она была направлена на содержание больших площадей и большого количества штатов. При сложившейся экономической ситуации данная система финансирования (одноканальная) наиболее приемлема, хотя и имеет определённые недостатки: отсутствуют финансовые средства для приобретения оборудования, производства капитальных ремонтов, зданий, сооружений, благоустройство территорий и т.д.

Сегодня данная система финансирования лечебных учреждений направлена только на оказание качественной бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий населению Ульяновской области. Ее нельзя назвать «системой бурного развития», в нынешних экономических условиях – это сохранение достигнутого.

Насчет того, что только Прокин так «одарил» Ульяновскую область – откровенная ложь. Большая часть наших соседей, сегодня успешно развивающихся, уже работают в системе одноканального финансирования. Более того, переход всех оставшихся регионов на одноканальное финансирование уже в так называемом безакцептном порядке (без возражений) федеральное министерство планирует уже в 2010 году. Такова концепция федерального министерства. И она не обсуждается.

? Отраслевая система оплаты труда – вопросы без подписей – конкретные случаи, в которых надо разбираться. Обращайтесь в Минздрав, на основании Ваших заявлений мы сможем провести ведомственные проверки и конкретно вам обосновать ваш уровень заработной платы.

Если говорить в целом – одноканал и новая система оплаты труда – это момент истины для каждого руководителя конкретного лечебного учреждения. Все мы живем в рамках своей зарплаты, укладываемся в нее. Каждое лечебное учреждение имеет свой бюджет – уж, какой есть. Рассчитывается эта сумма по спущенным сверху, федеральным нормативам. Почему где-то бюджет больше, а где-то меньше? Это зависит от бюджета конкретного субъекта федерации. Если в нашем регионе он дефицитный – соответственно – дефицитна и программа госгарантий. Впрочем, как и в большинстве регионов страны. На все здравоохранение в России выделяется сегодня порядка 3% ВВП. На Западе – 16%. Стоимость программы государственных гарантий, в США – 7 000долларов на каждого пациента, в нашем регионе – 1700 рублей. В Самаре, учитывая, их недефицитный бюджет – более 3 тысяч в год. У нас недостаточная, дефицитная программа государственных гарантий. Но все же она более, чем в два раза выросла по сравнению с прошлым годом.

Итак, есть бюджет больницы. Хороший хозяин распределит его так, что хватит на все. Пусть по минимуму – мы живем в таких условиях – но на все. И у нас немало лечебных учреждений, где хватает денег. Но есть и «герои». Приведу самые типичные примеры. Точнее, даже не примеры, а – вопиющее безобразие, которое было и раньше, но вскрылось именно благодаря новой, более прозрачной и простой системе финансирования.

Возьмите Радищевский район, к примеру. Раздутые штаты, до сих пор не организованная служба неотложной помощи, масса жалоб от пациентов на то, что даже в дневной стационар они несут свои лекарства. Главный врач объясняет, нет денег, подразумевает – Прокин не дает. Выехали с проверкой. Выяснилось, что весь бюджет ЦРБ идет не на пациентов, а на себя любимых. Зарплата участкового терапевта там, в сельской местности – более 40 тысяч рублей! И это еще без учета федеральной надбавки! Другой случай – трагический. Потому не называю района. Умер малыш, при родах. При проверке оказалось – деньги родовых сертификатов врачи на себя потратить не забыли, а элементарного медикамента для реанимационных мероприятий в больнице не оказалось, не купили. Третий пример, лекарства для стационаров, по заявке ЛПУ города Ульяновска до сих пор лежат мертвым грузом на складах ОАО «УльяновскФармации». Выбраны всего на 15 % от заказанного объема. Получается, либо в ЛПУ итак всего хватает, либо потратили бюджетные деньги – напрасно, т.е. заказали то, что не нужно в принципе. Вот почему в конкретных ЛПУ нет лекарств, а с больных требуют денег даже за бинт и вату. Человеческий фактор – грубейшие нарушения в управленческих решениях конкретных руководителей конкретных ЛПУ.

Какой выход. Отстранять конкретных виновных от должности, снимать главных врачей, у которых – цитирую губернатора – жизнь удалась. Что мы сегодня и начинаем делать. Подозреваю, что именно по этой причине столько шума и столько сопротивления лично против Прокина.

И еще, не надо писать в Интернете анонимные жалобы. Я – доступный человек. Записаться на личный прием можно безо всякого блата, по телефону приемной: 41 05 01. Приходите, разберемся по каждому случаю. Если, конечно, вы заинтересованы в решении конкретной проблемы, а не в том, чтобы всего лишь создать вокруг нее много пыли и пафоса.

? Информатизация медицины. Убогие отчеты ЦРБ и убогий сайт Минздрава.

Принимается. Но только позвольте сказать, что мы всего лишь вошли в федеральную программу по информатизации отрасли. И только начали двигаться вперед, надеемся получить на эти цели более 250 миллионов. Ответственно заявляю, сделать это было очень непросто! Не надо было? Пусть все остается как есть? В этом суть вашего вопроса? Согласен, к примеру, в Самаре дела обстоят совсем иначе. Но там последние восемь лет только местный бюджет вкладывает в развитие новых информационных технологий по миллиарду в год. У нас – совсем другие возможности. Совсем другой уровень элементарной компьютерной грамотности, особенно в селе. И форма «убогих» отчетов ЦРБ разработана с учетом навыков и умений персонала.

Благодаря тому, что мы все-таки вошли в федеральную программу мы переломим ситуацию, планируем и подготовить кадры, и внедрить новое программное обеспечение. Ну, а что касается сайта – он предназначен для внутреннего, служебного пользования, а уж никак не для украшения министра или Минздрава. Все необходимые для работы документы на нашем сайте есть. «Крутой» дизайн – исключен, так как наш сайт находится на бесплатном хостинге, со всеми вытекающими из этого последствиями. Так что – как у классиков – не учите жить, лучше помогите материально.

? Туберкулез и динамика заболеваемости в целом. С намеком, что в нашем регионе дела обстоят хуже некуда.

Опять – либо некомпетентность, либо намеренное «замазывание глаз».

Сначала о заболеваемости. Общероссийские данные. Не секрет, что и заболеваемость, и смертность от основных причин у нас значительно выше, чем в других странах. На 100 тысяч населения смертность от сердечно-сосудистых заболеваний год назад составила 829 случаев. В Европе – в четыре раза меньше – 200. По-прежнему во всех регионах России смертность превышает рождаемость. Средняя продолжительность жизни у нас находится на уровне развивающихся стран – 67, 7 лет. Сравнивать все с положением дел до 90-годов, как пишет автор вопроса – бессмысленно и не показательно. Уровень здравоохранения Советских времен и уровень здоровья населения – всем известно – не идет ни в какое сравнение с сегодняшним состоянием дел в отрасли. И – согласитесь – не Прокин в этом виноват.

Все, что возможно сделать в сегодняшних условиях – острого недофинансирования отрасли, причем в масштабах всей страны – мы делаем. Оппоненты пишут, что наши люди мрут от туберкулеза. Ложь! Заболеваемость коренного населения Ульяновской области стабильно ниже, чем показатели по РФ и ПФО, составляет на 100 тыс. населения:

в 2008г. -67,8 в 2007г.- 64,3. Заболеваемость среди детей втрое ниже общероссийской: снизилась с 12,4 до 6,9 на 100 тыс. населения, это связано с тем, что в Ульяновском регионе в течение 2007года на высоком уровне проведена туберкулинодиагностика среди детей с охватом в 2007году – 99.8%. Если сравнивать показатель заболеваемости туберкулезом со временами Советского периода, то он несомненно имеет тенденцию к росту, в 1986 г.- 40,0 на 100 тыс. населения, в 2008г.- 67,8 на 100 тыс. населения. Но во главе угла здесь не состояние отрасли, а смена социальных условий жизни населения, обострились факторы риска распространения туберкулёза: безработица, миграция, стрессы. Данная ситуация в Ульяновском регионе отражает общую тенденцию роста заболеваемости туберкулезом в РФ.

Закупка лекарств в 2008 году не происходила за счет средств федерального бюджета. И это не повод для злорадства. Закрывал брешь бюджет региональный. Причем, брешь огромную – стоимость лечения одного больного порядка 1 миллиона рублей ( длительный курс, рассчитанный на 2 года) На 01.04.09 г. проведены аукционы, заключены государственные контракты и договора и начаты поставки лекарственных средств на первое полугодие 2009 года. Это даёт нам уверенность, что туберкулёзная инфекция будет сдерживаться на территории Ульяновской области.

В целом, показатели смертности и заболеваемости по основным группам заболеваний – снизились и они ниже общероссийских показателей. В 2008 году в области умерло 20033 человека, что меньше, чем в 2007 году на 732 человека, или на 3.6%. По России число умерших увеличилось на 0.03%. В 2008 году наметилась тенденция к снижению смертности от социально-значимых заболеваний. Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 3,1%. Смертность от онкологических заболеваний имеет тенденцию к снижению: показатель в 2008 г. – 191,0 на 100 000 населения; и ниже средне -российского и целевого показателя на 5% (по РФ– 201.0)

Принятие управленческих решений и внедрение современных методов диагностики и лечения позволило добиться снижения показателей общей заболеваемости болезнями системы кровообращения на 4,6 %, с 289,2 в 2007 году, до – 276.0 на 1000 населения, в 2008 году. Снизилась заболеваемость гипертонической болезнью, хронической ишемической болезнью, цереброваскулярной патологией, зарегистрировано на 155 острых инфарктов миокарда меньше, чем в 2007 году.

И еще раз подчеркну, это – не цифры Прокина или даже Минздрава. Это итоги, которые по всем отраслям подводит Госкомстат.

? Про младенческую смертность, если позволите, расскажу в рамках вопроса о закрытии родильных домов в ЦРБ. Это две взаимосвязанные темы.

Некоторые общественные деятели очень гордятся, что отстаивают родильные койки в ЦРБ. А чем гордиться-то? Тем, что женщины, остающиеся там, теперь подвергают смертельной опасности свою жизнь и жизнь своего ребенка? По аналитическим данным менее 30% родов можно считать условно нормальными. Все остальные протекают с патологиями и серьезными осложнениями.

В такой ситуации оказать качественную и квалифицированную помощь способны только в хорошо оснащенных и укомплектованных кадрами родильных отделениях.

Определенно можно сказать, что большая часть родильных отделений ЦРБ не соответствуют никаким требованиям. К примеру, из 19 ЦРБ круглосуточное дежурство акушера-гинеколога существует только в пяти больницах. Реанимационное оборудование стоит накрытое пеленками, нет квалифицированных кадров, дай бог, один врач на все родильное отделение, который, к тому же еще и ведет прием в женской консультации.

Врачи держаться за своих рожениц до последнего, не объясняя им все возможные риски иногда, откровенно вводя в заблуждение, ради денег родовых сертификатов. Как они расходуются – пример я приводил выше. Еще одна последняя трагедия – Чердаклинская ЦРБ. Одна родильная койка, а доктор взял сразу две «шабашки», как рассказала корреспондентам «Молодежной газеты» пострадавшая женщина. Между тем, десять-пятнадцать минут до современного перинатального центра в Новом Городе.

Со всеми виновными разбираются сегодня компетентные органы. Разумеется, оппоненты могут сказать, а где же ваши действия, уважаемая власть? Надо готовить кадры, оснащать оборудованием и делать так, чтобы любое родильное отделение ЦРБ могло оказать помощь на уровне лучшего роддома областного центра. Согласен! Но это будет возможно, наверное, в будущей лучшей жизни. На сегодняшний день такой возможности просто нет. Вижу единственный выход – исключить «рулетку» (повезет – не повезет) по максимуму. И только от врача зависит, насколько вовремя он оценит все риски и направит женщину рожать в город. Ваш лечащий врач и есть главный ответственный за ваше здоровье. И именно он должен не допустить процесс до того, что «не довезут» – как спрашивают в одном из вопросов. Вместе с тем койки для экстренных родов и патологии беременности из центральных районных больниц никто не забирает.

Подчеркиваю – других вариантов сегодня просто нет.

? Вторая городская поликлиника – там, похоже, весь обком КПРФ проходит лечение? Много вопросов, на которые давно даны ответы.

Никакой оптимизации в отношении этой поликлиники в 2009 году не будет. Мы предлагали городскому комитету здравоохранения реорганизовать ее в филиал поликлиники №1. Но это – чисто юридический вопрос, который никак не коснулся бы пациентов. Не пришлось бы содержать две бухгалтерии, две хозслужбы, две администрации, которые не имеют никакого отношения к лечебной части. Вместе с тем, сэкономленные на этом деньги пошли бы на развитие поликлиники №2. Не мне вам рассказывать, в каком ужасном состоянии она находится, да и профильных специалистов там не хватает. В этом, кстати, и причина того, что запись на УЗИ – на два месяца вперед. При этом поликлиника №1 укомплектована и штатами, и оборудованием. Согласитесь, ведь это просто здравый разумный подход. И никому, кроме управленческого персонала – не в ущерб.

План оптимизации рассматривается и принимается на уровне законодательной и исполнительной власти города Ульяновска ( или любого другого МО), в данном случае – на заседании Городской думы. Так что все намеки, насчет того «может ли Ермаков отказаться, если Прокин велит»- чистой воды лукавство. Тем более, что бюджет городского здравоохранения – это средства городского бюджета, которыми Минздрав и я лично никак не распоряжаемся. Это компетенция муниципального образования. Мы всего лишь рекомендуем сделать так, как на наш взгляд сделать просто необходимо.

? Плавно перетекаем к теме оптимизации или – как сегодня – говорят уже модернизации сети лечебных учреждений.

Никто не собирается махать шашкой наголо. Более того, еще вся оптимизация в большинстве своем только на бумаге, на уровне разговоров. Нигде не повесили амбарных замков на участковые больницы, нигде не заколотили окна.

Модернизация сети лечебных учреждений – скажем прямо – это исключительно непопулярный процесс. По одной простой причине – уже много лет никаких перемен отрасль не претерпевала. А все новое, как правило, воспринимается в штыки.

Кроме того, люди, часто с подачи СМИ или каких-то заинтересованных в народном гневе информаторов, принципиально неверно ставят вопрос. В большинстве случаев речи о закрытии, сокращении, ликвидации не идет! Если хотите, это чисто юридический вопрос, который никак не касается пациентов. Так же как и с городской поликлиникой №2. Было самостоятельное юридическое лицо – участковая больница. Стало структурное подразделение ЦРБ – офис врача общей практики. Какая разница людям – это все тот же участковый терапевт, к которому на селе идут и с ухом, и с животом, и сердцем. Но теперь он обретает свой законный статус. А это – доплата к зарплате, возможность получать дополнительное финансирование на оснащение оборудованием и развитие. Какая разница бабушке как называется машина, которая будет доставлять ее в больницу – скорая помощь или неотложная? Никакой. А ведь такая смена названия – это возможность получить средства из ТФОМСа, а не только жить на голодном пайке из местного бюджета. Так кому же хуже от этого?

Второй момент. Модернизация сети ЛПУ – не наша прихоть. Легче всего оставить все как есть. Но на сегодняшний день у нас нет такой возможности. Нет возможности содержать не эффективно работающие, убыточные предприятия. Какой смысл оставлять участковую больницу, если нет возможности ее финансировать, платить зарплату медицинскому персоналу, обеспечивать медикаментами?

Третье. Сегодня, чтобы получать дополнительное финансирование из средств ТФОМСа и федерального бюджета – очень важно привести все в полное соответствие с законом, с нормативом. Участковые больницы строились в советские времена, во времена, когда процветали колхозы и совхозы, когда на селе было полным полно молодежи. Сегодня численность населения снизилась в разы – пора подводить под эту численность и коечный фонд. Кроме того, большей части участковых больниц пришло время получать лицензию на оказание медицинской помощи. И большая часть участковых больниц никогда ее не получат, потому как в них нет ни одного врача, только средний медицинский персонал, и нет необходимого круглосуточного наблюдения. Обеспечить его немедленно мы не сможем – сами знаете, как остро стоит кадровый вопрос в нашей отрасли. Таким образом, оставив все, как есть, мы ставим участковые больницы вообще на грань ликвидации. Завтра придет контролирующее ведомство и запретит безлицензионную деятельность.

Перегибы на местах возможны. Как было, например, с Ореховской больницей Радищевского района. И здесь, разумеется, очень важно вмешательство общественности. Такая оптимизация никому не нужна! Без альтернативы ни одно учреждение закрыто не будет. Прежде, чем что–то ликвидировать, необходимо что-то создать и это – базовый принцип процесса модернизации. Второе, любая реорганизация требует детального изучения условий: выделены ли в бюджете средства на ремонт, какая дорога, есть ли собственный транспорт. Третье, если речь идет, к примеру, об офисе врача общей практики – какова ситуация с кадрами, их обучением. Если говорим о сокращении персонала – то насколько решен вопрос о трудоустройстве. И наконец, последнее. Что получается в конце нашего процесса модернизации. Итогом должны стать – качество и доступность медицинской помощи. И опять, возвращаясь к началу нашего разговора, подчеркну, что никто не рубит с плеча. Областная комиссия по модернизации социальной сферы еще только начала свою работу. И планы, которые нам предлагают конкретные Муниципальные образования и главные врачи – не догма, все поправимо. И все подлежит корректировке. В первую очередь, с учетом интересов местных жителей.

? Возможно ли перейти в другую поликлинику.

Да, теоретически. Одноканальная система финансирования как раз и направлена на то, чтобы создать конкуренцию между ЛПУ. Но – сажем честно – конкуренции у нас пока никакой. Мы еще только сверяем с реальностью рассчитанные эмпирическим путем тарифы на каждое ЛПУ. Мы еще только начали этот путь. И тем не менее, считаю, что главный врач не имел права отказать перезакрепить пациента. К сожалению, вопрос опять анонимный, без указания конкретной поликлиники.

Выход – пойти в страховую кампанию и переделать страховой полис с одного медучреждения на другое. Насколько я знаю, такая практика существует.

? «Липовые» специалисты. Это правда, что диплом о высшем образовании у руководителя правового отдела министерства здравоохранения Сорокиной Е.В. – поддельный? Кто проверял подлинность диплома при приеме Сорокиной на работу? Вы можете поручиться за Сорокину?

Да, могу, поскольку в целях проверки достоверности представляемых государственными гражданскими служащими персональных данных, в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 44 Федерального Закона Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» делаются запросы об обучении и подтверждении документов об образовании всех государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения Ульяновской области. Ответ на запрос о получении диплома Сорокиной Е.В. по специальности «Юриспруденция» подтвердил подлинность документов данного начальника отдела.

Относительно какого-то мифического врача-хирурга Р… Алексея Борисовича.

Я не знаю кто такой Р… Алексей Борисович. В области работают 4238 врачей, из них врачей-хирургов – 188. Я знаю одно – врач-хирург не работает один и в темноте. Рядом с ним, в ходе операции, трудятся коллеги-хирурги, врачи-анестезиологи, операционные сёстры, медицинские сёстры-анестезисты. Факт некомпетентности хирурга виден сразу. Никто не позволит неучу даже подойти к операционному столу, особенно когда на нём лежит ребёнок. Так что кусок статьи из замечательной газеты «Левый марш» на мой взгляд – не соответствует действительности.

Я прошу, дайте мне фамилию указанного в статье врача – мы проведём расследование.

Ну, а начет «блатных» в Минздраве – достаточно посмотреть объявления на нашем сайте и в областных СМИ. У нас масса свободных вакансий и дикая текучка кадров – мало кто выдерживает такой график работы. Кстати, в местный Минздрав давно уже нет очереди поработать на “сладком месте”, так как заработная плата у простого клерка 10 тысяч рублей, а рабочий день по 12 часов. Причем, часто без выходных и перерыва на обед.

? Выселение кардиоцентра – многострадальная тема.

Первое, на новом месте кардиологический диспансер однозначно улучшил условия. Он находится в экологически чистой зоне, в парке, на территории бывшего профилактория. Очень важно, что здание значительно больше по площади и специально построено именно под лечебное учреждение. Нынешний Минздрав располагается в административном помещении, которое изначально было предназначено под райком партии. Съездите, увидите сами, с каким размахом развернулся сегодня ,к примеру, дневной стационар кардиоцентра. Раньше, на Кузнецова 18а, он ютился в двух пятиметровых комнатушках.

Ну, а насчет удобства добираться – здесь никогда не угодишь на всех. Киндяковка – такой же доступный район, как и все остальные. Кому-то, наверняка было неудобно ездить в центр.

Ну, а насчет евроремонта, надеюсь, исчерпывающие ответы вы получили в ходе полемики он-лайн интервью. Зацепили работников Минздрава весьма голословные обвинения. Зайдите – посмотрите, у нас нет никакой пропускной системы, всю нашу «роскошь» увидите сами.

? Почему нет второй так необходимой поликлиники в Засвияжье, почему не заложены деньги на противопожарную безопасность больницы им.Карамзина и т.п.

Вы же прекрасно понимаете, что это вопрос – не медицинский. Это вопрос сугубо финансовый. И не мне вам объяснять – кризис на дворе. Что касается поликлиники в Засвияжье – первоначальный инвестор не выполнил своих обязательств, сегодня городские и областные власти ищут нового. Говорят, нашли. Деньги на проектно-сметные работы в бюджет города заложены. А рассчитываться городской бюджет будет в кредит – на семь-восемь лет вперед.

Насчет того, что мы запретили психиатрической больнице включать в смету расходов мероприятия по противопожарной безопасности – полная ложь. Истина заключается в том, что в бюджет 2009 года были заложены лишь самые основные статьи расходов – зарплата, медикаменты, питание. Насколько мне известно, на «пожарную» статью только по лечебным учреждениям города Ульяновска необходимо порядка 150 миллионов рублей. В остро дефицитном бюджете – 3,5% от необходимого. И вам известно, что такая же ситуация во многих регионах страны – закрываются социальные учреждения по предписаниям противопожарной службы. «Тушить» ситуацию приходится в авральном порядке. Власти региона в оперативном режиме изыскивают средства, чтобы приостановить действия судов и не допустить закрытия больниц.

? По какой причине ОГУП «Фармация» резко сократила количество производственных аптек.

Никаких «резких» процессов в «Фармации» не происходило. С момента присоединения государственных аптек к ОГУП «Фармация» (октябрь 2006 года), были закрыты только две производственные аптеки ( №75 и №146). Причем, на населении это ни коим образом не сказалось, так как обе аптеки изготавливали лекарственные средства только для лечебных учреждений. В настоящее время все производственные аптеки, обслуживающие население, сохранены и функционируют.

Ленинский район: аптеки №№ 72, 94

Железнодорожный район: аптеки №№ 5, 151

Засвияжский район: аптеки №№ 135, 132, 121

Заволжский район: аптеки №№ 6, 80, 150.

? Загадочная поездка в город Вену и покупка ангиографа.

Во-первых, хочу вновь повторить, что я не причастен к этому делу. Все его перипетии – безо всяких домыслов, только факты, причем не только из моих уст – изложены вот в этой статье, в газете «Дыхание земли». Почитайте на досуге.

Федор Прокин: «На здоровье не экономят».

А насчет ссылок из замечательной газеты «СИ» должен вам сказать, что именно эту публикацию мы обжаловали в суде, как клеветническую, и выиграли дело! Теперь «СИ» даст опровержения и к тому же заплатит штраф за откровенную ложь. Так что не советую вам опираться на такую «информацию». Она – мягко говоря – сильно искажена.

? Почему скорую приходится ждать от 30 минут.

Вы правы, норматив – 20 минут. Но в большинстве своем в превышении этой нормы виноваты не медики. Какие у нас дороги – сами знаете, какие пробки – тоже. Автомобили и кадры ( то, что от нас зависит) – худо-бедно – но есть везде.

? С чем связано резкое повышение цен в аптеках города.

На сегодняшний день уровень розничных цен на лекарства за первый квартал 2009 года вырос на 14, 6 %. За весь прошлый год ( 12 месяцев) – стоимость увеличивалась в два раза меньшими темпами. Не мне вам объяснять, что связано это с нестабильной финансовой обстановкой и усугубленной ею инфляцией. Все подорожало. Рубль упал. Между тем, 70% препаратов на нашем рынке – зарубежные, а оставшаяся часть отечественных, в основном, производятся на основе импортных субстанций. Какие шаги мы предпринимаем. Первое, Ульяновская область один из немногих регионов страны, где цены на лекарства все-таки контролируются, у нас есть порог предельно допустимых наценок. Второе, сегодня мы на уровне правительства прорабатываем вопрос об организации фармацевтического производства на территории региона. Третье – решается вопрос об укрупнении государственных аптек. На сегодняшний день они занимают едва 15% фармацевтического рынка области.

Если есть более кардинальные и действенные предложения – милости просим.

? Строительство домов вокруг туберкулезного диспансера.

Земли вокруг областной больницы и областного противотуберкулезного диспансера не находятся в ведении Минздрава или самого лечебного учреждения. Это муниципальная территория, которой распоряжается собственник по своему усмотрению. Мы не имеем права вмешиваться в ситуацию, на этот счет есть многочисленные контролирующие ведомства. Советую вам спросить у них, как они к этому относятся.

? Неужели вы считаете, что ремонт одного этажа в ОКБ может заменить строительство центра, аналогичного в Казани.

Вопрос сформулирован так, что его можно интерпретировать – не лезьте и не стройте. Странная позиция – так не доставайся же ты никому, сосудистый центр. Примерно так. Ну, если у вас есть выбор, уважаемый, лечитесь в Межрегиональном казанском, наш – пусть только первый этаж – будет работать для тех, у кого нет возможности ездить по «Европам». Еще раз скажу, что сосудистый центр – это в первую очередь – не здание, это принципиально новая система медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми патологиями. Для этого не надо строить «дом», да у нас и нет такой возможности. Разумеется, роскошью и размахом нам Казань не затмить и не догнать. У нас совсем другие средства и жить мы можем только по ним. Но аппаратура у нас, действительно, будет самая современная в Поволжье, потому как покупать мы ее будем сегодня, а не пять лет назад как в Казани.

? Насчет всех коммерческих вопросов.

Мне скрывать нечего, но отчитываться перед анонимом насчет содержимого моего кармана – не намерен. Согласитесь, к здравоохранению это не имеет никакого отношения. Налоговую декларацию подаю по всей форме, в том числе и на ближайших родственников, даже детей. Так что не переживайте за меня. У меня все в порядке.

? Почему губернатор уехал лечиться в Москву.

Ну, во-первых, это надо спрашивать у губернатора. Но должен вам заявить, что всю помощь, которую Сергей Иванович может получить на территории региона – он получает. В столицу за ней не ездит.

? Комиссии без подготовки.

Уверяю Вас, губернатор легко может посетить «пару- другую» медучреждений без предупреждения. И посещает. Переодетых пациентами санитарок мы не сажаем – не смешите людей. Ну, а насчет состояния отрасли – тут и скрывать ничего не надо. Или вы хотите сказать, что два-три года назад все было «в шоколаде», а сегодня вот тебе, батюшка, и юрьев день – разруха грянула? Очереди, снабжение лекарствами по минимуму, «нересторанное» меню в стационарах – это беда двух последних десятилетий. Причина – тотальное недофинансирование отрасли (цифры я приводил выше). И вообще – как на ваш взгляд – что дороже: учится или лечиться? Так почему же никто не возмущается, что за питание в детском саду или в школе надо платить? А в больницах все должно быть бесплатным и вкусным.

К сожалению, социализм в отдельно взятой больнице или отрасли – не построишь. А ситуация в здравоохранении в регионах, подобных нам, одинаковая. (Не надо сравнивать нас с Казанью или Самарой). Потому и комиссиям из федерального центра никто не «замазывает глаза». К нам едут, именно потому, чтобы помочь.

? Вопрос о работе лицензионного отдела Минздрава.

В 2008 году было проведено 169 проверок соблюдения лицензионных требований и условий. В ходе данных контрольных мероприятий были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных действующим законодательством. По фактам данных нарушений Министерством выдано 86 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 33 протокола об административных правонарушениях, из них:

– 6 протоколов составлено по фактам нарушений, выявленных в сфере фармацевтической деятельности (нарушение установленного режима хранения лекарственных средств, отсутствия необходимого уровня профессиональной подготовки у специалистов и др.)

– 27 протоколов составлено по фактам выявленных нарушений в сфере медицинской деятельности, из них:

– 19 в отношении муниципальных учреждений здравоохранения (в том числе 9 в отношении руководителей данных учреждений)

– 8 в отношении в отношении частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются:

– работа без лицензии по отдельным видам работ (услуг)

– несвоевременное повышение квалификации у специалистов

– эксплуатация медицинской техники, не прошедшей необходимое техническое обслуживание.

Материалы административного производства рассматриваются судами соответствующих инстанций, в качестве меры наказания применяется, как правило, наложение штрафа (в том числе и в отношении должностных лиц).

Это справка, которую я запросил в нашем лицензионном отделе. От себя добавлю, что в отделе работают всего три человека, работают тяжело, с восьми утра и до девяти вечера. Впрочем, как многие в Министерстве.

? Платные услуги.

Первое – в каждой поликлинике или стационаре на самом видном месте должен висеть перечень услуг – платных и бесплатных. Второе – оборудование, полученное по нацпроекту должно работать только бесплатно – это аксиома. Третье – медицинские услуги, входящие в программу государственных гарантий так же должны оказываться бесплатно. Исключением является, если услуга оказана с повышенной сервисностью и комфортностью. Например, общий анализ крови вас направляют сдавать к 8 утра, там большая скученность пациентов, очереди. Вы хотите сделать его немедленно, чтобы завтра не тратить время – потому и платите. Естественно, если речь не идет об оказании экстренной помощи. Тогда всегда немедленно и бесплатно.

На анонимные вопросы отвечать крайне трудно. Предлагаю Вам обратиться в Минздрав и рассказать о ситуации конкретно, а не гипотетически. Где и когда вас вынудили заплатить за бесплатную услугу.

Подчеркну, что никакой «обязаловки» в платных услугах нет и быть не может. Пациент их делает по собственному желанию, решает сам – может он себе позволить, к примеру, углубленную диагностику или нет. А наша система здравоохранения – бесплатно – может предложить лишь то, что прописано в территориальной программе госгарантий. Было бы туда включено какое-либо дорогостоящее обследование – мы его непременно бы делали и делали бесплатно. Но пока за него не платит бюджет – приходится платить самому пациенту.

Разумеется, в структуре доходов практически всех ЛПУ есть доля платных услуг. Не более 10-15%. И это благо. Во-первых, для самого учреждения здравоохранения, ведь врачи за счет привлечения платных средств могут и оснастится получше, и увеличить зарплату. Сразу скажу, что все эти деньги идут не в карман, а в бюджеты МО и только потом в виде субвенций возвращаются в поликлиники, каждый рубль – уверяю вас – подконтролен.

Второй момент, благодаря этому, сдерживаются цены в частных клиниках, которые, впрочем, и сейчас многим не по карману. Сравните, внеплановой УЗИ, без направления и очереди в городской поликлинике стоит в пределах 100-150 рублей. В частной – первый визит к врачу не менее 300, а специальная диагностика, такая как УЗИ – в районе полутысячи и выше. Почувствуйте разницу. И это сейчас, когда бесплатная медицина составляет конкуренцию платной.

В завершение сообщу, что на уровне федерального центра принято решение расширять количество платных услуг. И это логично – бюджет давно не в состоянии тянуть «бесплатную» медицину. Но сразу скажу Ульяновская область – единственный регион Приволжского округа, где доля платных услуг крайне мала. Съездите в Казанские центры, о которых пишете, там давно все за деньги. Причем за такие, какие совсем не идут в сравнение с нашими.

? Коммерческое предприятие в госпитале и академия Светланы Пиуновой во второй детской поликлинике.

Да, это верная информация. Насчет госпиталя, не мы сдавали в аренду его площади. Срок аренды частной медицинской клиники «Медси» истек в августе прошлого года. С тех пор руководство госпиталя безуспешно пытается выселить «квартиранта». Согласитесь, не врачи должны идти в рукопашную. На это есть компетентные органы. По поручению губернатора сегодня в ситуацию, наконец, вмешался собственник помещения – комитет по управлению имуществом. Надеемся, что с их помощью дело пойдет быстрее. В противном случае госпиталю придется ввязываться в судебный процесс и выселять коммерсантов уже по решению суда. А это тоже может надолго затянуть решение проблемы.

Совершенно аналогичная ситуация с детской поликлиникой №2, на площадях которой размещалась сначала Профессиональная ассоциация медицинских специалистов народной и традиционной медицины, а с лета 2008 региональное отделение всесоюзной партии «Воля». Размещались они на техническом, невостребованном этаже, комитет по имуществу исправно взимал с них арендную плату, главный врач держал все под контролем и даже сегодня утверждает, что никаких противозаконных акций, агитации арендаторы не проводили. Более того, им было запрещено принимать в свой «клуб» прикрепленное население, к ним на занятия ходили люди извне. На сегодняшний день главный врач обратился в КУГИ с просьбой освободить помещение под лечебно-диагностический процесс. Надеемся, что в течение месяца партии «Воля» на территории ЛПУ уже не будет.