Напоминаем, Общественная палата региона продолжает собирать вопросы к отчетам  заместителей Председателя Правительства Ульяновской области о результатах деятельности за 2019 год. В этом году заслушивания отчетов зампредов проходят в онлайн-режиме. Предлагаем ознакомиться с фрагментами из отчета М.И.Семенкина и задать вопросы здесь или отправить на электронную почту opuo@list.ru. Ниже – основное о результатах деятельности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий и Агентства ветеринарии за 19 год и планах на 20-й.

Полный текст отчета: Отчет Заместителя Председателя Правительства УО – Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий УО Семенкина М.И. за 2019 год

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области за 2019 год

В соответствии с «Положением о Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области», утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 2 августа 2018 года № 18/351-П «О Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области» основными функциями и полномочиями Министерства Министерство является государственное управление:

    1. 1. В сфере агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности
    1. 2. В сфере лицензирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
    1. 3. В сфере комплексного развития сельских территорий Ульяновской области:
    4. В сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области.

Нормотворческая деятельность

В рамках реализации плана законопроектной и нормотворческой деятельности в Ульяновской области в 2019 году Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области проведена следующая работа в сфере подготовки правовых актов:

Разработаны 4 закона Ульяновской области:

    1. «О внесении изменений в статью 2 закона Ульяновской области  «О перечне должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных им полномочий в области федерального государственного надзора».

Проектом уточнён перечень должностных лиц Министерства в связи с реорганизацией Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

    2. «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области» («О внесении изменений в статью Закон Ульяновской области «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области»).

В связи с передачей полномочий по регулированию отношений в сфере органической продукции на федеральный уровень Законом признаны утратившими силу Закон Ульяновской области от 05.07.2013 № 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» и акты, изменяющие его.

    3. «О внесении изменений в статью 1 Закона Ульяновской области  «О некоторых вопросах организации розничных рынков».

Законом предусматривается приведение отдельных терминов в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    4. «О внесении изменений в статью 2 Закон Ульяновской области «О праздниках и памятных датах Ульяновской области».

В связи с многочисленными обращениями садоводов Законом перенесена дата празднования Дня садовода со 2 мая на 14 сентября.

Подготовлено 56 постановлений Правительства Ульяновской области, к наиболее значимым из которых можно отнести новую государственную программу Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» (утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/578-П), а также постановление Правительства Ульяновской области№723-П от 16.12.2019 «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления гражданам, занимавшимся разведением пчёл, единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей».

Также была осуществлена подготовка:

3 распоряжений Губернатора Ульяновской области;

13 распоряжений Правительства Ульяновской области;

71 приказов Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области;

2 модельных актов для муниципальных образований Ульяновской области.

Кроме того, в целях реализации постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Ульяновской области» от 20.02.2019 № 44-СФ (принято по итогам проведения «Дней Ульяновской области в Совете Федерации», 12-13 февраля 2019 года) Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области были разработаны следующие проекты федеральных законов:

— «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления субсидий для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и занимающихся производством сельскохозяйственной продукции»;

— «О внесении изменений в статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации в части дополнения видов использования сельскохозяйственных угодий иными видами использования в целях строительства и размещения на них объектов сельскохозяйственного назначения»;

— «О внесении изменений в статьи 16 и 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части сохранения возможности участия в общем собрании членов товарищества уполномоченных представителей членов товарищества.

Данные законопроекты были рассмотрены на рабочих группах. По итогам работы два проекта федеральных законов направлены в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

В результате рассмотрения указанных федеральных инициатив комиссией Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рассмотрена законодательная инициатива Ульяновской области «О внесении изменений в статьи 16 и 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», комиссией рекомендовано Законодательному Собранию Ульяновской области доработать проект законодательной инициативы и внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная поддержка отрасли

Решение поставленных задач в 2019 году осуществлялось за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе источником которых являются субсидии из федерального бюджета, в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/420-П.

За истекший период 2019 года были внесены на рассмотрение в Правительство Ульяновской области пять постановлений Правительства Ульяновской области о внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2021 годы.

Указанные изменения обеспечили своевременное распределение и доведение средств федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области до сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, позволили своевременно заключить с Минсельхозом России соглашение о финансировании национального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и соглашение о реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий на 2019 год.

Новыми направлениями поддержки в 2019 году стали:

— предоставление фермерам грантов в форме субсидий на реализацию проекта «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам в целях развития сельской кооперации в рамках национального проекта на условиях софинансирования из федерального бюджета (объём поддержки составил более 81 млн рублей);

— предоставление субсидий на проведение агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (объём поддержки составил более 1,2 млн рублей);

— предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, занимавшимся разведением пчёл, в связи с гибелью пчелиных семей за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области. Выплата предоставлена в объёме 2900 тыс. рублей.

В 2019 году объём поддержки на развитие сельского хозяйства и сельских территорий за счёт средств федерального и областного бюджета составил
2 млрд. 364,4 млн. рублей. Это значительно выше уровня 2018 года (было выделено 1 млрд. 477,5 млн. рублей).

Задачи на 2020 год:

На 2020 год финансирование агропромышленного комплекса и развития сельских территорий беспрецедентно увеличено.

Поддержка из областного бюджета составит 3 млрд. 362 млн. рублей (в 2019 году было 1 981,5 млн. рублей) и с учётом федеральных средств составит 4 млрд. 122,4 млн. рублей.

Такая поддержка позволит отрасли АПК, безусловно, двигаться в развитии только вперед, проводить модернизацию и реконструкцию животноводческих ферм, перерабатывающих предприятий, проводить обновление парка сельскохозяйственной техники.

С 2020 года будет действовать новая государственная программа Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» (утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/578-П),

В 2020 году сохранены все действующие меры поддержки, ни одна субсидия не прекратила своё действие, это более 40 направлений, добавлен ряд новых мер поддержки.

Новыми направлениями государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2020 году станут:

1) предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с проведением работ по известкованию кислых почв;

2) предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по выданным ипотечным) кредитам, предоставленных гражданам РФ, проживающим на сельских территориях, или строящим (приобретающим) жилое помещение на сельских территориях.

В конце декабря 2019 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключены соглашения о предоставлении в 2020 году субсидий из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области на предоставление «компенсирую­щей» и «стимулирующей» субсидий, на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и известкования кислых почв на пашне.

В рамках «компенсирующей субсидии» сельскохозяйственным товаропроизводителям будут предоставляться субсидии на возмещение понесённых затрат («погектарная» субсидия, субсидии на развитие элитного семеноводства, на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства, на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, а также страхование).

«Стимулирующая» субсидия будет предоставляться:

1) производителям сельскохозяйственной продукции, в целях возмещения части их затрат, связанных с обеспечением прироста сельскохозяйственной продукции собственного производства (молока, а с 2021 года – зерновых, зернобобовых и масличных сельскохозяйственных культур);

2) на закладку и уход за многолетними насаждениями, а также
на раскорчёвку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений;

3) грантовая поддержка «начинающим» фермерам и фермерам на развитие семейных ферм (включая растениеводство), а также на развитие материально-технической базы СПоК.

Новыми направлениями государственной поддержки в 2020 году станут:

— в рамках «компенсирующей» и «стимулирующей» субсидий – поддержка научных и образовательных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на территории Ульяновской области (субсидии на развитие элитного семеноводства, приобретение племен­ного молодняка сельскохозяйственных животных и на производство молока,
а с 2021 года – зерновых, зернобобовых и масличных сельскохозяйственных культур, при условии обеспечения прироста производства указанной сельскохозяйственной продукции);

— субсидирование производства сахарной свёклы;

— в рамках реализации проекта по организации деятельности научно-образовательного кластера агропромышленного комплекса планируется предоставлять образовательным организациям высшего образования гранты
в форме субсидий на организацию «Школы фермера», посредством которого граждане смогут ознакомиться с организацией деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и опытом их работы во всех подотраслях сельского хозяйства, научиться основам планирования и ведения деятельности, составлению проектов создания и развития КФХ для дальнейшего участия
в конкурсах на получение грантов для реализации проекта «Агростартап»
и поддержку «начинающих фермеров». Такая мера поддержки позволит вовлечь граждан, в том числе молодого возраста, в сферу сельского хозяйства для ведения ими КФХ.

Для обеспечения эффективности использования бюджетных средств Государственной программой предусмотрено, что с каждым получателем субсидий (сельскохозяйственным товаропроизводителем, муниципальным образованием) будут заключаться соглашения о достижении целевых показателей. При невыполнении целевого показателя средства будут возвращаться ими в бюджет.

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области проводит постоянный мониторинг выполнения сельхозтоваропроизводителями Ульяновской области установленных целевых показателей, в случае их невыполнения в адрес сельхозтоваропроизводителей направляются уведомления-требования о возврате бюджетных средств.

В течение 2019 года в адрес сельхозтоваропроизводителей направлено более 160 требований о возврате средств на сумму более 29 млн. рублей.

Более того: в связи со столь значительным увеличением поддержки агропромышленного комплекса из областного бюджета мы увеличим налоговые поступления от курируемых отраслей.

На следующий год мы планируем увеличить поступления в областной бюджет доходов только от одних акцизов на алкогольную продукцию на сумму порядка 2 млрд. рублей, а с учётом роста поступлений других налогов от предприятий курируемых отраслей – не менее чем на 2,5 млрд. рублей.

Развитие инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса

Сегодня перед нами стоит амбициозная задача по повышению инвестиционной привлекательности сельских территорий, привлечение внешних инвесторов и стимулирование региональных. При этом следует отметить, что эти задачи должны быть увязаны как с развитием основного (агропромышленного) производства, так и с развитием других (несельскохозяйственных) видов деятельности.

Сформированные на региональном и муниципальном уровне механизмы обеспечения делового климата, внедрение стандартов деятельности, а также одна из передовых законодательных баз, регламентирующая работу в данном направлении, способствует повышению инвестиционной активности в отраслях сельского хозяйства.

Выстроенная система работы и правильно поставленные приоритеты позволила нам в 2019 году реализовать и приступить к реализации более 20 инвестиционных проектов на общую сумму 19 млрд. рублей, которые в настоящее время находятся на разной стадии реализации.

Результаты работы отрасли по обеспечению продовольственной безопасности Ульяновской области

Объем произведенной в 2019 году продукции сельского хозяйства

По итогам 2019 года агропромышленный комплекс Ульяновской области показывает положительную динамику развития.

Объём валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах составил 45,2 млрд рублей.

В сопоставимой оценке рост составил 4,4% к предыдущему году. Это выше, чем рост производства по Приволжскому федеральному округу (4,3%) и по Российской Федерации(4,0%).

Приоритетными задачами на 2020 год в отрасли являются:

1) создание условий для строительства и ввода в эксплуатацию новых животноводческих комплексов, а также обновление старых типовых ферм периода коллективизации, с внедрением современного технологического оборудования, технологии искусственного осеменения, круглогодичным содержанием, а также круглогодового однотипного кормления;

2) улучшение генофонда животных за счёт приобретения племенного молодняка, преимущественно отечественной селекции, с целью повышения молочной продуктивности и как следствие увеличение объёмов производства молока в товарном секторе;

3) генетический потенциал животных невозможно раскрыть без внедрения современных технологий.

Поэтому точками роста в этом году станут: цифровизация управления стадом и чипизация сельскохозяйственных животных с занесением данных в электронную базу, что позволит проследить любое движение поставленных на учёт животных от рождения до отправки на мясокомбинат;

4) увеличение объёмов производства молока во всех категориях хозяйств, мяса и яиц с целью выполнения требований Доктрины продовольственной безопасности, установленной Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

5) увеличение производства товарной рыбы за счёт зарыбления пригодных для аквакультуры прудов, а также вовлечения сельского населения в данную отрасль.

6) достижение следующих показателей:

— реализация скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств в объёме 68,8 тыс. тонн;

— производство молока во всех категориях хозяйств в объёме 224 тыс. тонн

— производство яиц — 195 млн. штук.

— производство товарной рыбы — 200 тонн.

Пищевая перерабатывающая промышленность

По итогам 12 месяцев 2019 года индекс производства продуктов питания составил 97,3% к соответствующему периоду прошлого года, индекс производства напитков — 109,3 %, среднее значение индекса пищевой отрасли составило 103,3 %.

В разрезе производства различных видов продуктов питания ситуация следующая:

При общем росте производства говядины (102,1 %) сократились объёмы производства колбасных изделий (88,7 %). Это было вызвано тем, что в январе 2019 года основным производителем этой продукции — Ульяновским филиалом АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» проводилась «перенастройка» производства, вызванная существенным изменением ассортимента выпускаемых колбасных изделий и соответствующими проблемами с перезаключением договоров поставок с торговыми сетями по изменению ассортиментной матрицы.

По информации руководства предприятия, сокращение доли присутствия продукции холдинга пока не преодолено, но предприятие уже предпринимает максимальные усилия по увеличению объёмов производства. Это подтверждается ежемесячным сокращением на 3-4 % отставания от показателей 2018 года, которое изначально составляло порядка 40 %.

18 декабря 2019 года на встрече с заместителем Председателя Правительства Ульяновской области — Министром агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области М.И.Семёнкина руководством предприятия были представлены планы Группы Черкизово по модернизации производственных мощностей Ульяновского филиала АО «Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат», предусматривающие их увеличение до 60 тыс. тонн продукции в месяц ( для сравнения — в 2018 (рекордном для области по производству колбасных изделий) году всеми мясоперерабатывающими предприятиями региона было произведено 17,5 тыс. тонн). Программой модернизации предусмотрено расширение ассортимента выпускаемой продукции, наращивание на 10-15 % объёмов её экспорта и создание 300 новых рабочих мест.

Сроки завершения модернизации — 2021 год, планируемый объём инвестиций — более 300 млн.рублей.

В силу возникших финансовых проблем сданный в эксплуатацию в 2015 году маслоэкстракционный завод «Якушкинское масло» так и не был выведен на планируемую загрузку, а в ООО «Легенда», основном производителе растительного масла, с апреля 2018 года была введена процедура банкротства, вызвавшая резкое снижение объёмов производства этого продукта.

В настоящее время в результате проведённой работы на оба предприятия привлечены эффективные инвесторы и производство растительного масла ежемесячно наращивается ускоренными темпами. За январь-декабрь 2019 года этими предприятиями произведено 40344,4 тонны этой продукции (в 3,5 раза больше, чем за этот же период 2018 года).

Эти объёмы более чем в 3 раза превышают годовую потребность населения нашего региона в растительном масле (12500 тонн в год) и полностью обеспечивают на весь 2020 год продовольственную безопасность Ульяновской области по этому виду пищевой продукции. Достигнутые в 2019 году объёмы производства растительного масла являются рекордным показателем для нашего региона.

Из-за сложной финансовой ситуации в сентябре 2018 года произошла остановка производства на крупнейшем в области производителей молочной продукции АО «Алев», производственные мощности которой составляли 170 тыс. тонн переработанного молока в год.

В связи с этим, в 2019 году резко снизились объёмы производства молочной продукции — до 67,9 % к уровню 2018 года.

При этом нужно отметить резкий рост объёмов производства сыров
(138 % к уровню 2019 года), основным производителем которых является ООО «Молочный комбинат «Вита», активно проводящий модернизацию технической базы и расширение производства и ассортимента выпускаемых высококачественных сыров, а также сыроваренные предприятия малого бизнеса («Итальянские сыры» ИП КФХ Глебовой Э.В., «Девятая козочка» КФХ Россошанского В.В., сыроваренные производства ПО УЗМВ «Волжанка» и ОАО «Ульяновсккурорт» и др.).

Сейчас собственником предприятия является ООО «Молочные продукты Русагро», входит в Группу Компаний «РУСАГРО» -крупнейший вертикально-интегрированный агрохолдинг России. В настоящее время проведён анализ существующей производственной базы, вырабатывается стратегия по дальнейшему её использованию.

При этом уже проведена регистрация предприятия в системе Россельхознадзора «Цербер», без которой компания не сможет полноценно работать с системой «Меркурий», обязательной для всех предприятий, работающих с продукцией животного и растительного происхождения. Кроме того, проведённая регистрация позволит организовать экспорт продукции за пределы Российской Федерации, что является дополнительным аргументом в пользу скорейшего возобновления производства.

Впервые за последние несколько лет преодолено отставание по объёму производства муки (114,7% к 2018 году), достигнутое благодаря работе предприятий малого и среднего бизнеса.

Основной проблемой этой отрасли являлось полное прекращение производства на крупнейшем мукомольном предприятии области — ООО «Симбирскмука».

В настоящее время процедура банкротства завершена, новыми собственниками проводится оценка состояния материально-технической базы, оформляются необходимые разрешительные документы и вырабатываются меры по запуску производства уже к осени 2020 года.

Уже на протяжении нескольких лет ежегодно снижаются объёмы производства хлебобулочных изделий (92,1%) . Это общероссийская тенденция, которая вызвана изменениями в структуре питания населения в пользу продуктов из категории «здорового питании» и ростом объёмов производства так называемой «крафтовой продукции», в том числе самостоятельно производимой крупными торговыми сетями.

Кроме того, сама система сбора статистической информации ориентирована на крупные предприятия, а именно в хлебопекарной отрасли динамично развиваются производство в мини-пекарнях и небольших предприятиях, относящихся к категории малого бизнеса, и показатели объёмов их производства учитываются методом досчёта. При этом нужно отметить, что объёмы производства так называемого «здорового хлеба» (обогащённого микронутриентами и хлеба со сниженным содержанием соли) выросли более чем в полтора раза.

В 2019 года Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым подписано соглашение с основным ульяновским производителем хлебобулочной продукции — ООО «Ульяновскхлебпром». Запланирована модернизация производственной площадки Ульяновского хлебозавода № 3 (планируемый объём инвестиций — 200 млн рублей, срок реализации — 2020 год). Это позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции, увеличить объёмы её производства, а также создать новые рабочие места и расширить географию поставок хлебных изделий.

По результатам работы в 2019 году предприятий кондитерской отрасли рост объёмов производства составил 149,2% для мучных кондитерских изделий и 101,5 % для шоколада и сахаристых изделий.

Считаем, что запланированное предприятиями на 2019-2020 годы расширение ассортимента продукции (только на фабрике «Глобус» 10 видов новых шоколадных конфет, 4 вида нового печенья, 2 вида новых карамельных конфет) и проводимая модернизация оборудования позволят и дальше наращивать объёмы производства и обеспечат позитивные показатели работы кондитерской отрасли.

Росту объёмов производства будет способствовать и запущенная в августе 2019 г. на кондитерской фабрике «Волжанка» новая технологическая линия производства вафельных конфет в шоколадной глазури.

По итогам 2019 года продолжается существенный рост объёмов производства напитков (минеральная и питьевая вода, пиво и пивные напитки, ликеро-водочные изделия) которые составили 109,3% к уровню 2018 года.

Объёмы производства безалкогольных напитков (в первую очередь кваса на ООО «Завод «Трёхсосенский») выросли практически на треть (132,1 %) к соответствующему периоду прошлого года.

Кроме того по объёмам производства пивоваренной продукции (107,6 % к 2019 году) и поступлениям акцизов на пиво в региональный бюджет Ульяновская область является лидером среди субъектов Приволжского федерального округа

Основными задачами в пищевой отрасли на 2020 год для нас являются:

    1. 1. Возобновление производства на производственных площадях молочного комбината «Алев».
    1. 2. Возобновление производства на крупнейшем мукомольном предприятии области — ООО «Симбирскмука».
    1. 3. Содействие в реализации планов Группы «Черкизово» по модернизации производственных мощностей Ульяновского филиала АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод».
    1. 4. Реализация подписанного соглашения с основным ульяновским производителем хлебобулочной продукции — ООО «Ульяновскхлебпром».
    1. 5. Сохранение объёмов производства сахарной свёклы для обеспечения максимальной загрузки производственных мощностей нашего производителя сахарного песка – «Ульяновского сахарного завода».
    1. 6. Расширение рынков сбыта готовой продукции.
    1. 7. Обеспечение роста объёмов экспортируемой несырьевой продовольственной продукции.
    8. Развитие внутриобластной кооперации, в частности – по обеспечению сырьём пивоваренных предприятий.

Развитие потребительского рынка

Торговля

За 2019 год отрасль торговли Ульяновской области показала следующие экономические результаты:

— оборот розничной торговли – 198478,7 млн руб, что составляет 101,2 % к аналогичному периоду прошлого года;

— обеспеченность населения площадью торговых объектов – 739,1 кв.м на 1000 чел. (в 2018 – 684,9);

— доля дистанционной торговли в 2019 году составила 0,3 % от общего объема оборота розничной торговли.

Количество субъектов экономической деятельности, занимающихся торговой деятельностью в качестве основной по состоянию на 01.01.2020 составляет 6504 юридических лиц, что составляет 25,2 % от общего количества юридических лиц; индивидуальных предпринимателей — 13086, что составляет 42,9% от общего количества ИП.

Одним из основных направлений работы по развитию торговли является продвижение продукции, произведенной местными товаропроизводителями. Основной инструмент для этого — закупочные сессии, представляющие собой первое очное знакомство потенциального поставщика производимого товара и торговой сети, заинтересованной в данном товаре.

В 2019 году Министерством и Центром развития торговли проведена серия закупочных сессий для местных товаропроизводителей с федеральными торговыми сетями, осуществляющими торговую деятельность на территории Ульяновской области.

В 2019 году были проведены 8 закупочных сессий, в которых приняло участие 290 товаропроизводителей:

    • – 04.2019 года в рамках форума «Сделано в Ульяновской области» проведена закупочная сессия с торговыми сетями. Приняло участие 164 производителя, из них переговоры с поставщиками провели 19.
    • – 07.2019 года проведена закупочная сессия в торговой сети «Сарай», свою продукцию презентовали 13 ульяновских производителей (мебель, бытовые электроприборы, строительные материалы, бытовая химия).
    • – 08.2019 года проведена региональная конференция поставщиков торговой компании METRO, свою продукцию презентовали 5 ульяновских производителей (продукты питания, бытовая химия).
    • – 09.2019 года проведена закупочная сессия в торговой сети «Ашан», свою продукцию презентовали 16 ульяновских производителей (продукты питания, бытовая химия).
    • – 10.2019 года проведена закупочная сессия в торговой сети «Леруа Мерлен», свою продукцию презентовали 25 ульяновских производителей (мебель, строительные материалы, бытовая химия).
    • – 10.2019 года проведена закупочная сессия в торговой сети «Зеленая улица», свою продукцию презентовали 15 ульяновских производителей (продукты питания, в том числе фермерские).
    • – 10.2019 года проведена закупочная сессия в торговых сетях «Перекресток» и «Пятерочка» группы X5Retail, свою продукцию презентовали 25 ульяновских производителей (продукты питания, бытовая химия).
    • – 11.2019 года проведена закупочная сессия в торговой сети «Мегастрой», свою продукцию презентовали 27 ульяновских производителей (мебель, строительные материалы, бытовая химия).
    – 12.2019 года в рамках форума «Деловой климат» проведен семинар по маркировке продукции для производителей Ульяновской области с привлечением экспертов компании «Инфолайн» г.Санкт-Петербург, приняло участие 35 предпринимателей.

На 2020 год запланировано 10 закупочных сессий с крупными торговыми сетями.

Также проводятся мероприятия по обеспечению участия региональных товаропроизводителей во всероссийских выставочных мероприятиях.

В 2019 году было организовано участие и презентация ульяновской продукции в следующих выставочных мероприятиях :

    • – 03-5.06.2019 года — «Неделя российского ритейла» в г.Москва, приняла участие торговая сеть «Зеленая улица»
    • – 19-22.09.2019 года

Международный форум предприятий и организаций потребительской кооперации «Хлеб, ты — мир

    • » (

этнографический парк-музей «Этномир», Калужская область, Боровский район, д. Петрово).Приняло участие 8 ульяновских товаропроизводителей.

    • – 26-29.09.2019 года — 41-я специализированная выставка-ярмарка «Недвижимость от лидеров 2019» в г.Москва, приняло участие 2 ульяновских товаропроизводителя.
    • – 30-31.10.2019 года в г.Москва проведен форум поставщиков «Ярмарка Шансов» торговой сети «Леруа Мерлен», приняло участие 8 ульяновских товаропроизводителя.
    – 19-21.11.2019 года прошла 28 международная продовольственная выставка «Петерфуд» в г.Санкт-Петербург, приняло участие 3 ульяновских товаропроизводителя, двое из которых (ИП Глебова Э.В. и ООО «Рыбный двор») стали лауреатами конкурса «Выбор сетей».

Большое внимание уделяется развитию цифровой (электронной) торговли.

Электронная торговля является инструментом, обеспечивающим потребителям (физическим и юридическим лицам) физическую и ценовую доступность всего спектра товаров, производимых в России и мире. С другой стороны, это позволяет местным товаропроизводителям продавать свои товары не только в месте своего присутствия, но и в других субъектах России, и в других странах.

Одной из главных причин востребованности данного формата торговли является отсутствие существенных административных барьеров, предполагающих наличие жесткого регулирования организации и ведения электронной торговли.

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в пределах полномочий оказывает государственную услугу по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ульяновской области.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по состоянию на 01.01.2020 было предоставлены 296 организаций в 2008 объектах торговли.

За 2019 год Министерством в рамках оказания государственной услуги оформлено 290 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, из них: предоставлено (выдано) – 56; переоформлено –128; продлено – 206

Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с начала года составила 19,3 млн. рублей.

В рамках оказания государственной услуги Министерством проведено 127 документарных проверки.

В связи с несоответствием лицензионным требованиям, а также наличием задолженности по налогам отказано в предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии 67 организациям.

Досрочно по заявлениям лицензиатов прекращено действие 87 лицензий.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к полномочиям Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области относится в том числе, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В настоящее время Министерство осуществляет контрольно-надзорные полномочия в области розничной продажи алкогольной продукции, которые включают в себя:

1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ;

2) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами регионального государственного контроля (надзора) являются организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу, в том числе розничную продажу при оказании услуг общественного питания пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

С начала года в рамках проведения внеплановых выездных (предлицензионных) проверок торговых объектов на соответствие лицензионным требованиям и условиям специалистами Министерства было проверено 359 организаций и обследовано 1154 торговых объекта и объекта общественного питания.

Выявлены нарушения в 18 организациях или в 20 торговых объектах. По результатам проверок 10 организациям отказано в выдаче лицензии, 8 организациям направлены предписания об устранении нарушений в установленные сроки.

Ежеквартально осуществляется контроль за представлением деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, а также проверяется достоверность указанных в декларации сведений, путём сопоставления данных по отгрузке оптовых организаций и данных по поступлению продукции в розничную сеть.

Данная работа проводится специалистами Министерства в тесном взаимодействии с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и позволяет выявлять факты реализации нелегальной продукции.

Декларирование объемов розничной продажи алкогольной продукции, как форма правового регулирования, способствует осуществлению государственного контроля в этой области и позволяет уполномоченным органам отслеживать объемы поставок (закупок) алкогольной продукции от её производителей и оптовых поставщиков до розничной сети (до введения лицензирования розничной продажи пива, пивных напитков декларирование объёмов оборота данной продукции является единственным способом контроля всей цепочки её товародвижения (до конечного покупателя)), препятствуя нелегальному обороту данной продукции, то есть направлена как на защиту экономических интересов Российской Федерации, так и на обеспечение прав и законных интересов потребителей.

В рамках осуществления государственного контроля за представлением деклараций специалистами Министерства за 2019 год возбуждено 138 административных дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, допустивших нарушения порядка и сроков при декларировании, составлено 135 протоколов об административном правонарушении.

Уполномоченными лицами Министерства вынесено 125 процессуальных решений, в том числе 75 в виде штрафных санкций на общую сумму 732,5 тыс. рублей. Фактически взыскано за указанный период, с учётом платежей по вынесенным постановлениям за предыдущие годы, 575,4 тыс. руб. В связи с истечением сроков добровольной уплаты штрафов по статье 15.13 КоАП РФ материалы 38 административных дел направлены в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области для возбуждения исполнительных производств по ним. Согласно положениям статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ 50 субъектов малого и среднего предпринимательства привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.

В целях сокращения объемов нелегального алкоголя с 2016 года поэтапно была введена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) – автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, от производителя до конечного потребителя.

Министерством с целью побуждения предпринимателей к добровольному устранению нарушений требований законодательства и недопущению нарушения требований впредь, на основании статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в адрес организаций — лицензиатов за 2019 год было направлено 34 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с установлением срока для уведомления об устранении нарушений.

В рамках предоставленных полномочий Министерством направлено 15 предписаний об устранении нарушений лицензионных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ невыполнение организацией предписания лицензирующего органа об устранении нарушений является основанием для приостановления действия лицензии с возможным последующим аннулированием лицензии в судебном порядке.

За невыполнение предписаний лицензирующего органа в 2019 году Министерством было принято решение о приостановке действия лицензии ООО «Заря», ООО «Русичи плюс», ООО «Спортивный клуб «Торнадо», произведено снятие остатков алкогольной продукции.

Итоги работы государственной ветеринарной службы  Ульяновской области за 2019 год

Основными направлениями деятельности Агентства ветеринарии Ульяновской области являются:

— организация проведения на территории Ульяновской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных;

— осуществление регионального государственного ветеринарного надзора;

— осуществление контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Задачами на 2019 год являлись:

— эффективное проведение мероприятий, направленных на снижение биологических угроз Ульяновской области;

— реализация риск ориентированного ветеринарного надзора;

— снижение оборота некачественной и опасной продукции.

Возложенные федеральным и региональным законодательством на государственную ветеринарную службу Ульяновской области полномочия выполнены.

Заявленные в публичной декларации ключевые цели достигнуты:

— Количество неблагополучных пунктов 7 при плановом показателе 10;

— Регион оздоровлен от лейкоза КРС;

— Снижен оборот некачественной и опасной продукции на 0,5%;

— Переведены в более низкую категорию риска 9% хозяйствующих субъектов.

Здоровье животных

План диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Ульяновской области, утвержденный Минсельхозом России, выполнен на 106%, что связано с проведением карантинирования ввезенных из Германии, субъектов Российской Федерации животных и мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней.

Выполнение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных

Под председательством Губернатора с 2015 года в Ульяновской области действует чрезвычайная противоэпизоотическая комиссия Ульяновской области (далее – ЧПЭК).

В 2019 году проведено 2 заседания ЧПЭК, на которых рассмотрены вопросы по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней. Дано 12 поручений, в том числе 7 поручений дано ветеринарной службе, которые исполнены в срок в полном объеме.

Эпизоотическая ситуация

Ульяновская область остаётся самым благополучным регионом в ПФО:

В 2019 году зарегистрировано 7 очагов заразных, в том числе особо опасных заболеваний животных:

— Впервые на территории появилось заболевание африканская чума свиней — 4 неблагополучных пункта;

— Бешенство животных 2 неблагополучных пункта;

— Лейкоз КРС 1 неблагополучный пункт.

Принятие нормативных правовых актов

В целях реализация Федерального закона РФ №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» приняты нормативно-правовые акты:

— Закон «О внесении изменений в Закон Ульяновской области
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев»;

— Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области» от 19.12.2019  №740-П.

На стадии принятия находятся:

— Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Ульяновской области»

— Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка организации и осуществления органами исполнительной власти Ульяновской области государственного надзора в области обращения с животными».

Реализация вышеуказанных актов положительно повлияет на эпизоотическое благополучия по бешенству и санитарно-эпидемиологическое состояние региона.

Здоровая пища

Региональный лабораторный мониторинг

Отклонения составили 3,8%, что на 0,5% меньше уровня 2018 года. План с 2013 года утверждается Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым.

Обследовано 210 объектов, исследовано 957 образцов продукции, в том числе 98 образцов хлеба и муки.

— рассмотрено 16 административных дел;

— из оборота изъято 730 кг некачественной и опасной продукции;

— договорные обязательства расторгнуты с 24 недобросовестными производителями;

— 23 материала направлено в Роспотребнадзор для принятия мер по компетенции;

— 3 материала переданы в органы внутренних дел по Саратовской, Самарской областям и Республике Адыгея (производители фальсифицированной продукции отсутствуют по указанным на маркировке адресам).

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Выявлено заболеваний меньше на 7,5%. Из оборота изъято на 1,8% меньше опасного продовольственного сырья. Подвергнуто экспертизе 70924 тонны пищевых продуктов, что на 1,7% больше уровня 2018 года.

— незаразные заболевания 15389 случаев;

— паразитарные заболевания 818 случаев;

— инфекционных заболеваний не выявлено.

Из оборота изъято 96,8 тонн опасной продукции:

— направлено на промышленную переработку 34,4 тонн;

— направлено на утилизацию 23,6 тонн;

— направлено на уничтожение 38,8 тонн.

Анализ результатов производственного контроля с элементами системы ХАССП

Количество отклонений уменьшилось на 14%. Сотрудники ветеринарной службы для проведения исследований в рамках производственного контроля привлечены 1100 хозяйствующими субъектами. Проведено 402 тыс. исследований. При увеличении количества исследуемых проб на 26 тыс. единиц, отклонения выявлены в 873 образцах.

Расширение сферы деятельности  государственной ветеринарной службы

Объем исследованного зерна увеличен на 27%, хлебобулочных изделий на 6%.

Исследовано 502 образца — это более 40% валового сбора зерновых культур региона.

Сельхозпроизводителям региона оказано содействие в получении 166 деклараций о соответствии зерна.

В рамках сертификационной деятельности исследовано 196 образцов зерновых культур из Краснодарского Края, Воронежской, Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Кемеровской, Калужской областей, Республик Башкортостан и Татарстан.

Проведено 143 исследования хлебобулочных изделий.

Техническое оснащение и кадровое обеспечение

В целях выполнения требований Технического регламента на безопасность и качество пищевых продуктов приобретено новое оборудование на 9,3 млн. рублей:

— анализатор иммунологический mini Vidas;

— лабораторные водяные бани;

— СВЧ-минерализатор;

— рефрактометр;

— микроскоп;

— рH-метр «Аквилон»;

— жидкостный хроматограф  «Милихром».

Повышена квалификация 203 ветеринарных специалистов

Федеральный проект «Экспорт продукции АПК»

Ветеринарная служба вошла в региональную составляющую федерального проекта «Экспорт продукции АПК Ульяновской области». Задача проекта: устранение торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки. Подтверждено  соответствие 10 организаций региона на право экспорта и импорта подконтрольных товаров в страны Таможенного союзов, СНГ, Турцию, Китай, Вьетнам, Европейский союз.

Экспорт в страны СНГ и Таможенного союза увеличен на 17 %:

— молочной продукции 311,2 тонн;

— рыбной продукции 32 тонны;

— кормов для животных 10902 тонны.

Подтвердили техническую компетентность в национальной системе Росаккредитации Минэкономразвития России и расширили область аккредитации 3 ветеринарные  лаборатории:

— ОГБУ «Тереньгульский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

— ОГБУ «Цильнинский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;

— ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия им. С.Г.Дырченкова».

На 2022 год ожидается предоставление субсидии из федерального бюджета в сумме 100,0 млн. рублей на получение аккредитации ветеринарных лабораторий.

Умный надзор

Цифровизация в ветеринарии

По информации Россельхознадзора, регион лидирует в РФ:

— по гашению документов — 94,6%;

— достоверность электронных площадок — 99%;

— по внесению данных о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы.

Взаимодействие с Общественной палатой Ульяновской области, с Общественным советом, с НКО и иными институтами гражданского общества: положительный опыт и планы развития

Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и Агентством ветеринарии Ульяновской области, в ходе осуществления своей деятельности выстроено тесное взаимодействие с общественными организациями Ульяновской области.

    1. В период подготовки и проведения сезонных полевых работ проводятся регулярные заседания областного штаба по подготовке и проведению сезонных полевых работ, с целью своевременного решения задач по производству продукции растениеводства на  территории Ульяновской области. Формат мероприятия: выездное заседание под председательством Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова и в еженедельном режиме  в  режиме видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями.

В состав штаба входит и представитель Общественной палаты Ульяновской области (в 2018 году – Чепухин А.В., в 2019 году – Варганов В.Ф.).

    1. 2. Кроме того, при подготовке отчётной информации, ежеквартально формируются и направляются на рассмотрение членами Общественной палаты материалы, содержащие промежуточные итоги работы Министерства.
    1. 3. Агентством ветеринарии и Общественной палатой Ульяновской области отработана реализация Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными».
    4. В Ульяновской области создана Агропромышленная палата. В неё входят наиболее авторитетные представители агропромышленного комплекса Ульяновской области: фермеры и руководители сельхозпредприятий различных специализаций, кооператоры, учёные, ветераны отрасли. Возглавляет Палату ветеран АПК области Малышев Александр Анатольевич.

В 2019 году Министерство приняло участие в 5 заседаниях Агропромышленной палаты Ульяновской области, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

— подготовка сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств к весенне-полевым работам. Выработка мер, направленная на своевременное их проведение;

— ходе подготовки к садоводческому сезону на 2019 год на территории Ульяновской области;

— состояние посевов озимых культур на территории Ульяновской области;

— подведение итогов весенне-полевых работ и состоянии озимых культур на территории Ульяновской области;

— завершение зимне-стойлового содержания КРС 2018-2019 годов и подготовка к переводу скота на летне-пастбищное содержание;

— развитие отрасли коневодства на территории Ульяновской области;

— развитие отрасли товарного рыбоводства (аквакультуры) на территории Ульяновской области;

— выполнение плана сева озимых и завершения уборки зерновых и технических культур на территории Ульяновской области;

— засыпка семенного материала на территории Ульяновской области;

— развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Ульяновской области;

— предварительные итоги за 2019 год в отрасли растениеводства. Планы и задачи на 2020 год;

— предварительные итоги за 2019 год в отрасли животноводства. Планы и задачи на 2020 год;

— работа предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ульяновской области в 2019 году.

    5. Кроме того, создан Общественный Совет при Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

Состав Совета утверждён распоряжением Министерства от 21 декабря 2018 года № 1631. В него вошли наиболее авторитетные представители агропромышленного комплекса Ульяновской области: фермеры и руководители сельхозпредприятий различных специализаций, кооператоры, учёные, ветераны отрасли.

Председателем Общественного совета утверждён Самойлов Анатолий Николаевич, заместителем – Санкеев Станислав Анатольевич (председатель Совета Ассоциации фермеров Ульяновской области).

    1. 6. В 2019 году совместно с членами Общественного Совета при Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и Совета «Ассоциация фермеров Ульяновской области» были проведены выезды в крестьянские (фермерские) хозяйства региона с целью определения подходящих кандидатур на предоставление Гранта по программам «Поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», а также с целью ознакомления целевого использования средств гранта по указанным программам.
    1. 7. Агентством ветеринарии аналогично — на обсуждение Общественного совета выносятся отчёты о результатах деятельности для получения экспертной оценки, а также проводятся совместные мероприятия.
    8. В сотрудничестве с Ульяновским областным фондом защиты животных «Флора и Лавра» реализуются региональные общественно-значимые мероприятия.

В 2019 году проект Фонда «Путь к успеху» стал победителем первого этапа областного грантового конкурса в категории «социальная адаптация инвалидов и их семей». Субсидия в размере 400000 рублей направлена на поддержку деятельности Центра иппотерапии «Флора и Лавра» и проведение соревнований по адаптивному конному спорту для детей-инвалидов.

За период реализации проекта с 1 мая по 31 августа было проведено 264 бесплатных занятия по лечебной верховой езде для 44 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые на территории Ульяновской области состоялся Межрегиональный Фестиваль «Путь к успеху» по адаптивной верховой езде для детей с ограниченными возможностями здоровья, который собрал около 200 зрителей. В соревнованиях приняли участие 23 наездника в возрасте до 14 лет из трех иппоцентров Ульяновской области, а также из Казани и Тольятти.

    9. Кроме того, государственная ветеринарная служба сотрудничает с ульяновским региональным отделением международной общественной организации «Союз православных женщин» в части организации и проведения престольных праздников и дней села.

В 2019 году при поддержке ветеринарной службы был реализован проект «Заступник Земли Симбирской» — победитель областного грантового конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих на территории Ульяновской области проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, направленные в том числе на распространение знаний о народах России, проживающих в Ульяновской области, на формирование гражданского патриотизма, противодействие фальсификации истории, поддержку традиционных духовных и нравственных ценностей. Проект посвящен небесному покровителю Симбирского края – святому Андрея Блаженного, Христа ради юродивому Симбирскому Чудотворцу с участием более 3000 горожан и гостей города.

Реализован проект «Радуйся имени своему», посвященный «Иванову дню» 9 июня на территории центра духовно-нравственного развития «Рождество» при храме Рождества Христова с.Лебяжье Мелекесского района, где проведено духовно-просветительское мероприятие, посвященное святому Иоанну Русскому с участием более 600 человек.

    1. 10. Очень интересным и важным механизмом взаимодействия с общественностью является

институт сельских старост.Задачи на 2020 год

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области

Ключевые цели и приоритетные задачи Министерства на 2020 год определены в «Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач Министерства на 2020 год» (далее – Декларация).

Согласно Декларации ключевыми целями Министерства на 2020 год являются:

Цель 1. Увеличение производства продукции сельского хозяйства в целях обеспечения продовольственной безопасности Ульяновской области согласно Доктрине продовольственной безопасности Ульяновской области

Цель 2. Развитие малых форм хозяйствования на селе через реализацию региональной составляющей федерального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Цель 3. Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса Ульяновской области через реализацию региональной составляющей федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

Цель 4. Повышение конкурентоспособности и эффективности предприятий агропромышленного комплекса

Цель 5. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня жизни на селе

Достижение ключевых целей Министерства планируется через реализацию соответствующих задач:

Цель 1. Увеличение производства продукции сельского хозяйства в целях обеспечения продовольственной безопасности Ульяновской области согласно Доктрине продовольственной безопасности Ульяновской области

Задачи:

    1. 1. Сохранение общей посевной площади, расширение посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами, масличными культурами, овощами, картофелем.
    1. 2. Повышение урожайности сельскохозяйственных (за счёт повышения доли высеваемых элитных семян внедрения перспективных сортов, применения научно обоснованных доз внесения удобрений и средств химизации)
    1. 3. Техническое переоснащение мелиоративных систем по подпрограмме «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»
    1. 4. Строительство новых тепличных комплексов, на имеющихся тепличных комплексах — внедрение светокультуры, применение перспективных сортов и современных технологий возделывания
    1. 5. Улучшение генофонда сельскохозяйственных животных, повышение их продуктивных качеств
    6. Строительство новых животноводческих комплексов, реконструкция и модернизация существующих животноводческих объектов

Цель 2. Развитие малых форм хозяйствования на селе через реализацию региональной составляющей федерального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Задачи:

    1. Реализация мероприятий (за счёт средств федерального и областного бюджета) в рамках проекта:

— предоставление грантов на реализацию проектов «Агростартап» ;

— выплата субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием;

— обеспечение деятельности Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров

    1. 2. Предоставление грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов
    1. 3. Бюджетная поддержка в рамках Закона Ульяновской области от 27.09.2016 № 134-ЗО «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области»
    4. Предоставление грантов по направлениям «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм»

Цель 3. Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса Ульяновской области через реализацию региональной составляющей федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

Задача:

Реализация мероприятий, предусмотренных паспортом региональной составляющей федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

    1. 1. Создание новой товарной массы продукции АПК, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий;
    2. Создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК»

Цель 4. Повышение конкурентоспособности и эффективности предприятий агропромышленного комплекса

Задачи:

    1. 1. Техническая и научно-технологическая модернизация предприятий агропромышленного комплекса
    1. 2. Привлечение инвесторов в агропромышленный комплекс Ульяновской области (приоритеты – молочное животноводство; птицеводство; рыбохозяйственный комплекс; создание производств по глубокой переработке продукции сельского хозяйства, в том числе глубокая переработка зерна ; малое и среднее предпринимательство на селе)
    1. 3. Повышение рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счёт проведения культуртехнических работ; известкование кислых почв
    1. 4. Разработка и внедрение достижений науки и трансфер передовых знаний в сельскохозяйственное производство в рамках созданного научно-образовательного кластера агропромышленного комплекса Ульяновской области
    5. Увеличение уровня заработной платы работников сельхозпредприятий, в том числе — путём привязки выплаты субсидий к размеру зарплаты

Цель 5. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня жизни на селе

Задачи:

    1. Реализация мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»:

— Ведомственный проект (ВП) «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений»

— ВП «Содействие занятости сельского населения»

— ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях»

— ВП «Благоустройство сельских территорий»

— Ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий»

    1. 2. Государственная поддержка молодых специалистов,
    занятых в сельском хозяйстве

Агентство ветеринарии и государственной ветеринарной службы Ульяновской области

Приоритетные задачи на 2020 год:

    • – Снижение риска возникновения заболевания среди животных
    • – Снижение оборота некачественной продукции
    • – Обеспечение экспорта продукции агропромышленного комплекса
    • – Осуществление государственного надзора в области обращения с животными
    – Увеличение количества исследований по выявлению и оценке  рисков нанесения вреда жизни, здоровью людей и животных