Введение в Ульяновске платных парковок, судя по всему, дело времени. Депутатам заксобрания уже представили проект за 200 млн рублей, по которому паркинги обустраивает частник на условиях концессионного соглашения. Эта схема устроила не всех. Мы узнали мнение экспертов – что они думают об идее введения платного паркинга в городе в целом. И предлагаем всем желающим высказаться на наших площадках в соцсетях и задать свои вопросы инициаторам проекта. Мы их обязательно передадим адресатам и опубликуем ответы.
Александр Болдакин, мэр Ульяновска:
– В нашем городе необходимо решить вопрос с упорядочиванием размещения личных транспортных средств на парковках. В Ульяновске термин «парковка» имеет негативный окрас. Это связано как раз с тем, что долгое время никто всерьёз не занимался данной темой. У властей не доходили до этого руки, поэтому указанный вопрос решался стихийно, без их участия.
Это привело к организации нелегальных и полулегальных парковок и стоянок. Для автомобилистов это было чревато отсутствием гарантий в сохранности их машин. А для города – недополученные доходы, самозахват муниципальной земли, установка уродующих городскую среду охранных будок, ограждений и других подобных объектов.
Мне рассказывали, что долгое время ни городские, ни областные власти не могли переломить эту ситуацию. Результаты принесло лишь вмешательство правоохранительных органов. Это было в «нулевые» и «десятые» годы.
Подобная ситуация привела к тому, что собственники автомобилей зачастую размещали и продолжают размещать свои транспортные средства не в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а исходя из собственного удобства и представления.
В свою очередь, это породило множество других проблем. Оставленные хаотично автомашины создают множество неудобств и препятствий для пешеходов, специальной техники городских дорожных и коммунальных служб, общественному транспорту. Достаточно много сообщений по вынужденной остановке из-за машин на проезжей части регулярно размещает МУП «Ульяновскэлектротранс». Можайского, Марата. Верхнеполевая, Ленина, Железной дивизии, Радищева, проспект Антонова в Заволжье – вот лишь неполный перечень улиц, где регулярно мы сталкиваемся с «мастерами» парковок. Это создаёт аварийную ситуацию на дорогах и нарушает утверждённые графики движения трамваев и троллейбусов.
Ряд серьёзных проблем беспорядочно оставленные автомобили создают и для коммунальщиков. Мы помним, как во время порыва теплосети на Матросова, который произошёл ночью, до утра не могли приступить к ликвидации аварийной ситуации из-за оставленного автомобиля. В этом году в Засвияжье специалисты «Т Плюс» затянули сроки проведения ремонтных работ из-за припаркованного автомобиля. Жители засыпали мои соцсети и Центр управления городом негодующими обращениями.
Много подобных случаев и по муниципальным предприятиям. «Горсвет» зачастую не может заменить свои сети из-за припаркованных автомобилей. «Ульяновскводоканал» также вместо ремонта вынужден в течение длительного времени искать владельцев авто, чтобы обеспечить доступ к трубопроводам. Мешают машины и дорожникам. «Дорремстрой» не может качественно убирать проезжую часть по всей ширине, так как на правой полосе автомобили оставлены на длительную парковку. Смена строго регламентирована, а объектов много, поэтому зачастую снег или дорожный смёт остаются неубранными.
С началом учебного года в центральной части Ульяновска движение автомобилей также стало весьма затруднительным. Такая ситуация происходит у крупных городских гимназий и учреждениях дополнительного образования на улицах Спасской, Ленина, Матросова, Льва Толстого, Карла Либкнехта, Железной дивизии. Регулярно здесь возникают заторы из-за оставленных автомобилей.
Мы несколько раз рассматривали различные варианты организации парковочного пространства. Было предложение создания службы эвакуации автомобилей, владельцы которых нарушают правила остановки и стоянки, на базе МБУ «Правый берег». Это мероприятие – весьма затратное, требуется закупка или аренда эвакуаторов, оборудование штрафстоянок, расходы на нанесение разметки и установку дорожных знаков. Монтаж паркоматов. Пока такими ресурсами мы, к сожалению, не располагаем.
Безусловно, вопрос организации парковок, назрел давно. Количество автомобилей растёт год от года. Внимательно познакомились с опытом наших соседей. Сейчас практически во всех городах Приволжского федерального округа внедрены платные парковки на отдельных участках городской улично-дорожной сети. Одними из последних, не считая нас, этой темой стали вплотную заниматься коллеги из Саратова.
В некоторых городах перед введением платных парковок власти ограничили возможность остановки и стоянки транспортных средств в местах, где раньше автомобилисты устраивали стихийные парковки. По такому пути мы пока не идём, хотя дорожная обстановка и необходимость обеспечить безопасность движения пешеходов и автомобилистов требует от нас подобных действий.
При этом мы понимаем, что введение платных парковок потребует от администрации города принятие ряда организационных и технических мер. В первую очередь, необходимо решить вопрос с общественным транспортом, периодом его работы и необходимым количеством подвижного состава. При возможности, будем рассматривать также расширение сети каршеринговых автомобилей, платить за стоянку которых будут собственники этого бизнеса. Во-вторых, у платных парковок должна быть бесплатная альтернатива. Скорее всего это будут специализированные участки, где автомобилисты смогут пересесть на общественный транспорт, чтобы добраться до места назначения.
Безусловно, внимательно изучим вариант, который сейчас предлагают в ЦОДД, оценим экономическую модель, социальный эффект и те издержки, которые закладывают разработчики. При необходимости – внесём свои корректировки.
Азат Усманов, урбанист:
– Платные парковки в центре Ульяновска однозначно нужны, поскольку они способствуют более рациональному использованию пространства в центре города и снижают количество автомобилей, которые остаются на стоянках длительное время. Это позволяет большему числу людей воспользоваться парковкой для кратковременной остановки.
Но это лишь одна часть необходимого инструмента. Для того, чтобы это работало эффективно и воспринималось положительно жителями, необходимо развивать другие элементы городской инфраструктуры.
В первую очередь автомобилистам надо представить достойную альтернативу своему четырёхколёсному, потому что нельзя просто так взять и сказать: “А теперь делай что хочешь, но деньги за стоянку нам отдай”. Поэтому платные парковки должны сопровождаться улучшением общественного транспорта — увеличением его частоты, удобства и доступности. Если у людей будет комфортная альтернатива автомобилям, они с бОльшей готовностью откажутся от поездок на личном транспорте.
Если человек хочет добираться на работу на другом личном средстве передвижения, важно создать безопасные и удобные велодорожки и велопарковки. Также стоит подумать и о создании комфортных пешеходных пространств, хороших тротуаров и развитых общественных зон, что позволит сделать город более приятным и доступным для передвижения пешком. А теперь вспомните, в каком состоянии у нас брусчатка на Гончарова и асфальт на тротуарах прилегающих улицах. Ну стыд и позор!
И обязательно надо заняться грамотным информированием. Жителям важно будет понять, куда пойдут деньги от платных парковок. Четкая информация о том, что средства направляются на улучшение городской инфраструктуры, например, на ремонт дорог, развитие общественного транспорта или озеленение, поможет уменьшить недовольство.
Елена Ежова, ресторатор:
– Эта практика уже хорошо отработана и используется в других городах. Введение платного паркинга поможет решать проблему с парковкой в центре, даст городу возможность собрать дополнительные средства на ремонт и строительство дорог.
При этом, безусловно, необходимо предусмотреть определенное время для бесплатной парковки около аптек, школ и других объектов социального назначения.
Что касается наших заведений в центре Ульяновска, то у гостей сейчас вообще нет возможности припарковаться. А при появлении платных парковок, возможно, такой шанс появится.
Ольга Акулина, «Другие рестораны»:
– Мы давно говорим об этом, о том, что центр города нужно разгружать, так как возможности припарковать машину в рабочее время практически нет. Хочется, чтобы это было сопряжено и с развитием общественного транспорта. Но то, что от введения регулирования парковок в центре может выиграть городская среда, вероятность велика.
Что касается условий, то хочется, чтобы было предложено разумное время бесплатной стоянки, хотя бы минут 20, когда ты можешь быстро забежать за кофе с собой, за своим заказом на вынос, да и в магазин за продуктами. Также в обеденное время было бы здорово сделать либо льготу, либо бесплатный паркинг, так как многие горожане стараются добраться до мест общественного питания на своем транспорте.
Если в Ульяновске будет достойный и хорошо работающий общественный транспорт, лично я никаких рисков не вижу. Важно, чтобы не только бизнес от этого выигрывал, но и горожане тоже.
Алмаз Кучембаев, юрист
– Ключевая проблема, которую я вижу при введении платных парковок – не обустройство карманов или разметки, не система платежей и не «охотники» на эвакуаторах. Большой вопрос – защищены ли жители домов, расположенных на улицах, где хотят ввести платный паркинг, от «нашествия» желающих припарковаться бесплатно? Как показывает пример Москвы и Казани, эта проблема решается с помощью установки шлагбаумов. Поэтому нужно посмотреть, есть ли в Ульяновске рядом с предполагаемыми платными парковками открытые дворы. И, возможно, помочь жителям установить шлагбаумы за счет города, как это делается, в частности, в Москве.
Второй момент: даже если дворы будут защищены, хватает ли там мест для парковки автомобилей самих жильцов? Зачастую в Ульяновске не соблюдается без того низкий норматив – 0,27 автомобиля на квартиру (то есть, одна машина на четыре семьи). Поэтому жители домов на центральных улицах паркуют машины за пределами двора. С точки зрения закона, должен быть принцип соразмерности. Необходимо провести ревизию, выяснить, есть ли у жителей дома возможность парковаться, чтобы они не попадали на платную парковку.
В 2022 году мы, благодаря делу о точечной застройке на улице Весенней, сломали схему, по которой минимущество выдавало документы на благоустройство близлежащей территории рядом со строящимися домами, чтобы она шла в счет норматива для постоянных парковок. Эта схема действовала десятилетие. Думаю, перед введением платных парковок нужно обязательно провести ревизию, у каких многоквартирных домов и сколько парковочных мест не хватает.
Виталий Кузин, депутат заксобрания Ульяновской области:
– Предложенный проект концессии не предусматривает строительство муниципальных парковок. Поэтому в том, что все это это наведет порядок в центре Ульяновска, мы сильно сомневаемся. Проект направлен фактически на то, чтобы зарабатывал концессионер.
В Ульяновске уже много примеров, когда зарабатывают таким образом. Например, системами, которые фиксируют нарушения, превышения скорости. Знаем, какие суммы попадают в карманы частников и сколько поступает в бюджет. Они разнятся серьезно. Повлияло ли это на состояние наших дорог? Возможно, минимально, но ситуация как оставалась непростой, так и остается. Поэтому это очередная попытка выжать средства из муниципальной земли. Порядок это вряд ли принесет.
В любом случае, проект должен пройти через реальные публичные обсуждения, чтобы решение принималось не только в законодательном собрании. Мы выступаем против подобных инициатив.
Дмитрий Грачев, председатель комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству заксобрания Ульяновской области:
– К проекту, который нам презентовали, очень много вопросов, и они продолжают поступать от депутатов. Прежде всего, он задекларирован как способ стимулировать жителей пользоваться общественным транспортом. Но готов ли общественный транспорт к этому? Не готов. Много вопросов к действующей системе, а при введении платных парковок прибавятся еще несколько тысяч человек в часы пик.
Второй вопрос – к соотношению платных и бесплатных парковок, она явно не соблюдена. Плюс они отодвинуты друг от друга так, что ни о какой двух-трехминутной прогулке речи не идет. Также нас не устраивает предлагаемый 20-минутный бесплатный лаг, например, для парковочных мест у социальных учреждений. Если человека привезли в больницу или МФЦ, обойтись 20 минутами вряд ли удастся.
Нас не устраивает предложение 10% отдавать городу, а 90% – коммерсанту. Мы опять кому-то кормушку строим? И предложение обустроить платные парковки и в спальных, и в отдаленных районах, также, на мой взгляд, излишне. Мое мнение – в таком виде этот проект принимать нельзя. В лучшем случае можно запустить «пилот», обкатать в центральной части города, где вопрос стоит наиболее остро. Попробовать, посмотреть: если пойдет, то потихоньку тиражировать на другие места.
Вообще, на мой взгляд, платными парковками должно заниматься муниципальное предприятие, весь доход – отправляться в казну города, а оттуда уже идти на благоустройство дорог и прочие нужды. Заявленные вложения концессионера – суммы явно завышенная и требует глубочайшего анализа. А меньшие расходы город в состоянии потянуть и сам.