Чиновники в преддверии выборов в Госдуму вынуждены реагировать на безудержный рост цен на продовольственные товары. Региональные власти, а следом и руководство Ульяновска заключили соглашения с торговыми сетями о «заморозке» цен. Однако представители продуктового ритейла признают, что такие меры приведут, во-первых, к вымыванию дешевых товаров, во-вторых, подорожанию продуктов, не вошедших в список социально значимых.

В субботнем номере «СК» уже писал о соглашении между мэрией и представителями основных торговых сетей города о сдерживании роста цен на 24 продукта из перечня социально значимых. Если точнее, речь идет не о конечной цене товаров в магазинах, а лишь о предельной величине торговой наценки, которую решено ограничить десятью процентами. При выполнении этих условий цены не будут повышаться в магазинах лишь в том случае, если она останется прежней у производителей и поставщиков. А это вряд ли.

Похоже на то, что как-то воздействовать на продуктовые цены уже не представляется возможным. Маховик удорожания уже закручен, и властям, чтобы сдерживать социальную напряженность, опасную в преддверии выборов, только и остается, что создавать видимость борьбы с зарвавшимися торговцами. На нынешнее соглашение торговые сети пошли лишь в обмен на некие будущие уступки и преференции со стороны города.

О конкретных мерах поддержки сетевиков глава города говорить не стал, однако добавил, что теоретически возможен пересмотр арендных ставок, участие в конкурсах на получение грантов. Впрочем, в накладе от снижения торговой наценки ритейл едва ли останется. Как призналась в ходе разговора с журналистами директор сети «Провиант» Татьяна Незванова, потери можно будет восполнить за счет большей наценки на несоциальные группы товаров.

Специалисты продовольственного рынка в «замораживании» цен видят еще одну серьезную опасность – вымывание с прилавков дешевых товаров, торговать которыми магазинам станет невыгодно. Скорее всего, в ход пойдет уловка, успешно опробованная в 2008 году. Тогда запрет на повышение цен на социально значимые товары производители и продавцы научились обходить при помощи искусственного увода привычных продуктов из особой категории. К примеру, на пакете с обычным кефиром появлялась надпись «обогащенный» или «био». Такой продукт уже можно было продавать по свободной цене.

Как показала жизнь, совершенно не работает и весьма жесткий, на первый взгляд, Закон «О торговле», вступивший в силу год назад. Одно из его положений наделило правительство РФ правом ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров в случае их повышения на 30 процентов и более в течение месяца. Как можно наблюдать сегодня, торговцы спокойно повышают цены, скажем, на 29,9 процента в месяц, в следующие 30 дней – еще на столько же. Таким образом действовать можно до бесконечности.

Дмитрий МИНАЕВ