Проект транспортно-логистического комплекса «Волжский транзит» намерено реализовать правительство Ульяновской области. «Волжский транзит» должен обеспечить прямой выход транспортный коридор из Европы на Урал, оптимизировав тем самым транспортные потоки Средней Волги и европейской части России. Региону он интересен тем, что повысит его инвестиционную привлекательность. Проект может быть реализован только при содействии федерального правительства, однако оно намерено поддержать финансами только один транспортно-логистический центр в Поволжье. Между соседями — Татарстаном, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областями — идет неявная борьба за лидерство по уникальности своего географического положения и эффективности проектов.

Идея, как отмечают экономисты, не нова, но весьма актуальна. Она была озвучена еще в «Транспортной стратегии РФ». В решении задачи развития мультимодальных транспортных узлов госсовет видит даже политическую составляющую — как внешней политики — контроля транспортных узлов, так и внутренней — развития межрегиональных связей. И дело не только в вечной российской беде. Эксперты Поволжской логистической ассоциации заявляют, что «существует негласная монополия Москвы и Санкт-Петербурга на таможенную обработку и распределение импортных грузопотоков». Сегодня, по их словам, в Поволжье товары из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии поступают не в соответствии с общепринятыми логистическими принципами (перемещение по кратчайшему пути, с минимумом перевалок), а окружным путем — через Санкт-Петербург и Москву. Дополнительные километры и перевалки в разы увеличивают логистические издержки, которые, в конечном итоге, ложатся на плечи рядовых покупателей. По данным анализа грузопотоков, выполненного специалистами областного департамента социально-экономического развития, при перевозке грузов самолетами из Китая, их доставляют в Москву, после чего до 30% грузопотока направляется в обратном направлении, на восток.

Между тем, отмечают специалисты логистической ассоциации, исторически и географически Поволжский макрорегион играет роль транспортного перекрестка России: через него протекает Волга, проходят международные транспортные коридоры — №9 («Север-Юг») и №2 («Запад-Восток»). Здесь же, по их мнению, самая высокая в мире концентрация промышленных предприятий и разветвленная сеть всех видов транспорта. Эксперты считают, что у Поволжья есть возможность вернуть некогда утраченные торговые позиции и стать ведущим торгово-промышленно- распределительным логистическим центром страны. Кроме того, как отмечают специалисты, уже давно необходимо расширить транспортный коридор Европа–Урал, поскольку существующие автотрассы М5 и М7 сегодня уже не справляются с грузопотоком. «Если вы ездили по трассам М5 и М7, то знаете, в каком они состоянии, и какие порой пробки возникают там, — говорит директор департамента социально-экономического развития правительства Ульяновской области Сергей Сорокин.

С этим согласны и в правительстве РФ, только в Минтрансе считают, что в Поволжье может быть лишь один мультимодальный транспортно-логистический узел федерального значения. Остальные должны стать межрегиональными и региональными. Об этом в конце октября минувшего года на заседании правительства еще раз напомнил премьер-министр Виктор Зубков, который, отметив, что работу по созданию транспортно-логистических центров проводят и Самара, и Казань, и Нижний Новгород, усомнился в необходимости одновременного финансирования сразу нескольких региональных проектов в Поволжье и заявил, что такой центр в регионе должен быть один.

В итоге получилось, что за звание федерального мультимодального транспортно-логистического центра среди соседей регионов началась конкурентная борьба. И Самара, и Казань, и Ульяновск называют географическое положение своих регионов наилучшим, а транспортную инфраструктуру наиболее подходящей. «Область будет бороться за право разместить этот логистический центр у себя на территории, — заявлял в правительстве губернатор Самарской области Владимир Артяков, — для этого регион обладает всеми условиями, главное, что у нас есть развитая транспортная инфраструктура». «Идет нормальная конкурентная борьба регионов, поскольку статус федерального мультимодального узла значительно повышает инвестиционную привлекательность, — отмечает министр инвестиций правительства Ульяновской области Дмитрий Рябов.

По данным открытых источников, самарский инвестпроект предполагает строительство четырех локальных мультимодальных терминалов для обработки контейнерных грузопотоков железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Объем требуемых инвестиций также оценивается в 7 млрд рублей. В свою очередь правительство Татарстана намерено создать логистический терминал общей площадью 1200 га в районе острова Свияжск, располагающегося на Волге. Инвестиции в проект оцениваются в 7 млрд рублей, будущий годовой оборот терминала — в 10 млрд рублей.

Ульяновский проект «Волжский транзит» оценивается в 50 млрд рублей. По данным областного правительства, его реализация снизит потери в товарообороте ПФО из-за неэффективной логистики на 100 миллиардов рублей в год. В отличие от «центров», «Волжский транзит», по мнению разработчиков, считается более масштабным и называется транспортно-логистическим комплексом или кластером. Основа его — новый (второй) мост через Волгу, строительство которого закончится в 2009 году, и который вместе с объездными трассами вокруг Ульяновска и Димитровграда откроет параллельный транспортный коридор Европа–Южный Урал, позволяющий разгрузить трассы М5 и М7. Проект предусматривает создание терминального комплекса железнодорожного узла, модернизацию двух речпортов и развитие терминально-складского комплекса на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», где также базируется авиатранспортная компания «Волга-Днепр» с самолетами Ан-124-100 «Руслан». К «Восточному» вплотную подходит железнодорожная ветка. «В Москве, чтобы перевалить груз с авиатранспорта на автомобильный или железнодорожный, перевозчики тратят до пяти дней, — говорит господин Сорокин. — У нас же, когда железнодорожная ветка находится в 35 метрах от места стоянки самолетов, такого в принципе не может быть».

До 31 марта правительство Ульяновской области намерено подать документы по проекту создания хаба на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» на объявленный МЭРТом конкурс по созданию портовых особых экономических зон. В соответствии с законом, статус такой зоны дает возможность установить режим свободной таможенной зоны, получить льготы по аренде земли и помещений, субсидии из федерального бюджета. Для управления этой деятельностью предполагается создание управляющей компании, учредителями которой будут областное правительство и Объединенная авиастроительная корпорация. Авиакомпания «Волга-Днепр», по всей вероятности, будет участвовать в дальнейшем в развитии портовой деятельности. Подробности проекта и его конкретные параметры не раскрываются. Вполне возможно, по той причине, что с подобными проектами портовых зон могут выйти на конкурс и соседи Ульяновской области, аэропорты которых тоже имеют статус международных. Победа в конкурсе, по мнению экспертов, значительно повышает шансы региона на получение статуса федерального мультимо-дального транспортного узла.

По мнению эксперта в области транспортной логистики, доцента кафедры экономики и организации производства Ульяновского госуниверситета Екатерины Пустынниковой, никто сейчас не будет показывать подробности своих проектов — регионы-конкуренты надеются на свою победу в конкурсе на средства инвестфонда МЭРТ и получение статуса мультимодального узла федерального значения. Именно поэтому, по ее мнению, информация о проектах и базовые показатели в открытой печати очень разнятся.

Госпожа Пустынникова оценивает шансы Ульяновской области как очень большие, поскольку после окончания строительства моста и модернизации автомобильных коммуникаций ее прежняя главная проблема снимается полностью. Кроме того, по мнению эксперта, Ульяновск имеет преимущества по кадровому составу, по компактности (аэропорт находится рядом с городом и вплотную к железнодорожной ветке), железнодорожной инфраструктуре и дешевизне ресурсов, что позволит повысить окупаемость проекта.

В то же время, если и в Самаре, и в Казани уже существует четкое понимание об участии в этих проектах частных инвестиций, то в Ульяновске с этим традиционно сложнее. В областном правительстве признают, что без участия федеральных средств такой проект не одолеть — слишком велика требуемая сумма. Именно поэтому в феврале на коллегии Минтранса РФ Сергей Морозов предложил рассмотреть вопрос о возможности включения объездных дорог в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)».

Есть еще один недостаток. Ульяновск уступает соседям в готовности проекта. Если Самара заявляет об этом уже давно и имеет четкие планы вплоть до введения центра в работу в 2012 году, то в Ульяновске проект пока только в разработке.

Директор департамента инвестиций Сергей Васин согласен, что у соседей проекты более проработанные. «Но это не значит, — сказал он, — что у нас меньше шансов, тем более что у них мост еще только в желаниях, а у нас уже есть». По словам господина Васина, как такового конкурса с четкими условиями на создание мультимодального транспортного узла федерального уровня не будет. «В инвестфонд подают заявки, а дальше будет зависеть не от того, кто быстрей, а от того, где больше эффективность», — отметил директор департамента.

Замминистра инвестиций областного правительства Игорь Егоров считает, что проект все равно состоится, рассматривается несколько вариантов его финансирования, в том числе — с участием инвесторов в возведении терминально-складских комплексов и в строительстве участков частных дорог с соответствующей инфраструктурой, хотя, как заметил аналитик компании «Финам» Владимир Сергиевский, пока трудно говорить об эффективности проектов частных дорог в России, поскольку опыт еще не наработан.

«Даже если федеральные средства и статус федерального узла достанутся Самаре или Нижнему, большой трагедии не будет, — сказала эксперт Пустынникова. — Все равно все регионы обречены на создание транспортно-логистических центров. Скоро это поймут представители крупного бизнеса и будут готовы вкладываться в развитие сами. А Ульяновская область станет тогда межрегиональным мультимодальным центром, что тоже важно».