Мы завершаем серию интервью с депутатами Гордумы Ульяновска. Черту под итогами года подвёл председатель городского парламента Илья Ножечкин. Наш разговор – о решениях Думы, которые отразятся на качестве жизни ульяновцев; какие строчки расходов пришлось сократить из-за начала спецоперации, экономии на АНО и многомиллионных расходах на решения судов, и в чём не совпадает мнение депутатов и начальников из администрации.

 

 

– Основная работа Думы – это, все-таки, нормотворческая деятельность. Что из принятых в 2022-м решений может войти в историю? Какие самые важные?

– Нормотворчество большинству людей незаметно. Но, например, есть такой документ как “Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры”. Без этого решения Гордумы “Водоканал” не смог бы подать заявку на финансирование в Фонд содействия развития ЖКХ. Как итог сейчас “Водоканал” получил финансирование на 989 млн рублей из вышестоящих бюджетов и фондовна работы по водоотведению. Для понимания, это замена линий от канализационной насосной станции в Кротовке и Баратаевке, ремонт аварийной самотёчной канализации до КНС-14. О важности проведения работ по замене сетей можно судить по аварии на Рябикова, 60. Там на глубине 8 метров произошёл порыв, размыло грунт вблизи жилых домов, что, безусловно, вызвало широкий резонанс. Мы оперативно согласовали перенос финансирования для устранения этой аварии – службы работают. В этом году у “Водоканала” будет возможность зайти ещё и в федеральную программу, чтобы поменять сети водоснабжения. Вроде бы один документ, одна бумага, а без нее невозможно привлечь средства на первоочередные работы.

Учитывая, в каком положении мы сейчас находимся, еще один важный момент – льготы. В этом году льготы по земельному и имущественному налогам, которые мы также распространили на участников СВО, Дума утвердила более чем на 80 млн рублей. По земельному налогу мы приняли решение резко снизить ставки в отношении ГСК. Владельцы гаражей, как правило, люди с не самым высоким уровнем дохода, зачастую гаражи используются как кладовка или погреб. В целом по мерам социальной поддержки в этом году мы увеличили рост финансирования и на следующий год настояли на том же. Значительная сумма пойдет на питание детей, чтобы качество оставалось оптимальным. Расчет привязан к стоимости продуктов питания, сейчас на эти цели выделили еще 27 млн рублей. Особое снимание – к семьям мобилизованных.

В этом году мы усилили программу летней занятости молодежи. Мы когда анализировали ситуацию, стало понятно, что заявок больше, чем возможностей. Изначально на программу было заложено 3 млн рублей, мы завели еще 10 млн. Сам размер выплат тоже резко подняли. Эти средства позволили поучаствовать 100 процентам желающих ребят. В первую очередь, это программа про воспитание: дети летом при деле, под присмотром, одни ставят себе цели на что-то накопить, другие семье помогают. Это мера поддержка через ту форму, которая полезна городу.

Также в нормативных документах по “Народному бюджету” мы убрали ограничение по применению программы к участкам под домами. То есть теперь на придомовых территориях можно ставить детские площадки, хоккейные корты, площадки для выгула собак и т.п. стоимостью до 2 млн рублей.  “Народный бюджет” – это индикатор того, что людям действительно нужен тот или иной объект, что они готовы пусть и в минимальном размере, но софинансировать проект и ответственно содержать это имущество.  Понятно, что мы сейчас ориентируемся больше на социальную поддержку, на поддержку участников спецоперации, гуманитарную помощь, на решение базовых проблем жизнедеятельности города. Но и одновременно мы оставляем возможность самым активным жителям довести свои идеи до реализации.

– Турбулентный год требовал оперативного перекроения бюджета. С каких строчек пришлось снимать деньги?

– В марте-апреле мы снизили расходы по нескольким строкам, чтобы с началом СВО обеспечить устойчивость бюджета. Вынужденные решения – сократить расходы на установку детских площадок,  некоторые развлекательные мероприятия, обрезку деревьев при сохранении объемов работ. Было принято решение в принципе приостановить всё то, что не расторговано, инвестиционные затраты. Например, изначально запланированные траты на реконструкциюТеатральной площади. В итоге в резервный фонд мы собрали 107 млн рублей. Часть средств мы в конце года разморозили и направили их, к примеру, на ремонт аварийных контейнерных площадок.

В этом году городской бюджет столкнулся с итогом многолетних судебных разбирательств, которые подошли к концу. Среди них – споры по“Дирекции единого заказчика”, “Теплосервису”, “Дорремсервису”. С точки зрения субсидиарной ответственности суды для города завершились отрицательно. Рано или поздно это всё равно бы с большой вероятностью произошло, но каждый руководитель пытался момент оттянуть. Сейчас все эти риски перед нами, поэтому часть средств – более 400 млн рублей –  резервируется под эти цели на 2023 год. Есть также решения судов по капитальному ремонту домов. В этом году мы увеличили финансирование со 110 млн  до 160 млн рублей, при утверждении первоначального бюджета на следующий год мы настояли на увеличении лимитов с 80 до 110 млн рублей. Сейчас по нашему предложению в этих домах отрабатываются вопросы ремонта самого необходимого с точки зрения жителей. Это позволит через мировые соглашения с заявителямиувеличить количество домов, по которым исполнительные листы будут закрыты. Более 275 млн рублей идет на субсидирование перевозок “Ульяновскэлектротранса”.  Если мы увеличиваем выдачу бесплатных проездных, значит должны за них заплатить, увеличив финансирование предприятия.

Отдельной строчкой расходов идёт строительство и ремонт ливневой канализации.  Таких точечных проблем довольно много и во дворах. По нашему настоянию включили работы по ливнёвкамна 19 адресах, в том числе на участках улиц. Кольцевая-Варейкиса и Варейкиса – проспекта Гая. Программа “Формирование комфортной  городской среды”( по ней капитально ремонтируются дворы)  не позволяет тратить региональные или федеральные средства на ремонт ливневок, значит эти деньги надо закладывать по другой программе, чтобы общий итог улучшал качество жизни людей. Мы такую логику стараемся прививать  Управлению дорожного хозяйства и ”Стройзаказчику”. На 2023 год на ливневки заложили 50 млн рублей. На эти средства, в том числе, будет восстановлена ливневая канализация на Карла Маркса, на Опытном поле около школы и еще на 15-20 адресах.

– Всегда ли совпадает мнение депутатов с позицией руководителей городской администрации? Какие вопросы стали острыми углами?

–Например, по схеме организации дорожного движения. Мы не согласны с культурой работ по установке светофоров: то их не настраивают, то подряд три штуки ставят. На это сложно не реагировать и мы выносим соответствующие постановления. Где-то реагируют сразу, а если к нам не прислушиваются – мы можем сделать соответствующие выводы при принятии или не принятии годовых отчётов чиновников. Много вопросов возникает по транспорту.

– Ульяновск – муниципалитет дотационный и на 2/3 зависит от областных «вливаний». В чем у города есть скрытые резервы для заработка?

– Как представители Ульяновска мы, конечно, всегда боремся за то, чтобы город получал финансирование. Как правило, по национальным проектам этих вопросов не возникает, стратегические вопросы стали решаться, за что спасибо Алексею Юрьевичу. Строительство новых развязок и мостов, вхождение в программу по строительству поликлиник (одобрено строительство новой поликлиники в Дальнем Засвияжье) – это большой шаг вперёд. Заметно, что благодаря губернатору город получает федеральную поддержку. Объем бюджета растет очень существенно. Два года назад мы видели 14 млрд рублей, на следующий год, я думаю, будут и все 20 млрд. Но надо понимать, что большинство средств, которые увеличивают бюджет, являются целевыми: если строится мост, то деньги на него проходят через город, бюджет резко увеличивается. Но от этого денег на соцвыплаты больше не становится. И мы понимаем, что их нужно закладывать из собственных дополнительных доходов города.

Предшествующие пять лет средний рост собственных доходов составлял 3,2%. На 2022 год мы закладывали рост в 10,5%. Этот показатель выполнен,  сбор доходов превысил более, чем на млрд рублей Но растёт бюджет – растут и обязательства. Точки роста есть – продолжение работы по выводу из тени НДФЛ, развитие предпринимательства, перепрофилирование закрытых иностранных производств или смена собственника. Мы видим, что есть к чему стремиться по расходованию средств на АНО, учреждённых городом. Эффективность каждой такой структуры будет нами оценена, в том числе с предложениями по оптимизации.

– В преддверии объявления конкурса на главу Ульяновска муссируется тема возвращения прямых выборов мэра. Ваша позиция?

Помогут ли прямые выборы слаженной работе города и государственных органов? Оглядываясь на исторический опыт, скорее нет, чем да. Всё зависит от персоналий. Эффективные мэры в истории России были как избраны всенародным голосованием, так и через конкурс.

С моей точки зрения, нет плохих или хороших моделей управления муниципалитетами. Есть те, которые подходят в рамках конкретного исторического момента. Если обратить внимание на то, как в стране развиваются события, то мы увидим, что внесены изменения в Конституцию,принцип единства публичной власти стал находить развитие в изменениях федерального законодательства.В 2021 году принят закон об организации публичной власти в субъектах РФ. В отношении муниципалитетов он задержался из-за общей ситуации в стране. Абсолютно понятен вектор развития, связанный с единством власти и функционированием всех систем – от местной до федеральной. К примеру, прямые выборы мэров не применяются ни в одном административном центре субъектов ПФО. Растёт роль региональной власти в определении и оценке руководителей муниципалитетов.  В этих обстоятельствах вектор развития конституционного законодательства идет по пути единства, централизации и совместной работы.

– Депутат городской Думы – народный избранник и, наверное, это первая ступень, к кому в первую очередь может обратиться житель. Выросло количество обращений? Какую помощь от вас ждут люди? Какую часть из обращений удалось решить в положительную сторону?

– За этот год депутатам поступило более 8000 обращений – это больше на 5%, чем в 2021 году. Из этого числа около 3500 обращений поступило через личные приемы. Из всех обращений исполнено более половины. По остальным были консультации, так как не везде требовалось что-либо предоставить. Многое зависит от персоналии конкретного депутата и помощника. Возможность контролировать эту работу мы депутатам предоставили полную – это безвозмездный мониторинг на основе системы контакт-центра по работе с обращениями граждан. К карте округа есть общий доступ. Можно посмотреть список обращений, увидеть, ушел ответ или нет, какой ответ и тд. Дальше оценка депутата будет зависеть от того, работал ли он, страдал ли отписками. Тут все очень объективно.

Вопросы поступают, в основном, базовые – ЖКХ (30%), благоустройство,  социалка (20%). Если деятельность администрации оценивается по внутренним индикаторам качества, исполнению бюджета, успешной реализацией проектов, то наша система устроена по-другому. Местный депутат помогает решать проблемы в конкретных микрорайонах, возле конкретной школы и тд., поэтому нас оценивают именно люди, которые потом либо голосуют за нас, либо нет. Для нас обращение от человека по вопросу его двора гораздо важнее, чем какая-то улица или какой-то мост, который строится на огромные деньги. Это разнится с фокусом внимания администрации. Одна из главных задач Гордумы – видеть множество маленьких обращений за большими проектами и финансированием. Например, по программе “Комфортная городская среда” в этом году на 100 млн рублей в Ульяновске полностью отремонтировали 30 дворов. Гордума предусмотрела еще 80 млн на исполнение наказов по дворам. На эти деньги мы смогли точечно отремонтировать 256 дворов.  И на 2023-й год финансирование не уменьшаем. Если пообещал – надо сделать. Если жители видят изменения, значит тебе доверят свой голос.

Аналогично и по деревьям. Город довольно зеленый и хорошо, чтобы он таким и остался. Поэтому по обращениям жителей мы стараемся предоставлять саженцы. Не представляю ситуацию, в который  мы бы по такому обращению отказали. Но и заявок по сносу поступает много, а это очень дорогой вид работ, и жители не всегда могут профинансировать его засева вой счет. Более 1550заявок выполнено в этом году. То же самое и по свету: в следующем году каждому депутату довели лимит в 10 светоточек. Если умножить на 40 округов, получается 400 – в общих значениях это уже не так мало. В целом мы, конечно же, поддерживали программу модернизации освещения, так как освещение в городе далеко от идеала, а это небезопасно. Все, что зависело от Гордумы по оперативному принятию решений по старту модернизации, было сделано. Контракты заключены, до середины следующего года мы должны увидеть яркие изменения в городском пространстве.

Уверен, что несмотря на все сложности, задачи, поставленные перед городской властью, будут выполняться.

Благодарю за интересные и важные вопросы. Пользуясь возможностью, коль скоро эту беседу мы ведём по сути уже в конце декабря, хотел бы обратиться к читателям. 2022 год показал, что жизнь стремительно меняется. Уверен, что вместе мы сможем ответить на любые сложности. Сплоченность, уважение друг к другу, взаимная поддержка еще никогда не были столь важны для всех без исключения. Искренне считаю, что под руководством губернатора Алексея Русских Ульяновская область станет более современным, конкурентоспособным, комфортным для жизни регионом. Мы будем делать все возможное для этого: будем много работать каждый на своем направлении и обязательно справимся! Желаю всем ульяновцам, жителям области в целом добра, здоровья и семейного благополучия. Пусть новый 2023 год принесет только хорошее!