Ульяновская «АМС-Групп» завершила сделку по покупке пакета в сербском автобусном заводе
Ульяновская компания «Автодеталь-Сервис» выкупила 39,22% акций сербского завода «Икарбус» — основного производителя автобусов в Юго-Восточной Европе — и до конца года намерена увеличить свой пакет до контрольного. В планах новых собственников — продавать автобусы «Икарбуса» на российском рынке. Эксперты и конкуренты предупреждают, что на дорогостоящую продукцию завода хоть и хорошего качества сложно будет сформировать спрос без наличия собственной сервисной сети в России.
ОАО «Автодеталь-Сервис» (входит в ульяновский холдинг «АМС-Групп») завершило сделку по покупке у государственного Акционерного фонда Республики Сербия 39,22% акций сербской компании «Икарбус», выпускающей автобусы различного назначения, заплатив за него 18 млн евро. В предложении был заложен дисконт в 20% к рыночной цене. Взамен ульяновская компания обязуется инвестировать в предприятие более 1,55 млн евро. Также по условиям договора покупатель обязан выкупить все акции миноритариев по цене 48 евро (по такой же стоимости «Автодеталь-Сервис» выкупила акции у сербского фонда). По словам заместителя начальника отдела внешнего финансирования, ценных бумаг и фондового рынка «АМС-Групп» Владимира Уханова, максимально возможное количество акций, которое может быть представлено миноритариями, не превысит 10%. Между тем компания намерена до конца года довести долю в «Икарбусе» до контрольного пакета.
Ъ ОАО «Автодеталь-Сервис» существует более 60 лет и производит запасные части для автомобилей УАЗ, является одним из основных поставщиков Ульяновского автомобильного завода. Сегодня входит в состав ульяновской холдинговой компании AMS-GROUP. Производит автокомпоненты для заводов ГАЗ, АвтоВАЗ.
Акционеры: физические лица 58,7%; юридические лица 41,3%. Численность предприятия — 2 150 чел. Выручка в 2007 году составила 1,384 млрд руб.; чистая прибыль — 22,214 млн руб., I полугодие 2008 — 12,208 млн руб.
Ъ АО «Икарбус» производит автобусы и спецавтомобили. «Икарбус» основан в 1923 году как первый завод самолетов на Балканах. Производительность 1000 машин в год. Акционеры до оформления сделки с «Автодеталь-Сервис»: физические лица — 28,96%, юридические лица — 71,04%,
в т.ч. Акционерный фонд — 39,22%. Выручка в 2007 году — более 6,5 млн евро.
Директор департамента по управлению и развитию компании «АМС-Групп» Евгений Полбин называет сделку выгодной. «Икарбус» — компания с большой историей, имеет положительную репутацию на рынках Восточной и Западной Европы, и к тому же это отличная площадка для выхода на российский рынок производства автобусов, — отметил он. — Автобусный парк России достаточно устарел, требует замены, и здесь компания готова побороться за долю рынка». Господин Полбин добавляет, что экспорт автобусов из Сербии не будет влиять на их удорожание, поскольку в соответствии с соглашением между Сербией и Россией эта продукция освобождена от таможенных пошлин. Кроме того, по словам Евгения Полбина, компания после получения контроля над «Икарбусом» рассматривает возможность организации собственного производства автобусов в Ульяновске. Оно может быть организовано в ближайшие два-три года, надеется первый вице-премьер областного правительства Александр Пинков.
По мнению конкурентов, «АМС-Групп» придется потрудиться над завоеванием рынка. «Средняя стоимость автобусов IK-107 Moskovit — 70 тыс. евро, — рассказывает представитель одной из российских компаний, выпускающей автобусы. — По такой цене и без наличия собственной сервисной сети в России их смогут позволить себе только автопредприятия Москвы, Санкт-Петербурга». Руководитель дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» Николай Одинцов также отмечает, что у ГАЗа есть дополнительное конкурентное преимущество перед продукцией «Икарбуса» благодаря наличию собственных сервисных центров.
«Сделку можно считать удачной, если учесть дисконт и привлекательность компании с производственной точки зрения, — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — «Автодеталь-Сервис» мог бы поставлять на «Икарбус» и свою продукцию, тем самым снижая стоимость автобусов. Кроме того, новый собственник благодаря «Икарбусу» получает выход для своей продукции на рынки Балканского региона и Южной Европы». По мнению эксперта, в России «Икарбус» сможет конкурировать с некоторыми моделями малых и средних городских российских автобусов, поскольку качество сербской продукции «все же выше отечественных машин». Господин Одинцов предположил, что продукция сербского производства сможет конкурировать с одной из моделей ГАЗа — ПАЗ-3237.
Сергей Титов, Ульяновск