Публичные слушания по вопросам хозяйственной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, в Ульяновске планируют заменить общественными обсуждениями. Проект соответствующего постановления разработан администрацией города. Мы попытались разобраться что изменится от подобной перестановки слов.
Как мы уже писали, в Ульяновске планировалось отменить публичные слушания по вопросам хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе. Другой порядок общественного обсуждения проектов, затрагивающих экологию города, должен был быть разработан и принят до 1 июня.
По-видимому, к сроку администрация города успеет – проект соответствующего постановления был опубликован 14 мая и предполагает, что слушания заменят общественным обсуждением, благо законодательная база в таких случаях четко не регламентирует его тип. А это означает, что город может самостоятельно разработать механизм общественного обсуждения. Как отмечал в интервью с нами главный эколог города Данила Урдин, механизм может быть любым, вплоть до дистанционного сбора мнений через средства массовой информации. Экологические активисты в этой связи отмечали, что подобные варианты могут оказаться даже более действенными нежели публичные слушания в нынешнем формате, где “нет шансов быть услышанными”. Но город пошел по другому пути.
При новом варианте публичного обсуждения инициатором его проведения смогут быть лишь глава города, Городская Дума, сити-менеджер, сам заказчик или органы исполнительной власти в области окружающей среды.
Общественные слушания, регулируемые земельным правом, и общественные обсуждения, регулируемые экологическим правом, являются, по сути, публичными слушаниями с ярко выраженной отраслевой спецификой. В ряде регионов подобный механизм решения хозяйственных вопросов уже давно принят и действует, заменив собой “стандартные” публичные слушания в тех случаях, когда дело касается экологии. Причем по большинству пунктов постановления, регламентирующие проведение подобных общественных обсуждений, у всех муниципальных образований идентичны. Основное отличие ульяновского варианта заключается в сроках рассмотрения инициатив от заявителя. Решение о проведении общественных слушаний в Ульяновске принимается в течение 10 дней с момента обращения заявителя, в других регионах этот срок составляет от 20 до 30 дней.
Общественная инициатива для проведении подобных общественных обсуждений полностью исключается.
Но это вопрос технический. Важнее другое – при новом варианте публичного обсуждения инициатором его проведения смогут быть лишь глава города, Городская Дума, сити-менеджер, сам заказчик или органы исполнительной власти в области окружающей среды. На этом список исчерпывается – общественная инициатива для проведении подобных общественных обсуждений полностью исключается.
А вот механизм публичных слушаний такую возможность предусматривал, причем напрямую, так как процедура проведения подобных слушаний регулируется федеральным законом «О местном самоуправлении» и положением “О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании “Город Ульяновск”, где общественность названа в числе возможных инициаторов проведения публичных слушаний. Правда, подобная процедура требует в каждом конкретном случае издания постановления главы администрации об объявлении публичных слушаний, что сильно затягивает и усложняет процедуру проведения необходимого по закону общественного обсуждения. Именно это в администрации города называют важнейшей причиной изменения механизма проведения общественных обсуждений в части экологии.