Упрощенная идентификация усложнила жизнь рядовым потребителям и напоминает «Процесс» Кафки.
Около месяца назад я, как обычно, зашел в салон связи DIXIS, чтобы заплатить за интернет. К моему удивлению, плату у меня принять наотрез отказались, потребовали паспорт, хотя раньше для оплаты было достаточно назвать шестизначный номер счета, указанный провайдером. Но следующая в очереди женщина почему-то оплатила услуги другого провайдера без паспорта. С трудом сдерживая раздражение (я специально потратил 20 минут, чтобы дойти до ближайшего салона, разумеется, не захватив паспорта), я потребовал объяснений.
Мне указали на объявление, которое гласило, что в связи с вступлением 5 мая 2014 года в силу поправок к Закону №115 вводится упрощенная идентификация клиентов, и теперь при оплате услуг организаций надо предъявлять паспорт. Далее следовал список этих организаций. В него попали все банки, все ТСЖ и ЖСК, все вузы и ссузы, множество организаций с загадочными аббревиатурами и два интернет-провайдера («Златотелеком» и «Ультрамарин»). Полный список предлагалось уточнять у кассиров. В очередной раз вспомнился Оруэлл: в системе, где мир – это война, а одни животные равнее других, усложненная идентификация просто обязана называться упрощенной. Но оператор салона сказала, что, если я ей не выложу паспорт, ее накажут.
Другое удостоверение личности она принять отказалась.
Пришлось тащиться домой за паспортом.
Закон №115, который называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», написан зубодробительным языком. Но из него можно понять, что идентификации клиента НЕ требуется, если денежный перевод осуществляется: 1) без открытия банковского счета (а это большинство платежей за товары и услуги, потому что банковские счета у этих организаций уже имеются); 2) в пользу коммерческой организации (а провайдер или банк – вполне себе коммерческие предприятия); 3) если сумма платежа или денежного перевода не превышает 15000 рублей (а я хотел заплатить всего 250 рублей); 4) если организация, которой я плачу, находится на территории РФ (а мой провайдер находится в Ульяновске, как и банк, где у провайдера счет).
Все это касается и денежных переводов, совершаемых с помощью платежного агента (как, например, салона связи) или электронным способом. В общем, в моем случае все эти условия совпадали, поэтому паспорта по закону с меня требовать было нельзя.
«У нас нет прямого договора с вашим провайдером, но есть с банком «Венец», который дал нам указание не принимать платежи без идентификации», – пояснили в компании DIXIS. Представитель «Ультрамарина» Андрей Клюев эту информацию подтвердил: «У нас договор с «Венцом», а уже банк по договору с DIXIS поручает последнему принимать деньги». На мой вопрос, почему бы и провайдеру не заключить договор с DIXIS, он ответил: «Для того, чтобы с вас как с клиента не брали комиссию».
Поскольку в разговорах дважды прозвучал банк «Венец», звоню туда. Там ссылаются на тот же 115-й закон и больше ничего не объясняют. Прошу дополнительных комментариев в DIXIS.
– Поскольку прямой договор у нас только с банком «Венец», прием платежей в погашение ссудной задолженности в пользу всех банков РФ мы принимаем через платежную систему «Киберплат», – объясняет менеджер платежной системы. – Мы в данной ситуации выступаем как платежный агент АКБ «Платина», расчетного банка этой системы. По их указанию мы должны осуществлять упрощенную идентификацию любых платежей. Сейчас нашими специалистами реализовывается автозапоминание паспортных данных, и к середине июня вам уже не нужно будет приносить паспорт, достаточно будет один раз ввести данные, и в следующий раз они будут загружаться автоматически. Пока это все, что мы можем для вас сделать.
Сотрудница признала, что недовольных новым порядком много, в связи с чем наблюдается отток клиентов. Все-таки хорошая штука конкуренция. Недовольным было куда уйти: как мне объяснили, можно завести «кошелек» в системе Qiwi и платить через любой из множества терминалов без комиссии; можно купить карту авансовых платежей или перейти на тариф с платежом раз в год; можно платить через Сбербанк-онлайн. Активизировался мой провайдер, пообещав заключить с банком договор, чтобы платежи совершались онлайн и в реальном времени, а не спустя несколько суток. Очевидно, отток клиентов дал о себе знать, и уже через месяц в том же салоне связи никто не заикнулся про паспорт, когда я пришел платить за интернет. Как водится в России, строгость закона компенсировалась необязательностью его исполнения.
Но истина дороже, поэтому я обратился туда, где должны все знать про платежи и финансы, – в региональное Управление Банка России. Вопрос все тот же: зачем показывать паспорт, если я плачу меньше 15 тысяч рублей коммерческой организации на территории РФ?
Пришел ответ, в основном состоящий из цитат из того же 115-го закона и из констатаций очевидного, но не отвечающий на этот главный вопрос. Единственное, что было объяснено, почему платежи в пользу ЖСК и ТСЖ требуют идентификации, – потому что это НКО. Но, по логике вещей, тогда и в РИЦ должны спрашивать паспорт каждый раз, когда вы платите за квартиру, будучи членом ТСЖ или ЖСК. Но у РИЦ, по словам его замдиректора Дениса Лялякина, такой практики нет. Хотя, если человек вносит в кассу более 15 тысяч рублей, паспорт спрашивают всегда (такое случается, если человек гасит долг по квартплате за несколько месяцев). А вот с пунктом об НКО даже специалистам не все ясно.
– Тут есть нюансы, – говорит начальник отдела в региональном Управлении ЦБ Елена Ежова. – Мы направили запрос руководству Центробанка, чтобы нам объяснили, каким образом клиент должен получать уставы организаций, чтобы определить, коммерческая она или некоммерческая.
Выходит, заботясь о противодействии отмыванию доходов, законодатель обязал всех граждан, кто платит за товар или услугу, быть юристами. Получается, тому же DIXIS, банкам «Венец» и «Платина» оказалось проще перестраховаться и потребовать идентификации от всех клиентов и при любых платежах? «Получается, так, – говорит Ежова. – Они формально подошли к этой теме.
Поняли, что количество субъектов, которых нужно идентифицировать, многократно возросло, и, чтобы не нарушать ФЗ №115, просто включили в этот перечень всех своих клиентов». Пострадал же от этого рядовой потребитель.
Итак, в сухом остатке: если вы делаете перевод физическому лицу, за рубеж или в пользу НКО, идентификация проводится независимо от суммы перевода. Поэтому есть сильное подозрение, что поправки в 115-й закон нужны не столько для противодействия терроризму, сколько для давления на НКО и для борьбы с «несогласными». Теперь каждый, кто делает через НКО пожертвование хоть в пользу больных детей, хоть на защиту природы, обязан предъявить паспорт, и таким путем легко попадает в список потенциально неблагонадежных. Такая вот упрощенная идентификация.
Сергей Гогин