Люди военного поколения – особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, они продолжают показывать на своем примере, как надо жить и трудиться, переносить жизненные невзгоды.
Алексею Андреевичу Федотову из рабочего поселка Новоспасское в этом году исполнится 87 лет. Он один из немногих, кто вернулся домой с фронта, прошел две войны – Великую Отечественную и японскую.
Многочисленные правительственные награды от СССР, медали Жукова, «За отвагу», «За победу над Японией», орден Отечественной войны могут многое рассказать о фронтовом прошлом новоспасского ветерана. Кроме своих ратных подвигов, Федотов известен и трудовыми делами: награжден знаками Победителя социалистического соревнования 1976 и 1979 годов, почетными грамотами и благодарностями.
Алексей Андреевич родился в селе Комаровка Новоспасского района в большой крестьянской семье. У родителей было пятеро сыновей. В школу Алексей Федотов ходил в соседнее село Самайкино за 5 километров. Жили небогато, поэтому и трудиться он начал с малых лет.
– Я уже с 12 лет лапти плел, – рассказывает Федотов. – Мы и сами их носили, и продавали. Это было большим подспорьем для семьи.
После окончания семилетки Алексей Андреевич пошел учиться в школу фабрично-заводского обучения в городе Сызрань. Не успел проучиться три месяца, как началась война. Шестнадцатилетний Алексей сразу стал взрослее: на фронт ушли три старших брата, и ответственность за семью, больного отца, мать легла на его плечи. До совершеннолетия юноша работал сначала на восстановлении авиационного завода в городе Куйбышев (ныне Самара), затем устроился слесарем на суконную фабрику, где выучился на водителя. В январе 1943 года в неполные 18 лет его призвали в армию.
– Как и всем ребятам тогда, мне хотелось на фронт – сражаться с фашистами, но в военкомате сказали: обстановка в Китае сложная, люди нужны в том регионе. Нас посадили в «телячьи» вагоны и отправили на Дальний Восток. Так я оказался на станции Даурия на границе трех государств – России, Китая и Монголии.
В то время как советские войска уверенно одерживали победу над фашистами, поддерживающая немцев японская армия оккупировала север Китая, намереваясь осуществить план нападения на СССР с востока, чтобы захватить Приморье, Забайкалье и Сибирь. Поэтому вступление Советского Союза в войну против Японии становилось неизбежным. Для этого было брошено немало сил. Алексей Андреевич тогда был водителем и наводчиком орудия.
Об этом периоде жизни Федотова можно написать отдельный рассказ. И о том, как воевал с японской армией, и о том, как вел оперативную работу против японских шпионов, и многое, многое другое. Но самое тяжелое, по воспоминаниям бойца, было не участие в боевых действиях, а сооружение противотанковых рвов на границе, когда приходилось лопатой долбить каменистую землю, совсем не похожую на родную, ульяновскую.
– Эти рвы должны были составлять 3 метра глубины и 5 метров ширины. Нелегкая работа, но мы не роптали. Хотя тогда казалось, что конца-края этому не будет. С какой же радостью мы встретили известие о Победе!
Но после разгрома Германии оставался еще один союзник гитлеровского режима во Второй мировой войне – Япония. И в 1945 году Алексей Андреевич вместе с остальными бойцами через недавно выкопанные рвы пошел в наступление против Японии.
– Попал я в 120-миллиметровую минометную батарею: возил осколочно-фугасные снаряды весом по 16 килограммов 200 граммов, – вспоминает ветеран войны. – Нашим подразделениям предстояло из Даурии быстро добраться до китайского города Хайлар и захватить его. Хайлар был очень хорошо укреплен японцами, бои шли кровопролитные, почти все мои товарищи погибли. И я сам не раз был на волосок от смерти во время бомбежек. Прошел города Маньчжурия, Хайлар, Цицикар и через хребет Большой Хинган. Японцы были хорошо подготовлены: под землей проложили железную дорогу, построили склады, госпитали. Их техника в то еще время была как наша современная. Я сам пробовал ездить на японских грузовых машинах.
Война с японцами оказалась молниеносной и кровопролитной. Людские потери советских войск и сил флота в войне против Японии составили более 36 тысяч человек.
Первую свою медаль Алексей Андреевич получил за победу над Японией.
Отслужив в армии в общей сложности шесть лет, Федотов избрал самую мирную профессию: развозил по району бобины с кинолентами. Более 24 лет работал на грузовике ГАЗ-АА 1932 года выпуска, более известном под названием «полуторка». Об этом времени у ветерана остались самые добрые воспоминания.
– Жили мы тогда дружно: не было зависти и злости. Кому тяжело было, помогали кто чем мог, всегда выручали друг друга. Кино было хорошее, без пошлости: про Чапаева, про Петра I, про трактористов, про танкистов.
В рабочие будни познакомился Алексей Андреевич с будущей супругой – бухгалтером Клавдией Ивановной, с которой прожил пятьдесят один год. В любви и ласке вырастили супруги двоих детей. Уже и внуки стали взрослыми, есть правнуки.
Из 45 лет трудового стажа почти 40 Федотов провел за рулем: был личным водителем инспектора по определению урожайности, затем первого секретаря райкома. Последние 5 лет до выхода на пенсию он работал в ГАИ. Уйдя на заслуженный отдых, Алексей Андреевич продолжил трудиться на благо родного края.
– Когда дом снесли и нас переселили в многоэтажку, я облагородил двор. Вокруг дома посадил рябину, иргу, вишню, смородину, сливу, чтобы местные ребятишки могли полакомиться ягодами.
Сегодня, несмотря на возраст и седину, ветеран остается молод душой, открыт для общения. Он с радостью делится своими воспоминаниями. В соседней квартире живут дети и внуки, которые окружают его заботой и лаской и не дают скучать в одиночестве.
Мы уходили от Алексея Андреевича с мыслями о том, что победа наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне возлагает на нас огромную ответственность. И мы должны соответствовать их подвигам, их героизму, мужеству и мощи, быть достойными называться последователями поколения Победителей.
Альбина Азмуханова