Большая часть родителей ульяновских школьников не желают, чтобы их ребенок учил основы какой-то определенной религии, причем половина считают, что куда полезнее знать светскую этику.
Напомним, курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен во всех субъектах России с 1 сентября 2012 года. При этом в пяти школах Ульяновской области эксперимент стартовал четыре года назад. Занятия проходили в пятых классах по одному часу в неделю.

В настоящее время новый курс изучается в четвертых и пятых классах. Учебная программа по основам религиозных культур и светской этики имеет комплексный характер и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». По данным министерства образования и науки Ульяновской области, в новом 2014-2015 учебном году из 11 тысяч учащихся третьих классов 5,3 тысячи (48 процентов) выбрали «Основы светской этики», 2,9 тысячи (27 процентов) – «Основы православной культуры», 2,6 тысячи (23 процента) – «Основы мировых религиозных культур», 0,2 тысячи (два процента) – «Основы исламской культуры». Желающих постигать основы буддизма и иудаизма в нашем регионе на нашлось.

Выбор модулей курса в целом по стране распределился следующим образом: 43 процента четвероклассников будут изучать «Основы светской этики», 32 процента – «Основы православной культуры», 21 процент – «Основы мировых религиозных культур», четыре процента – «Основы исламской культуры», 0,4 процента «Основы буддийской культуры» и 0,1 процента – «Основы иудейской культуры».

В региональном минобрнауки введение обязательных уроков религиозных культур и светской этики в целом считают успешным. Как отмечает заместитель председателя правительства – министр образования и науки области Екатерина Уба, многие родители отмечают, что дети стали интересоваться историей своей семьи. «Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали терпимее во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам. Через этот предмет и родители стали ближе к школе, так как выполнение практически всех домашних заданий по новому курсу предполагает их участие», рассказала она.

Между тем в экспертных кругах споры о целесообразности появления нового предмета не утихают до сих пор. В частности, остается непонятной цель – это собственно религиозное воспитание детей либо средство социального сплочения, как путь для того, чтобы дети узнали о многонациональной и многоконфессиональной культуре России.

В этом смысле очень интерес но сравнить показатели по Татарстану и Кавказу. В Татарстане большинство детей изучают «Основы мировых религиозных культур», а в регионах Кавказа выбирают ислам. Это сопоставление заставляет задуматься не только об отношении населения, но и об образовательной политике. Очевидно, что если жители одних регионов будут изучать только ислам, а жители других только основы православной культуры, то социальному сплочению это способствовать не будет. По словам ряда экспертов, если при наличии шести модулей в школах выбирают из них только один или в лучшем случае два, то во все модули необходимо вводить сведения о других религиях. А пока такое положение дел выгодно в первую очередь тем школам, где не хотят напрягаться, считая, что проще преподавать один предмет.

Дмитрий Минаев