Ульяновская область будет сотрудничать с республикой Беларусь в сфере авиастроения — об этом на прошлой неделе договорились Алексей Русских и Александр Лукашенко. Конкретики пока нет: не исключено, что наши авиастроители примут участие в проекте по созданию аналога двухмоторного самолета L-410, либо расширят список воздушных судов, которые будут проходить техобслуживание на территории региона. Узнали у эксперта, сможет ли взять на себя дополнительную нагрузку «Авиастар».

Во время встречи президент Беларуси рассказал, что он договорился с Владимиром Путиным «поработать над совместным выпуском самолетов для региональных перевозок. У нас для этого есть соответствующие компетенции».

— Это проект, ориентированный в будущее, не на один год. Капиталовложения предстоят значительные, но и положительный эффект колоссальный, — отметил Лукашенко.

Алексей Русских озвучил плану встретиться с руководством Минского завода гражданской авиации №407. Это предприятие, которое занимается техобслуживанием, покраской, модернизацией, переоборудованием, продлением летного ресурса самолетов типа Ту-134, Як-40, Як-42. Какое именно взаимодействие с заводом может быть у ульяновских авиастроителей, пока не озвучивалось. Так же, как и участие в совместных с белорусами программах крупнейшего авиапредприятия нашего региона — «Авиастар-СП». Сейчас завод загружен масштабным госзаказом по выпуску Ил-76МД-90А и созданного на его базе топливозаправщика. В СМИ уже появились вопросы — а потянет ли «Авиастар» еще один проект с белорусами?

По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, сотрудничество России и Беларуси в области самолётостроения будет осуществляться по нескольким направлениям. Предприятия из РБ привлекут для поставок комплектующих в интересах российских программ. Также планируется совместно реализовать проект создания двухдвигательного самолёта местных воздушных линий на замену чешскому L-410.

Это лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт, рассчитанный на 19 человек или 1800 килограмм груза. Может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, его используют для полётов в труднодоступные районы на Дальнем Востоке и в Сибири.

В России локализацией производства L-410 занимался Уральский завод гражданской авиации. Планируется, что он же, а не «Авиастар», станет партнером в проекте по созданию подобного двухмоторного самолета.

— ТТХ 19-местного самолёта пока не сформированы. Ориентиры известны – L-410, который нужно превзойти по экономичности и комфорту для пассажиров. Рынок региональных самолётов целиком и полностью зависит от бюджетного финансирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Будут бюджетные средства — он будет расти, будет дефицитный бюджет — рынок схлопнется. Но ориентир существует — это Комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года, — пояснил Пантелеев.

Он подчеркнул, что размерность воздушных судов, которые традиционно выпускал «Авиастар», гораздо выше L-410. А потому, если ульяновский авиазавод и привлекут в качестве партнера белорусов, то, скорее всего, в других проектах.

— «Авиастар» участвует в разных программах. В одних — как финальный производитель (это Ил-76МД-90А и топливозаправщик). В других — как поставщик. Например, на ульяновском предприятии создан центр компетенций по панелям фюзеляжа. Поэтому рассматривать предприятие нужно с учётом этих особенностей. «Потянуть» ещё одну программу, где завод будет финалистом, он не сможет. А вот делать комплектующие для других программ в рамках своих компетенций — вполне реалистичный сценарий. Но это, конечно, очень обобщённая оценка. Плановики завода могут детально подсчитать, сколько и каких агрегатов они могут освоить, в какие сроки, — уточнил эксперт.

Не исключено, что к сотрудничеству с белорусами могут привлечь «УЗГА Инжиниринг» (дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации), расположенное на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный». Оно начало работать в 2019 году. «УЗГА Инжиниринг» занимается техобслуживанием, выполнением бюллетеней промышленности, работами по продлению ресурса самолетов типа Ан-124-100, Ил-76ТД, Ил-76МД, Ту-204 и Ту-214, имеет мощную производственную базу: стоянки воздушных судов, где можно производить одновременно техническое обслуживание трёх самолётов типа АН-124-100.

Справка

В этом году «Авиастар-СП» передал заказчику (в авиаполк ВТА России) два Ил-76МД-90А — в мае и августе. В ОАК уточнили, что сегодня в производстве авиазавода в различной степени готовности «находятся несколько транспортных самолетов Ил-76МД-90А, предусмотренные производственной программой 2023 года. В заготовительных цехах создается задел на ближайшую перспективу».

По контракту с Минобороны в 2022 году было построено пять Ил-76МД-90А. Всего на «Авиастаре» с 2012 по декабрь 2022 года выпустили и 19 модернизированных самолетов семейства Ил-76 (в их числе — опытный самолет-топливозаправщик Ил-78МД-90А). Предполагается, что с 2025 года завод сможет ежегодно производить не менее десяти самолетов.