Не менее важной, чем звук, частью акусферы является тишина. На мышление, соз-нание и подсознание человека действует именно чередование звука и тишины – со своим ритмом, интенсивностью. Ницше не раз говорил: “великие события случаются в тишине” (“приходят на голубиных лапках”). Хайдеггер, продолжая мысль Ницше, даже поставил во-прос о создании сигетики – техники молчания. Это – “тихая”, более или менее подсозна-тельная коммуникация среди посвященных посредством умолчания.

Напротив, чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп элиты в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Так на современ-ном Западе возникло явление, которое получило название “демократия шума”.

Создано такое звуковое сопровождение, что средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это – важное условие его беззащитности против манипуляции сознанием. Элита, напротив, очень высоко ценит тишину и имеет возможность организовать свою жизнь вне “демократии шума”.

Возможна ли порча логики у людей с рациональным мышлением и как она достигается? Легче всего разрушение логики и манипуляция достигается в созна-нии, которое рационально в максимальной степени. Наиболее чистое логическое мышление беззащитно в наибольшей степени. То мышление, которое “армировано” вклю-чениями иррациональных представлений, гораздо более устойчиво. (Пример. Среди об-манутых вкладчиков АО “МММ” психологи и социологи провели исследования, поскольку это был в своем роде эксперимент и рекламная компания была сделана по всем канонам западной рекламной науки – манипуляции сознанием. Итог: Среди москвичей большая группа – 7 % убедили снести и сдать свои деньги без всякой надежды получить их обратно. Но даже после этого 75 % из них “верят Сергею Мавроди” – и его избирают депутатом парламента. Среди обманутых вкладчиков 67 % – служащие, 9 % – коммерсанты (все это в основном бывшие интеллигенты), и 6 % – рабочие. Остальные – пенсионеры и безработ-ные, которые по типу мышления распределяются в той же пропорции. Таким образом, со-отношение интеллигентов и рабочих 13 : 1. И это при том, что вся реклама ориентирова-лась на Леню Голубкова – простоватого рабочего.)