Зима – непростое время для городского транспорта. В морозы, снегопады и гололёд нагрузка на службы возрастает в разы. Работники «Ульяновскэлектротранса» прикладывают немало усилий, чтобы предотвратить возможные риски. О том, как приходит подготовка электротранспорта к зимнему периоду, в материале ultoday73.ru.

Подготовка к холодам начинается ещё в апреле, когда коммунальные и транспортные предприятия приводят инфраструктуру в порядок после завершившейся зимы. На протяжении всего тёплого сезона работу не останавливают: анализируют прошлые ошибки, проводят ремонт оборудования и техники, обновляют запасы необходимых материалов.

По словам директора предприятия Олега Королева, в зимний сезон предприятие работает в усиленном режиме:

– Зима остаётся самым непростым временем для городского транспорта. Нагрузка на службы возрастает в разы. Заранее подготавливаем инструменты, спецодежду, реагенты, запчасти, двигатели, щетки для снегочистов. К очистке от снега готовы трактора, грейдеры, «Бобкэты». Закупили достаточное количество реагента и песка. Делаем всё, чтобы пройти сезон без серьёзных проблем.

Готовность зимней техники

Два МТЗ-82, два Т-150 и оба «Бобкэта» предприятия задействованы круглый год. Они проходят техосмотр согласно плану. Специализированные машины – обдувочный и вихревой вагоны, снегочисты и снегоуборочные тракторы проходят глубокое техническое обслуживание еще летом: мастера перебирают узлы, наматывают щётки, обновляют покрытие и создают запас важных деталей.

– В этом году мы заготовили по 40 тонн реагента и песка. Это наш стратегический запас. К очистке снега готовы два «Бобкэта», четыре МТЗ-82, два трактора Т-150, два грейдера ГС-1402 и трактор К600. К очистке заволжских территорий предприятия готовы три трактора: МТЗ-82, ДТ-75 и погрузчик МКСМ-800. Вся техника оснащена отвалами. Также готовы к эксплуатации шесть трамвайных снегочиста ГС-4, – подытожил начальник службы пути «УЭТ» Пётр Бабушкин.

Зимой именно его служба пути следит за состоянием всех маршрутов: очищает стрелки, обрабатывает пути реагентами, выезжает на аварийные вызовы. В особо сложные дни трактористы и другие сотрудники службы трудятся в усиленном режиме, чтобы расчистить как можно больше участков и помочь трамваям не попасть в ледяной плен.

Дворники: первые на линии

Зимой огромный объём работы ложится на дворников «Ульяновскэлектротранса». Их рабочий день начинается очень рано – в пять утра, чтобы успеть расчистить остановки до того, как поедут первые пассажиры. Они убирают снег, мусор, посыпают площадки реагентом.

На одного дворника приходится несколько остановок, поэтому если следов очистки ещё нет – значит, дворник скоро обязательно придёт и наведёт порядок.

Ремонтные службы

В зимний период также случаются ДТП, иногда один и тот же участок, а именно ограждения и остановки, приходится восстанавливать несколько раз. Ремонтная служба участвует и в подготовке к сезону: ремонтирует помещения, проверяет отопление, обслуживает оборудование. Такой подход позволяет поддерживать комфортные условия и безопасность даже в самые суровые погодные условия.

Контактная сеть: под особым контролем

Зима испытывает контактную сеть на прочность. Ледяные дожди, ветер, мокрый снег – нередкие явления в нашем городе. Сеть может провиснуть или оборваться, и каждая такая неполадка грозит серьезными сбоями в движении электротранспорта. Бригады ежедневно обходят маршруты, следят за состоянием линии и устраняют проблемы в любых условиях.

Перед зимой меняют изношенные элементы, ремонтируют стрелочные ящики, обновляют защитный слой краски и регулируют натяжение проводов с учётом перепадов температуры.

На слесарей ложится двойная нагрузка: в морозы, как правило, вагоны ломаются чаще – из-за снега в двигателях и низких температур. Чтобы зимние месяцы проходили легче, заранее подготавливают запас деталей, утепляют ворота, проверяют отопление. Специалисты помогают и со снегочистами: в депо они перематывают двигатели и обслуживают оборудование. В преддверии зимнего периода проводится ТО всех вагонов. Происходит замена и протачивание бандажей, готовится запас реагента.

– Мы учитываем опыт прошлых суровых зим: заготовили больше 30 запасных двигателей, самые важные запчасти для трамваев. До конца сезона этого не хватит, но запас поможет пережить первые сильные снегопады, — отметил начальник Северного депо Радик Хайртдинов.

Ремонт зимой идёт дольше: вагон нужно прогреть, вытащить с запасных путей, и это целая операция.

Диспетчеры: центр управления движением

Диспетчерская предприятия живёт без пауз в любое время года. Постоянные звонки, поручения, координация всех служб. Где-то ДТП, где-то пробка, где-то вагон сломался. Иногда приходится принимать непростые решения: отправить вагон до ближайшего кольца, чтобы пустить в объезд и не сорвать движение на линии.

– Диспетчеры отвечают и на звонки пассажиров – подсказывают, где ближайший вагон, помогают найти потерянные вещи. Работы много. Обычно к одиннадцати вечера, когда волна происшествий спадает, садимся за отчёты. Затем с полуночи начинаются выезды спецподач на заводы. Пару часов сна – и уже выезжают служебные вагоны. В восемь утра сдаём смену напарникам, – рассказала старший диспетчер «УЭТ» Екатерина Пазыненко.

Работа водителей

Кроме погодных условий водителям троллейбусов мешают неправильно припаркованные автомобили. Многие не смотрят на провода и ставят машины прямо под контактной сетью или на разворотных площадках. Поэтому водителям иногда приходится прерывать поездку, чтобы ждать сотрудников ГИБДД и искать владельца автомобиля.

У трамвайщиков трудностей не меньше. Утром нужно прийти заранее, чтобы успеть перед выходом на линию откопать вагон, прогреть, проверить его техническое состояние. Рельсы могут быть скользкими, и тормозной путь увеличивается. Иногда подъем в горку становится очень тяжелым и требует немалой выдержки.

– Для сцепления в вагонах стоят резервуары с песком – он высыпается перед колёсами. Когда идёт сильный снег, и путейцы не успевают расчистить стрелки, этим занимаемся и мы. Движение замедляется, но по-другому никак. Тяжело проезжать мимо пассажиров на сломанном вагоне: посадить нельзя, рисковать нельзя, – говорит водитель Евгения Фролова.

На связи с пассажирами

Зимой соцсети предприятия – основной инструмент связи с пассажирами. Дорожная ситуация меняется быстро, приходится перенаправлять движение, организовывать объезды. «Ульяновскэлектротранс» оперативно публикует в социальных сетях актуальную информацию о том, что происходит на дорогах, а в неофициальном чате всегда подскажут, где ближайший вагон и что происходит на линии.

– Многие пассажиры относятся с пониманием, кто-то ворчит. Всегда стараемся по возможности помочь, подсказать и сориентировать пассажиров, – отметил пресс-секретарь предприятия Александр Куликов.

Фото: МУП «Ульяновскэлектротранс»