Это мероприятие является прорывным для области, потому что к нам съехались представители – эксперты и участники – из ведущих образовательных учреждений России и крупнейших организаций, деятельность которых направлена на развитие образования и культуры в России.
Важно отметить, что на «круглом столе» на тему «Гражданское образование и патриотическое воспитание для региона инноваций» рассматривались вопросы, касаемые наиболее важных сфер для возможности развития каждого человека. Это и развитие гражданского сознания в современной России в рамках возможностей становления человека гражданином, о котором говорила Попова Светлана Юрьевна, заместитель директора Федерального Государственного Научного Учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», кандидат психологических наук (г. Москва). Тему образования в гражданском обществе рассмотрел Нездюров Александр Леонардович, директор по развитию Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ», кандидат физико-математических наук. Более подробно он остановился на теме работы центра «СТРАТЕГИЯ» и на деятельности общественных организаций в Санкт-Петербурге, после чего выразил готовность сотрудничать с Ульяновском в вопросах гражданственности и патриотизма. Николаева Альбина Алиевна, заместитель директора по воспитательной работе школы №4 (г. Астрахань) поделилась с участниками «круглого стола» своим опытом в сфере формирования мультикультурного сознания молодежи как одного из приоритетных проектов в области гражданско-правового образования (на примере Астраханской области). Аюшева Диляра Анвяровна, учитель английского языка из этого же образовательного учреждения сделала акцент на возможностях развития патриотического и гражданского направлений в школах в рамках развития детских и подростковых инициатив в управлении общественными делами как приоритетных направлений воспитательной работы школы. Эксперты от Ульяновской области рассматривали вопросы установки памятника Александру II в с. Белый Ключ Сурского района, об уникальности региональной культуры, о новом туристическом проекте на территории Русского берега по возрождению сознания русского народа и о том, что после развала СССР человек привык надеяться во всем на государство, которое говорит куда идти и что делать. А сейчас необходимо учить детей активной гражданской позиции. Также было рассказано об опыте сельской школы Сурского района по становлению гражданственности и приобретению любви к родному краю через интерактивную географию: велосипедные выезды по Ульяновской области и реализации программы «Воспитай патриота».
В работе «круглого стола» Форсайт-семинара также участвовали волонтёры проекта «Начни с себя». Именно они выступили с инициативой о продвижении проектных линий на территории Приволжского Федерального Округа, стран Содружества, создании международного волонтёрского движения по сохранению и приумножению культурного наследия народов наших государств.
Эксперты максимально доступно с привлечением видео-презентаций смогли поделиться со всеми участниками мероприятия своим бесценным опытом. Это огромная возможность для каждого из нас научиться быть настоящим патриотом и истинным гражданином своей станы.
21 апреля было подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве между Министерством образования Ульяновской области и Федеральным Государственным Научным Учреждением «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи»(г. Москва), а также между Министерством образования Ульяновской области и Санкт-Петербургским гуманитарным и политологическим центром «СТРАТЕГИЯ», что предоставит нам всем уникальную возможность развивать сферу гражданского патриотического воспитания.
22 апреля – во второй день форсайт-семинара состоялась выставка-презентация 20 школьных музеев Ульяновской области, победителей фестивалей-конкурсов «Панорама школьных музеев». Эксперты провели мастер-классы для специалистов по музейной педагогике, менеджменту, современным формам создания экспозиции. Садретдинова Венера Шавкатовна, заведующая отделом музейной педагогики Елабужскго государственного историко-мемориального и художественного музея-заповедника, г. Елабуга, Республика Татарстан и Айкашева Ольга Александровна, сотрудник отдела музейной педагогики Ели абужскго государственного историко-мемориального и художественного музея-заповедника, г. Елабуга, Республика Татарстан представили способы взаимодействия музея и школы на примере Елабужскго государственного историко-мемориального и художественного музея-заповедника. Опытом по реализации культурно-образовательной программы «Во всех науках мы сильны» поделилась Краснова Елена Леонидовна, заведующая музеем «Народное образование Симбирской губернии конца IXX – начала XX века». О роли историческая личности в музейной экспозиции в рамках культурно-образовательной программы «История России в лицах» рассказала Макеева Ирина Федоровна, заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». А Прокофьева Светлана Михайловна, заведующая историко-этнографический комплекс «Торговля и ремесла Симбирска» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» показала возможности реализации инновационого потенциала музейной педагогики в развитии ценностного отношения ребенка к истории и культуре родного края. Министерство образования считает, что основная задача первого этапа форсайт-семинара достигнута.