Сок замостит Ульяновск. «Волгомост» потеснит БСК на строительстве волжского моста

С января 2006 года генеральным подрядчиком строительства нового моста через Волгу в Ульяновске может стать саратовская компания «Волгомост» (структурное подразделение ПС «СОК”). К своей борьбе за ульяновские подряды СОК привлек лоббиста – губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Новые подрядчики получат возможность освоить как минимум 9 млрд. бюджетных рублей.

Строительство нового моста через Волгу в Ульяновске – одна из наиболее актуальных тем для местных властей. Первый губернатор Ульяновской области Юрий Горячев обещал закончить строительство моста за 5 лет. С тех пор этот лозунг неизменно становился частью предвыборных обещаний каждого нового руководителя региона. Еще один экс-губернатор Владимир Шаманов обещал использовать свои лоббистские возможности в Москве, чтобы за счет средств федерального бюджета завершить долгострой в два года. При нем в 2003 году поменялся генеральный подрядчик строительства. В результате проведенного тендера обанкротившееся ООО «Ульяновск-мостострой», на протяжении семи лет занимавшееся возведением моста, сменила Балтийская строительная компания (БСК).

На тот момент работы по завершению строительства оценивались в 11 млрд. руб. Из-за хронического недофинансирования (в 2004 году из бюджетов всех уровней было выделено всего 120 млн. руб.) строительство велось очень медленно. 27 июля 2005 года БСК-СПБ завершил монтаж 12 пролетов (из 23-х). Таким образом, на данный момент возведено лишь чуть более половины мостовой конструкции.

Обещание достроить мост стало одним из ключевых в предвыборной программе нынешнего главы Ульяновской области Сергея Морозова, поддержанного ПС «СОК». Почти сразу после его избрания появилась информация о возможной смене генерального подрядчика на строительстве моста. Возможным преемником БСК называлась саратовская компания «Волгомост», незадолго до того поглощенная СОКом. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в беседе с «СО» подтвердил фат привлечения саратовской компании пока в качестве субподрядчика в 2006 году. «В ОАО «Волгомост» работают прекрасные специалисты. Не исключаю, что в ближайшее время эта компания включится в строительство ульяновского моста», – заявил он «СО».

Директор БСК-8 Вячеслав Фридман заявил, что готов к подобному варианту развития событий: «Учитывая немалый опыт в строительстве волжских мостов, мы надеемся на сотрудничество с компанией «Волгомост». Подчеркиваю: именно на сотрудничество, а не на противостояние. Наша компания на протяжении двух лет является генеральным подрядчиком. Надеюсь, что никаких конфликтов с «Волгомостом» не произойдет».

Несколько иначе оценивает этот шаг ульяновский бизнесмен, руководитель местной общественной организации «Наша Родина» Виктор Моисеев. «Проблема не в том, что БСК строит много, а «Волгомост» хорошо, а в том, кто будет осваивать много миллиардные средства, необходимые на достройку моста. Более лакомого куска в Ульяновской области просто нет», – говорит Моисеев. Подобного мнения придерживается и депутат Государственной думы от Ульяновской области Юрий Коган: «Считаю, что вытеснение БСК «Волгомостом» вполне возможно и предсказуемо. Безусловно, быть генеральным подрядчиком финансово выгодно. Мы наблюдаем типичный пример передела рынка». Депутат Госдумы Маргарита Баржанова, соперничавшая с Морозовым на губернаторских выборах, уверена, что «смена подрядчика напрямую связана со сменой власти в области». «Предстоящая смена генподрядчика повлечет за собой только перераспределение финансовых потоков от одной компании к другой», – полагает Баржанова.

Директор по связям с общественностью ОАО «Волгомост» Дмитрий Румянцев говорит, что об участии его компании в ульяновских проектах судить еще рано, но признает наличие интереса компании к региону. «Ульяновский рынок мы тщательно изучаем и считаем его очень привлекательным. Ульяновский мост – объект очень для нас интересный, и мы будем рады, если сумеем победить и принять участие в строительстве», – заявляет Румянцев.

В правительстве Ульяновской области от комментариев по поводу смены генподрядчика воздержались, но его глава Александр Майер счел нужным уточнить, что «все идет по графику» и к 2008 году горожане мост получат. По оценкам экономистов, для завершения строительства необходимо как минимум 9 млрд. рублей. На сегодня нефункционирующий мост уже обошелся государству в 4,3 млрд. рублей: 2,1 млрд. федеральных средств и 2,2 млрд. из бюджета Ульяновской области.

Беспроигрышный вариант

Мост через Волгу в Ульяновске будут строить

в обязательном порядке

У властей области и Ульяновска нет выбора, строить или не строить новый мост через Волгу. Старый мост находится в аварийном состоянии и по своей пропускной способности не может обеспечить в полном объеме не только проезд транзитного, грузового, автотранспорта, но даже городские и внутри региональные перевозки. Поэтому движение автомобильного транспорта через Волгу осуществляется по совмещенному железнодорожному мосту, построенному в 1916 году на расширенных опорах и пролетах, достроенных в 1957 году.

Строительство нового ульяновского моста через Волгу началось еще в 1986 году, но в 1996 году работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. За 10 лет строительства были смонтированы 15 опор и установлены 6 пролетных строений длиной 220 м. Ульяновский мостовой переход включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», поскольку имеет «общегосударственное стратегическое значение и должен стать важнейшим транспортным коридором, соединяющим европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком». Его общая длина составит почти 13 км, в том числе длина мостовых конструкций – почти 6 км, пропускная способность – до 30 тыс. автомобилей в сутки. По нижнему ярусу планируется пустить скоростной трамвай. В полосе отвода предполагается построить станции техобслуживания, гостиницы, АЗС, автобусные остановки.

Автор: Ирина Шайдулина, Алексей Окишев

“Самарское Обозрение”