В наше время совсем несложно насладиться произведениями великих художников: картины можно посмотреть и в Интернете, и, естественно, если «выделить минутку» для посещения какой-нибудь выставки или художественного музея. Но легко это только для тех, у кого все в порядке со зрением. Стоит ненадолго закрыть глаза – и… до живописи ли тут? Однако, как показала необычная арт-акция, состоявшаяся недавно в музее А.А. Пластова (ул. Гончарова, 16), возможен выход даже из такой непростой ситуации.
В настоящее время на базе этого музея с помощью сотрудников областной библиотеки для слепых реализуется интересный проект «Времена года». Картины известного ульяновского художника «озвучиваются» для тех, кто не может воспринять полотна великого мастера обычным способом.
– Первыми слушателями описания пластовских картин «Деревенский март» и «Мельница» стали инвалиды по зрению из Ульяновского фармацевтического колледжа. Словесные описания сопровождались музыкой. Кроме того, посетители смогли «осмотреть» (с помощью пальпации) макет мельницы-шатровки, сделанный художником-оформителем Евгением Штемпелем. Такой подход помогает точнее представить то, что изображено на картине, – рассказывает заведующая музеем Ирина Обухова.
Хорошим подспорьем для упомянутого проекта стал подарок, сделанный Карсунским центром дополнительного образования.
Евгений Осипов, студент фармколледжа: Важно, что вещи можно «пропальпировать». Проект мне очень понравился!
– Мы передали в дар музею А.А. Пластова более 30 предметов народного крестьянского быта – прялки, туески, деревянную маслобойку и другие. Все это собиралось в течение двадцати лет нашими учениками и преподавателями, – поясняет замдиректора названного центра Андрей Попов.
По его словам, особое значение имеет то, что переданная в музей коллекция собрана в основном в Карсунском районе, где жил и работал Аркадий Пластов. Кроме того, старинные предметы и в самом центре допобразования, и на новом месте не использовались и не будут использоваться исключительно в качестве музейных экспонатов.
– Любой предмет можно потрогать, пощупать. К примеру, большой популярностью у нас всегда пользовалась маслобойка, ручку которой дети с удовольствием крутят. Для слепых посетителей эта возможность имеет решающее значение, – отмечает Попов.
И действительно: после «прослушивания» картин гости из фармацевтического колледжа с большим интересом ознакомились с коллекцией.
– Ведь подобные вещи из крестьянского быта часто встречаются на картинах Пластова. У меня с детства очень плохое зрение, и я не всегда могла понять, как именно выглядит прялка или старинная маслобойка. Теперь этот замечательный шанс появился. Я уверена, что подобные мероприятия – еще один шаг к доступности изобразительного искусства для невидящего человека, – поделилась своим мнением одна из участниц проекта – работник библиотеки для слепых Екатерина Засыпалова.
Евгений Нувитов