Спектакль “Старший сын” (Александр Вампилов, Театр им. Вл. Маяковского, г.Москва)

✨ Московский академический театр имени Владимира Маяковского представит два спектакля: комедия «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова в постановке Анатолия Шульева с участием народного артиста России Игоря Костолевского – и комедия Мольера «Школа жен» в постановке Миндаугаса Карбаускиса с участием народного артиста России Анатолия Лобоцкого.

5 сентября в 19:00 – спектакль “Старший сын” (Александр Вампилов, Театр им. Вл. Маяковского, Москва) 12+.

Герой Костолевского живет в пограничье между реальностью и вымыслом. Сарафанов, для которого великая классическая музыка и есть высшее бытие, пытается убедить себя и всех вокруг, что служит ей верой и правдой. Он сочиняет легенду для соседей и домашних, но кажется, он верит ей больше остальных.
<…> Он выходит на сцену с такой внутренней горячностью чувств, с такой готовностью воспарить над прозаическим существованием, с такой открытостью к любым поворотам событий, что для всего этого мало профессиональных навыков мастера, полвека работающего в театре и кинематографе. Для таких ролей нужны глубокие человеческие переживания, драматический жизненный опыт, и только это позволяет наполнить сценическое пространство вокруг себя всепобеждающей любовью. Любовью, которая выше всего на свете.
В любви нуждаются все герои пьесы. Настоящие и мнимые дети Сарафанова – Бусыгин (А. Дякин), Нина (П. Лазарева), младший Васенька (С. Кардашев), сохнущий по их соседке Макарской (Ю. Соломатина), игривой даме бальзаковского возраста… Их любовь земна и полна плотских искушений. И только у Сарафанова-старшего любовь к детям волшебно свободна от эгоизма. Она самозабвенна, полна самоотречения, растворена в других, самых близких ему людях. И вовсе не старческое желание движет им, когда он, собрав вокруг себя Нину, Бусыгина и Васеньку, произнесет выстраданное: «Вы все мои дети…» В этот момент понимаешь, строки Б. Пастернака вовсе не поэтическое преувеличение – игра отступает перед подлинностью самопожертвования, искусство уступает почве и судьбе.

7 сентября в 19:00 – спектакль “Школа жен” (Жан-Батист Мольер, Театр им. Вл. Маяковского, Москва) 16+.

По-настоящему колкий и парадоксальный внутренний сюжет в версии Карбаускиса возникает вместе с парой молодых влюбленных, притом что Агнеса и Орас вообще-то фигуры гораздо менее яркие и менее театрально выигрышные, чем желчный и самодовольный Арнольф. Но в спектакле Карбаускиса перед нами не бунт молодости против старости и не восстание против тирании косной морали, а полное подчинение и морали, и тирании. И оказывается, что как раз подчинение приводит и тиранию, и мораль к краху. Это очень смешно – и очень наглядно. Наталья Палагушкина и Станислав Кардашев с поистине фарсовым простодушием играют пару идеальных конформистов, не нарушающих никакой установленный порядок. И именно это – не нарушение порядка, а буквальное следование ему – становится катастрофой для Арнольфа. Это история, если угодно, про итальянскую забастовку консерватизма, про то, что бояться нужно не двоечников, а отличников. Потому что косность всегда лицемерна: требуя правды и добродетели, она на деле хочет лишь комплиментов и, не получая их, теряет всю свою живучесть.

9 сентября в 12:00 и 17:00 – спектакль “Мальчики” (Театр «Глобус», Новосибирск) 12+.

Нежный, даже чувственный, остроумный и ироничный, местами откровенно смешной, а местами щемяще грустный. Полный боли за вымышленных, никогда не существовавших крапивинских мальчиков и за свое собственное детство, за уходящее, но так окончательно и не ушедшее советское прошлое и за наших родителей. Спектакль, в котором всех жалко и никому не позавидуешь, спектакль, на котором тихонько хохочешь, а после открыто всхлипываешь или украдкой утираешь слезу. Спектакль из разряда тех, от которых ничего не ждал, а потом хочешь вернуться и пересмотреть.
Секрет тут, наверное, прежде всего в хорошо сделанной инсценировке (автор литературной композиции, как и музыки – сам режиссер). Взрослый Гена (Владимир Дербенцев), простой русский мужик в мешковатых джинсах и желтой куртке, за плечами которого и армия, и неудавшаяся личная жизнь, и переезды с места на место, вспоминает последнее лето своего детства.