15 марта в региональном отделении партии «Единая Россия» состоялся брифинг, приуроченный ко Всемирному дню защиты прав потребителей. Встречу провел руководитель общественной организации «Центр по защите прав потребителей», депутат Гордумы Григорий Каленов.
На брифинге были подведены некоторые итоги деятельности Центра, а также названы наиболее популярные и острые вопросы, с которыми обращаются горожане в данную организацию.
– Наш Центр существует уже 11 лет. Первоначально большое количество обращений было связано с качеством одежды и бытовой техники. В настоящий момент лидируют претензии, касающиеся сферы услуг – в частности, ЖКХ и потребительских кредитов, – констатировал Григорий Каленов.
По его словам, возникающие проблемы почти всегда обусловлены правовой неграмотностью населения. В связи с этим создается и поддерживается ряд мифов, которые часто приводят к весьма негативным последствиям для самих же потребителей.
– Например, многие до сих пор уверены, что жилищно-коммунальными проблемами их дома занимается государство: некоторые даже не знают, какой именно организации они платят за ЖКУ. Я сталкивался со случаями, когда адресатом платежей за квартиру люди считали ООО «РИЦ». При любых коммунальных проблемах первое, с чего нужно начать, – это выяснить, к какой именно управляющей компании относится тот или иной дом, – отметил выступающий.
Так, сегодня проблемой номер один в сфере ЖКХ является протечка кровель. В Ульяновске с этой ситуацией столкнулись более 1500 человек. Не так давно во многих средствах массовых информации (в том числе в «УС») был опубликован подробный алгоритм действий, которые необходимо произвести, чтобы устранить ущерб, причиненный в результате протечки крыши. Именно управляющая компания, к которой относится дом, ответственна за этот вопрос: с ее помощью должен быть составлен акт о протечке, организованы необходимые работы силами соответствующей подрядной организации и т.д. Кстати, исчерпывающий перечень домоуправляющих компаний нашего города и их контактные данные можно найти на сайте мэрии: http://ulmeria.ru (в разделе «Справочная информация»).
– Другой не менее показательный пример – сфера потребительских кредитов. Здесь также нередко приходится сталкиваться с порою удивительными ситуациями. Так, относительно недавно ко мне обратилась женщина, взявшая в кредит телефон. Спрашиваю ее: «Вы читали договор, когда оформляли кредит?». Естественно, не читала! Она рассчитывала на годовую процентную ставку 18%, тогда как в договоре указана цифра 92 %! Итак, первое, на что следует обратить особое внимание при оформлении кредита, – текст договора! Его следует читать «от корки до корки». Если не можете оценить правильность документа сами, обратитесь к юристам, в «Роспотребнадзор» или просто к компетентным знакомым, – рекомендует руководитель «Центра по защите прав потребителей».
Следующая важная составляющая безопасности оформления кредита – это требование полного расчета, то есть предоставления информации об основной сумме, процентной ставке и всех дополнительных выплатах.
Наконец, третья рекомендация, касающаяся финансовой сферы в целом: необходимо быть вдвойне осторожными с организациями, которые не относятся к банковской сфере. Каленов вспомнил ситуацию, в которой оказалась одна из жительниц Ульяновска: она поместила под большие проценты собственные деньги в какой-то квазибанковской организации, которая затем просто исчезла. До сих пор женщина не может вернуть свои «кровные».
– Самый главный принцип здесь – знать свои права и уметь их отстаивать. Выражусь точнее: нужно хотеть защищать свои права. Так, нам нередко приходится просто уговаривать пострадавшего человека обратиться в суд. Российские потребители до сих пор не привыкли бороться за собственные права, они бояться или не верят в успех своих действий, – заявил Григорий Каленов.
Он обратил внимание на то, что, например, за прошедший год не было ни одного проигранного в суде дела, связанного с претензиями в сфере ЖКХ. Все иски были удовлетворены.
Как отметил выступающий, для того, чтобы мы научились пользоваться своими правами, нужно изменить многие устояшиеся привычки. Этот процесс потребует значительного времени, но эффективность достигнутых результатов уже позволяет говорить о положительных изменениях в данной области.
Напомним телефоны «Центра по защите прав потребителей»: 49-63-13, 70-96-09.
Сергей Соболев