Уникальные методы работы осмотрщиков вагонов супругов Хисаметдиновых позволяют им выявлять неисправности в кратчайший срок
Уже то, что осмотрщиками вагонов работают оба супруга – факт сам по себе уникальный. В этом амплуа Рифкат и Фарида Хисаметдиновы – единственные в эксплуатационном вагонном депо Круглое Поле.
Они работают вместе, в одну смену, и не пропустили ни одной неисправности вагона, угрожающей безопасности движения. Ни разу за 20 лет работы, с того самого момента, когда в депо их привел работать родственник, тоже осмотрщик вагонов.
– Работа, правда, грязная, – предупредил он. Но Рифката и Фариду это не испугало. К тому времени они уже создали семью и были решительны в выборе профессии.
На встречу с осмотрщиками вагонов Хисаметдиновыми я шел, испытывая двоякие чувства. С одной стороны, они вызывали к себе уважение, с другой – предательски свербила мысль о том, что работать вместе для супругов – просто беда. Первые сомнения в этом обывательском постулате мне развеял инструктор эксплуатационного вагонного депо Кругло Поле Ирек Хисамутдинов:
– Мне трудно назвать еще кого-либо из работников, кто так совершенствует свои навыки в работе, как супруги Хисаметдиновы. – Достаточно сказать, что они не пропускают ни одного технического занятия на ПТО Ульяновск-Центральный, постоянно друг друга тестируют по профессиональным вопросам, участвуют во всех дорожных и сетевых конкурсах.
Хисаметдиновых я застал в самый разгар работы – с двух сторон они внимательно изучали приближающийся грузовой состав, следовавший из Димитровграда в Инзу. При этом делали какие-то пометки в блокноте.
– Самое главное для осмотрщика – встретить поезд, – кивнул мне Рифкат, уже осведомленный о моем приходе. – В этом случае остается больше времени на его обработку. Уже при визуальном осмотре можно определить до 80 процентов всех неисправностей в ходовой части, колесной паре, кузове, автосцепке. Нужно обращать внимание не только на перекос, но и на соединения шкорневой и хребтовой балки, потому как нагрузка идет именно на это место.
Записываем номера вагонов, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Вот, к примеру, в одном вагоне постукивают колесные пары, в другом – растянута автосцепка. Значит, в этих вагонах обязательно имеется неисправность. Осматриваем их с Фаридой более тщательно.
Хисаметдиновы наметанным глазом проверяют состав, простукивая буксы и колесные пары контрольным молотком осмотрщика. При этом буксы еще и ощупывают рукой. Рифкат вспоминает случай, когда на станцию зашли цистерны – 75 вагонов, наполненных бензином. Он определил, что одна букса горячее остальных. Вскрыли ее – а там сепаратор полностью разрушен, через несколько километров могли произойти самые страшные последствия.
Между тем Рифкат и Фарида продолжают обучать меня секретами мастерства:
– Обычно автосцепное устройство проверяется ломиком, но при этом возникают трудности из-за того, что замок не утапливается. К тому же нет никакой гарантии, что при расцепке вагон не покатится. Мы упростили эту проблему и выявляем неисправность на слух, по щелчку автосцепного устройства.
И осмотрщики продемонстрировали сказанное на наглядном примере:
– Слышите, какой чистый звук? А если предохранитель сломанный, погнутый или поставлен неправильно – звук будет совсем другой, более глухой. В таком случае проверяем замкодержатель. Если что-то подозрительное в механизме – осматриваем автосцепку более тщательно. И в конкурсах профессионального мастерства мы просим комиссию, чтобы разрешили нам при осмотре вагонов работать без ломика. Метод наш работает безотказно, и пока ни разу нас не подводил. Он дает возможность быстро распознавать неисправности вагонов при ограниченном времени осмотра состава.
Рифкат и Фарида синхронно простукивают вагоны, издавая своеобразную железнодорожную симфонию. «Режиссером» здесь, бесспорно, является глава семейства. Видно, что Рифкат ушел в работу с головой:
– Когда стучишь молоточком – надо обязательно остановиться, чтобы не пропустить звук, – поясняет он, – а именно: еле уловимый и мгновенный шип – он означает, что не в порядке сепаратор. В первую очередь, проверяем нагрев, заднюю часть – выход лабиринтового кольца по отношению к корпусу буксы. При неисправностях нечеткий звук свидетельствует о пустой либо обводненной буксе. На слух определяем даже ослабление гайки.
С этими словами Рифкат проводит молотком по 28 закрепленным на котле болтам, словно по роялю, и многозначительно смотрит на меня. Медведь мне на ухо не наступал, но во всех этих металлических звуках я не уловил разницы.
В августе при обработке поезда музыкальный слух Хисаметдиновых помог выявить серьезный брак – разрушение буксового узла колесных пар. Буксовой узел уже имел большой сдвиг с шейки оси. В считанные минуты вагон мог развалиться. А состав, между прочим, следовал в Димитровград через Волжский мост… Тогда, кстати, дежурным по депо был инструктор Ирек Хисамутдинов – ему и сообщили бдительные супруги о случившемся. Вагон срочно отцепили и отправили в текущий ремонт на смену колесных пар.
Вспоминая слова Ирека в начале нашей встречи, я поинтересовался у Хисаметдиновых их тягой к самосовершенствованию. Это сообщение вызвало у них улыбку.
– Бывает, что дома спорим о том, каким способом лучше распознать тот или иной дефект вагона, – призналась Фарида. – А в споре, как известно, рождается истина. Бывает, ждем не дождемся окончания выходных, чтобы испытать изученный метод на практике. Стараемся идти в ногу со временем, штудируем литературу, исписали три общих тетради передовыми идеями.
За годы работы Рифкат и Фарида накопили массу благодарностей, в их трудовых книжках уже не хватает места для поощрений. Но, к моему удивлению, выявлявшие больше всех неисправностей вагонов супруги – осмотрщики не имеют в послужном списке ни одной железнодорожной награды. Впрочем, нас всегда учили, что о людях лучше говорят их дела, а не награды. Как писал в своей знаменитой поэме Твардовский, живут они «не ради славы – ради жизни на земле».
Автор: Александр Савенков