Высотные работы требуют от электросварщиков настоящего мастерства.

Александр Савенков

В Волго-Камском регионе Куйбышевской дороги демонтируют отслужившие свой век светофорные мостики.

Рано утром размеренную жизнь станции Глотовка нарушает шум приближающегося состава с внушительным краном на железнодорожном ходу. Это восстановительный поезд станции Ульяновск-Центральный. Однако поводов для волнения нет: спецсостав спешит не на ликвидацию ЧП, а на демонтаж светофорного мостика.

На станции его уже поджидает группа работников Ульяновской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Через несколько часов железнодорожникам предстоит принять участие в совместной производственной операции.

– «Окно» на перегоне Юловка – Глотовка предоставят на два часа, – объясняет мне главный инженер Ульяновской дистанции СЦБ Владимир Петрушенко. – Причём до того, как дадут «добро» на «окно», нужно сделать массу необходимых дел: получить наряд на производство работ, проверить исправность монтажных приспособлений и защитных средств, получить разрешение дежурного по станции на «окно» и многое другое. Порой подготовка занимает гораздо больше времени, чем сама работа, но без этого на железной дороге никак нельзя: во главу угла ставятся безопасность движения и человеческая жизнь.

Инженер по охране труда Ульяновской дистанции СЦБ Елена Рогожина как раз занимается контролем выдачи наряда на работу.

– На предстоящие работы назначается ответственный руководитель, проверяются обученность и квалификация всех членов бригад, – объяснила она. – У сварщика, к примеру, должен быть допуск к работам на высоте. Всё проверяется и оформляется в двух экземплярах. А после выполнения работ наряд закрывается и находится у нас в течение месяца.

Наконец, дежурная по станции Глотовка Любовь Чиркова даёт разрешение на «окно». В штабном вагоне восстановительного поезда мы выезжаем на перегон. Вскорена горизонте показывается и сам светофорный мостик – металлическая конструкция, расположенная на высоте 10 метров над железнодорожными путями. По прибытии на место первым делом развёртывается кран ЕДК-500: опускаются выносные опоры, именуемые аутригерами, стрела крана приводится в рабочее положение и подводится к демонтируемому участку.

Машинист крана – одна из ключевых фигур технологического процесса. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что в кабине за рулём гигантской машины находится 22-летний парень. Зовут его Алексей Курков. Несмотря на молодость, Алексей работает машинистом крана уже четвёртый год и держится весьма уверенно. Улучив паузу, перебрасываюсь с ним несколькими фразами.

Узнаю, что Алексей, окончив Ростовскую дорожно-техническую школу, пошёл по стопам своего дяди, который в своё время работал начальником восстановительного поезда. Оказывается, профессионализм у парня заложен генетически.

– С детства мечтал работать на большом кране, – признался Алексей. – Чаще приходится иметь дело с более тяжёлыми грузами, поэтому особых трудностей сегодня не испытываю. Главное – не отвлекаться.

Пожалуй, самая опасная работа при демонтаже светофорного мостика у электросварщика Валерия Старостина. С помощью бензореза ему нужно освободить крепления консоли, подготовить её к снятию. Сделать это трудно, так как работа на высоте требует повышенной осторожности. Тут спешить нельзя, лучше лишний раз перестраховаться.

С замиранием сердца смотрю снизу вверх на Валерия, мысленно желая ему поскорее освободиться из железного плена светофорного мостика. Вздыхаю с облегчением, когда он сигнализирует о том, что консоль раскреплена и её можно поднимать. По команде руководителя работ опора поднимается краном, с помощью растяжек разворачивается вдоль пути и опускается вниз на междупутье. Всё самое трудное позади.

Спустившись «с небес на землю», Валерий вытирает пот со лба и устало улыбается.

– Не страшно было? – невольно вырывается у меня вопрос.

– За 20 лет железнодорожного стажа первый раз в жизни столкнулся с такой работой, – признался Валерий. – За последний месяц это моя третья консоль. А первый раз, признаюсь, слез на землю ни жив ни мёртв – так переволновался. Причём не столько было страшно, сколько неудобно: находишься в консоли, как в клетке, и до болтов дотянуться очень трудно, так как они удалены на большое расстояние. Нужно срезать восемь болтов, прежде чем освободить опору. Но мы трудностей не боимся!