Газета “Православный Симбирск”.
В 2015 году в рамках регионального этапа Рождественских чтений в Симбирске впервые прошла конференция, посвященная старому обряду в Православной Церкви. Инициатором ее проведения выступил человек, который стоял у истоков создания единоверческой общины в Симбирске — Владимир Басенков.
— Владимир, как возникла идея создания в Симбирске единоверческой общины?
— Идея возникла после длительного изучения богослужения и образа жизни Древней Руси. И конечно, после участия в единоверческих богослужениях. Сначала мы ездили на службы к единоверцам в другие епархии. Затем, по благословению митрополита Анастасия, богослужения стали совершаться в Симбирске, в храме святой равноапостольной Ольги на Верхней террасе. Оказалось, что это интересно не только нам, на службы стали приходить новые люди. Наш приход имеет миссионерскую функцию. Подобные богослужения привлекают старообрядцев (которых, как оказалось, немало в городе и регионе), постепенно они становятся нашими постоянными прихожанами и, таким образом, возвращаются в лоно Русской Православной Церкви.
— Что вас привлекает в единоверии?
— Древнее богослужение — неспешное, уставное, дисциплинирующее. Богослужебные тексты читают медленно и внятно, прихожане одновременно в определенное время совершают крестное знамение и поклоны, всю службу стоят безмолвно, звучит древнее знаменное пение. Мужчины в рубахах и подпоясаны, у женщин платки заколоты особым образом под булавку. Электрический свет не используется, служба проходит исключительно при свечах. Все это настраивает прихожанина на внимательную молитву. Единоверие — это связь с богослужебной и культурной традицией Древней Руси. По словам приснопамятного патриарха Алексия II, оно есть сугубая драгоценность в литургической сокровищнице Церкви.
— Расскажите, пожалуйста, о своем выступлении на Рождественских Чтениях. Секция по единоверию проводилась в Москве первый раз?
— Секция на Рождественских чтениях проводится ежегодно и носит традиционное название «Старый обряд в Русской Православной Церкви». В этом году она была самой многочисленной за свою историю. Мой доклад был посвящен единоверию в Симбирске. Считается, что его история окончательно пресеклась в 1937 году вместе с уничтожением здания Успенской церкви. Как было на самом деле, и где собирались на молитву единоверцы, мы пока, к сожалению, не знаем.
Секция состояла из конференции в храме Христа Спасителя и круглого стола в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции. На круглом столе обсуждались основные вопросы единоверческих приходов, совместные мероприятия, паломничество. Мы познакомились со многими священнослужителями и братьями из других епархий. Можно говорить об определенном всплеске интереса к древнему богослужению, в ряде регионов появляются общины, они находят поддержку архиереев, вызывают интерес у верующих.
Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции расположен при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, построенном еще в начале XVII века. Здесь очень серьезно изучают древние уставы и знаменное пение, клиросные головщики (т.е. регенты — ред.) — кандидаты наук, глубоко погруженные в традиции древнего пения.
— Что вам известно о единоверческих дореволюционных общинах в Симбирске?
— В 1854 году к Русской Церкви на правах единоверия присоединяется община старообрядцев спасового согласия. Епископ Симбирский Феодотий рукополагает «старца» Савву Банцекова во иереи и передает старинную Успенскую церковь единоверцам. Стояла она на улице Гагарина, владение 15, где сейчас жилой дом. Сохранились довольно подробные документальные описания убранства храма и хранящихся в нем предметов церковной старины, к которым единоверцы всегда относились очень трепетно. Так, например, в церкви находился антиминс 14го века.
Данной темой из краеведов никто не занимался, и мы вынуждены были стать первопроходцами. Информации об Успенской церкви довольно много, удалось найти сведения и о единоверцах. Мы выяснили, что Банцековы — купеческий старообрядческий род, ядро общины спасовцев, которые в середине XIX века присоединились к Православной Церкви. Впоследствии из Банцековых выходят православные единоверческие священники, известные городские деятели. В Воскресенском некрополе мы обнаружили захоронения рода, в том числе, могилу отца Саввы Банцекова (хотя есть версия, что его надгробный памятник находится не на своем месте).
Известно и о трех единоверческих кладбищах в городе: в районе Минаевского спуска, Стрижева оврага и северного трамвайного депо. Если говорить о всей Симбирской епархии, то до революции у нас существовало 7 единоверческих приходов. На территории Российской империи их было более 600, и еще 20 единоверческих монастырей.
— У вашей общины налажены хорошие отношения с Никольской единоверческой общиной Кузнецка. С чего началось знакомство?
—Это самая ближайшая к нам община. Ее прихожане — очень добрые и простые люди. У них замечательный настоятель отец Варсонофий, который оказал нам огромную консультативную помощь в части организации богослужения, церковного пения, храмового благочестия, да и просто отвечал на любые вопросы.
Телефон отца Варсонофия нам дали в Патриаршем центре, мы начали общаться и в феврале 2014 года первый раз поехали в Кузнецк.
— Сколько человек сейчас состоит в общине?
— На сегодняшний день в общине более 15 человек. Богослужение — центр жизни христианина. Еще многому здесь нам предстоит обучаться… Мы стараемся раз в несколько месяцев выезжать в паломнические поездки. Планов — очень много. Мы ждем всех желающих на богослужения! Теперь они совершаются каждую субботу в 16.00 и каждое воскресенье в 7.30 в храме равноапостольной княгини Ольги (Верхняя терраса, ул. Волжская, 50А).
Беседовала Ксения МАНЯКОВА
СПРАВКА РЕДАКЦИИ
Владимир Басенков — председатель общественной организации «Симбирская Губернская Община», помощник депутата Законодательного собрания Ульяновской Области, член общественноэкспертного совета Комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Законодательного собрания Ульяновской Области, член Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе города Ульяновска, председатель приходского совета Успенской единоверческой общины, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии.
Единоверцы (православные старообрядцы) — чада Русской Православной Церкви, по благословению священноначалия совершающие богослужения по т.н. «старому» обряду.
21 век на дворе
а люди всё в общины играют, заняться нечем что ли
православный
ПОМОГИ ГОСПОДЬ ТЕБЕ ВЛАДИМИР! ТАКОЕ ВЕЛИКОЕ И НУЖНОЕ ДЕЛО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВОЗВРАЩАЕТЕ НАШУ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ И ИСТОРИЮ, А ПО НАСТОЯЩЕМУ ВОЗРОЖДАЕТЕ РОССИЮ ИЗ МРАКА БЕСОВЩИНЫ, ЖИДОВЩИНЫ,И ТЬМЫ !
Аноним
А мне все одно,что в г…,что в КПСС.Вместе с Назарием(Назыром) поднимали бучу против Анастасия,теперь за благословением бегают.Создали какую то общину(опять же не сами,а украв хорошую идею у Симбира) и превратили ее в секту!Полези в Родину,а она оказалось уродина.Теперь вот в единоверие-мож тут тема срастаться.А вот созидать,ничего не пытались?
Ещё
секта?