На пике перемен
Постоянные изменения налогового законодательства нашей страны приводят к тому, что российские налогоплательщики и сами работники налоговых служб уже находятся в непрерывном ожидании сомнительных сюрпризов от государства. И те, как правило, дают о себе знать в начале каждого года. Нынешний не стал исключением, скорее, наоборот – за последнее десятилетие он стал самым урожайным на перемены в сложившейся системе налогообложения.
Сразу после продолжительных каникул димитровградцы столкнулись с проблемой оплаты разного рода платежей – кассиры Сбербанка, мотивируя тем, что им неизвестны изменившиеся коды бюджетных классификаций, просто отправляли людей восвояси. Бухгалтеры предприятий хватались за головы, получив огромные реестры в электронных вариантах, пытаясь понять, какой из новых кодов какому старому соответствует, чтобы внести эти данные в компьютерные программы…
Объяснить причины возникновения этой ситуации и рассказать о том, какие еще новшества ожидают налогоплательщиков в нынешнем году, корреспондент “ДП” попросила заместителя начальника Инспекции федеральной налоговой службы по городу Димитровграду Ульяновской области Ольгу Николаевну Жилкину.
Реорганизация службы
– Осталось буквально несколько дней до конца января, а большинство налогоплательщиков еще так и не уяснило для себя, какие же нововведения и изменения Налогового кодекса принес нам новый год. Ольга Николаевна, пожалуйста, постарайтесь рассказать о новшествах в вашей работе подробней…
– Сомневаюсь, что это получится в рамках обычной беседы. На самом деле нововведений очень много. А поскольку часть законодательных актов была подписана
Президентом только 29 и 30 декабря 2004 года, то классифицировать все изменения налогового законодательства сегодня нереально – у нас до сих пор еще продолжается работа по изучению новых нормативных документов. Поэтому я могу разъяснить ситуацию только в общих чертах…
Начнем с того, что с 1 января 2005 года в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года за № 314 “О системе и структуре органов исполнительной власти”, приказа ФНС России от 19 ноября 2004 года за № САЭ-3-15/102 и приказа УФНС России по Ульяновской области от 25 ноября 2004 года за № 25 “О преобразовании ИМНС РФ по Ульяновской области” была реорганизована наша инспекция. Поскольку Министерство по налогам и сборам теперь расформировано, мы вошли в подчинение к Министерству финансов Российской Федерации. После преобразования наша служба стала называться Инспекцией федеральной налоговой службы по городу Димитровграду Ульяновской области.
– Изменилась ли сама структура?
– Нет, она полностью осталась в том виде, что сформировался в прошлом году. Зато у нас несколько изменились обязанности и полномочия. Согласно Постановлению Правительства № 506 от 30 сентября 2004 года на нас по-прежнему остается контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, своевременностью перечислений и правильностью исчисления налоговых платежей. Кроме того, нам переданы и новые функции, например, представление интересов государства в делах о банкротстве.
Что касается разъяснительной работы, то эти функции распределились между нашей службой, Министерством финансов и его территориальными органами – финансовыми управлениями. Причем, большая часть разъяснительной работы, особенно в спорных вопросах, перешла к местным финансовым управлениям. Мы теперь должны информировать налогоплательщиков только об изменениях налогового законодательства и о сроках оплаты налогов, а также знакомить граждан с формами заполнения отчетов и деклараций.
Новые коды
– Скажите, а чьей обязанностью было информировать граждан об изменениях кодов бюджетных классификаций? Сейчас к нам обращаются многие димитровградцы с жалобами на то, что в Сберкассах не принимаются платежи по причине отсутствия данных о новых кодах…
– К нам тоже поступает масса звонков с подобными жалобами. Это результат того, что не все службы оперативно поработали над информационной частью. На самом деле о грядущих изменениях кодов бюджетных классификаций на перечисление платежей по учету доходов и средств бюджетов с 14 на 20-тизначные числа стало известно еще в прошлом году. В ноябре мы начали информировать об этом налогоплательщиков через средства массовой информации и через объявления на стендах налоговой инспекции. Реестры федеральных платежей, поскольку наша служба в Димитровграде представляет интересы Российской Федерации, были розданы всем финансовым учреждениям, в том числе и Сбербанку. Кстати, туда мы передали достаточное количество реестров, учитывая, что платежи принимаются в разных кассах. Эти данные также были разосланы крупнейшим налогоплательщикам города, а все остальные предприятия имели возможность переписать их у нас на магнитные носители.
– А почему не в печатном варианте?
– Дело в том, что реестр федеральных платежей очень громоздкий, и напечатать его в типографии – весьма дорогое удовольствие, а финансирования на эти цели у нас не было. Опубликовать же реестр бесплатно не взялась бы ни одна городская газета, потому что ей понадобилось бы сразу несколько номеров посвятить изменениям классификационных кодов.
– Но как же получилось, что гражданам-налогоплательщикам эта информация оказалась недоступной?
– Мне известно о двух причинах, из-за которых горожане могли оказаться в такой ситуации. Во-первых, запоздали реестры классификационных бюджетных кодов платежей областного и местного уровня, а население часто имеет дело именно с этими платежами. Во-вторых, многие работники Сберкасс просто поленились искать необходимые данные для своих клиентов. Что касается нашей службы, то я с чистой совестью могу сказать, что мы сделали максимум возможного для того, чтобы подобные ситуации не возникали. Даже провели огромную работу по сличению старых и новых кодов, которое призвано облегчить налогоплательщикам поиск необходимых данных.
– Учитывая, что коды теперь стали классифицироваться 20-тизначными числами, увеличилась и вероятность ошибок при заполнении платежных документов…
– Да, вы правы – количество невыясненных платежей сейчас стало огромным.
Особенно по платежам от физических лиц. И нам еще предстоит вести работу по определению назначения каждого из них. К сожалению, сделать это бывает не просто, поскольку не все плательщики указывают свой идентификационный номер, к тому же предпочитают обходиться только инициалами. К примеру, Петровых в нашем городе немало, и у них инициалы часто совпадают: Андрей Александрович, Алексей Аркадьевич, Анатолий Арсеньевич и так далее. Так что хотелось бы попросить налогоплательщиков впредь обязательно указывать ИНН и полностью писать в платежных квитанциях свое имя и отчество. Тогда и у нас в случае ошибки будет возможность выяснить, с каким именно платежом мы имеем дело, и людям не придется дважды выплачивать одни и те же налоги в случае потери неверно оформленной квитанции. Надо обязательно помнить, что за правильность заполнения платежных документов ответственность несет сам плательщик.
Ставки меняются
– Какие же еще сюрпризы подготовили нам законодатели?
– В Налоговый кодекс вошли новые главы, согласно которым ранее регулируемые другого рода законами водный, земельный налоги, госпошлина и ряд других становятся налоговыми платежами. Во многих ранее действующих налогах меняются ставки в ту или иную сторону…
– Увеличиваясь при этом в большинстве случаев?
– Нет, совсем не обязательно. Например, ставка по единому социальному налогу от 37 процентов снизилась до 26. И наоборот, налог на добавленную стоимость для средств массовой информации вырос от 10 до 18 процентов. К сожалению, я не могу судить обо всех изменениях налоговых ставок, поскольку нам еще предстоит систематизировать недавно поступившие к нам данные.
-Изменились ли сами формы налоговой отчетности?
– Да, в нынешнем году меняется форма налоговой декларации, которая служит отчетом граждан обо всех своих доходах. Кстати, декларационная кампания уже началась, продлится она до 1 апреля. На следующей неделе новые бланки к нам уже завезут, так что милости просим. Единственная просьба: во избежание очередей постарайтесь не откладывать визит в нашу инспекцию до последнего момента.
Всему свое время
– К сожалению, несмотря на ваши предупреждения, столпотворения в кабинетах инспекции не прекращаются. Кстати, как вы пережили в конце года перерегистрацию индивидуальных предпринимателей?
– Как всегда, люди откладывали до конца декабря то, что можно было спокойно сделать в течение всего года. И наши работники перед праздниками просто не разгибались. Тем не менее, мы успели внести в общероссийский каталог всех обратившихся к нам индивидуальных предпринимателей.
– И сколько их теперь числится в Димитровграде?
– Всего 2072 человека.
– Помнится, годом раньше эта цифра была значительно больше…
– По данным, предоставленным нам городской администрацией на 1 января 2004 года, индивидуальных предпринимателей действительно было почти в два раза больше – 3929 человек. Однако мы сличили число, полученное на 1 января 2005 года, с тем количеством предпринимателей, которые стоят у нас на учете и регулярно выплачивают налоги в бюджетную систему государства, и получилось, что проигнорировали перерегистрацию всего 217 человек. Возможно, что остальные “неучтенные” предприниматели в большинстве своем уже изменили вид деятельности.
– Вы будете выявлять этих людей?
– Если инспекторы нашей службы в ходе целенаправленных проверок обнаружат, что эти лица продолжают заниматься предпринимательской деятельностью, которая стала теперь для них незаконной, будут выписываться административные штрафы. Надо сказать, суммы там предусмотренные немалые.
– А если кто-то из предпринимателей, прозевавших свое время, сегодня обратится в инспекцию с просьбой о перерегистрации документов?
– Они смогут это сделать только на общих основаниях, заплатив установленную законодательством сумму, и то только после определенной процедуры. Мы сейчас как раз занимаемся рассылкой им уведомлений о том, что документы старого образца о регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей уже утратили законную силу.
– Хотелось бы еще узнать и по поводу уведомлений другого рода. Многие
димитровградцы получили напоминания о том, что они не оплатили налог на
недвижимость. Причем, эти уведомления пришли даже детям…
– Дело в том, что согласно законодательству каждый собственник недвижимости обязан платить этот налог. А так как в нашей стране квартиры часто приватизировались в долевом участии всех членов семьи, то у нас и получилась абсурдная ситуация – неработающие несовершеннолетние уже стали налогоплательщиками.
– Возможно, мы как налогоплательщики и субъективно оцениваем ситуацию, но нам все же кажется, что государство все больше “зажимает” людей в тиски, хотя его функция должна быть совершенно другой – облегчить жизнь населению. Вы же долгие годы работаете в налоговой системе и были свидетельницей многочисленных изменений российского налогового законодательства. Как считаете, для чего это делается?
– Допускаю, что эти реформы преследуют цель облегчить и упростить целый ряд часто противоречащих друг другу действующих законов. Но, по-видимому, до
конечной цели нам далеко. Похоже, что пройдет еще немало лет прежде, чем наши усовершенствованные законы будут действительно служить людям.