Мария Гурова, выпускница Ульяновского государственного университета 2007 года, аспирантка экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова специальности “Мировая экономика”, в прошлом году получила поддержку Российского гуманитарного научного фонда на реализацию исследовательского проекта “Управление интеллектуальной собственностью в открытых инновационных системах в условиях глобализации экономики” в рамках конкурса РГНФ по программе “Теоретические основы инновационной экономики”. Мария – гость “Вестника”.
– Проблемы инновационного развития активно изучаются различными науками – и техническими, и гуманитарными. Что является предметом вашего исследования?
– До недавнего времени инновационное развитие рассматривалось как линейный процесс. Но парадигма изменилась: теперь это интерактивная модель, в которой главным фактором успешного инновационного развития является вовлеченность бизнеса, образования, науки в процесс создания, распространения и реализации инноваций, эффективное взаимодействие предприятий, университетов, научно-исследовательских учреждений в обмене знаниями. В этом взаимодействии возникает немало правовых и экономических проблем, так как продукты инновационной деятельности – это объекты интеллектуальной собственности. Проект направлен на изучение отношений интеллектуальной собственности в открытых инновационных системах в условиях глобализации. Он включает исследование роли интеллектуальной собственности в инновационном развитии на глобальном, национальном уровне и на уровне предприятия.
– Какие проблемы инновационного развития исследуются вами?
– Причины неравномерности инновационного развития мировой экономики, формы проявления различий в инновационном развитии стран мира, движущие силы и формы интернационализации инноваций и интеллектуальной собственности в условиях глобализации мировой экономики, механизмы распространения открытых инноваций и открытых инновационных систем и управления интеллектуальной собственностью в этих условиях – это те вопросы, на которые направлен научный поиск.
– Удалось ли получить какие-либо научные результаты на сегодняшний день?
– В результате исследования полу- чен ряд интересных выводов. В частности, вывод о том, что неравномерность инновационного развития стран мира проявляется в двух формах – “Инновационный разрыв” и “Инновационные модификации”. В первом случае речь идет о заметном отставании развивающихся стран от развитых стран-лидеров по причине их экономической отсталости. Во втором случае – о разных темпах инновационного развития в группе развитых стран в связи с различиями в национальных инновационных системах.
– К какой группе относится Россия?
– Страны с переходной экономикой, в том числе и Россия, занимают промежуточное положение. Эту группу можно назвать “Потенциальными лидерами”, так как по оценкам международных организаций, в частности ЮГКТАД, они имеют высокий инновационный потенциал. Однако его пока еще не удалось реализовать в силу слабости национальных инновационных систем.
– В чем заключается научная новизна вашего проекта?
– Управление интеллектуальной собственностью рассматривается как функция систем инновационного развития различных уровней (глобальные инновационные сети, национальные инновационные системы, инновационно-активные предприятия), обеспечивающая целостный и системный режим инновационной деятельности, реализацию инновационных программ и целей инновационного развития.
– Достаточно ли знаний, полученных в УлГУ, для проведения такого исследования?
– Наш университет, безусловно, дает очень хорошие теоретические и профессиональные знания и, что очень важно, уверенность в себе и понимание доступности тех возможностей, которые представляет открытое общество в условиях глобализации. В УлГУ я активно участвовала в научной студенческой работе – стала лауреатом Международного конкурса студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках национального проекта “Образование” по поддержке талантливой молодежи (2007 г.), Всероссийского конкурса научных работ молодежи “Экономический рост России” Вольного экономического общества (2006 г.). Когда поняла, что мне не хватает специальных знаний в области интеллектуальной собственности, обратилась во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и прошла дистанционный курс обучения в академии. Теперь у меня есть специальные знания, что удостоверяет сертификат Всемирной академии ВОИС, который мне прислали из Женевы.
– Какую роль играет поддержка РГНФ в работе над диссертацией? Что вы можете посоветовать молодым ученым?
– Работа над проектом дисциплинирует, помогает более четко формулировать цели и задачи исследования и последовательно выполнять план научной работы. Финансовые средства, выделенные фондом, позволяют более активно участвовать в научных конференциях. Для получения поддержки РГНФ необходимо своевременно направить заявку, оформленную в соответствии с требованиями фонда. Студентам УлГУ, которые намерены продолжить обучение в аспирантуре, советую активно участвовать в научной работе, в конкурсах, научных конференциях. Это позволяет формировать “научный задел”, обеспечивающий конкурентоспособность и для поступления в аспирантуру, и для участия в научных программах и конкурсах.
Петр Иванов