Не будет преувеличением сказать, что Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию стало одним из крупнейших событий последнего времени, наиболее обсуждаемой темой нашего общества.
Глубина анализа социально-экономического положения и политической жизни в стране и мире, точность определений происходящих процессов и смелость, порой революционная, поставленных Президентом задач, делают этот документ программой жизни общества на ближайшие годы и в перспективе. Это было подтверждено и в докладе председателя партии «Единая Россия», премьер-министра Правительства страны Владимира Владимировича Путина на десятом съезде руководящей партии. Решающей назвал Президент роль образования в развитии нашего общества. Разрабатывается государственная стратегия развития всей системы российского образования. Но уже и сейчас работники образования на местах ищут способы решений накопившихся проблем, выполнения задач, которые жизнь ставит перед образовательным сообществом. Своими мыслями по этому поводу делится профессор, доктор технических наук, депутат Городской Думы, директор Димитровградского филиала УлГУ Иван Николаевич Панин
– Мысль Президента, что роль учителя в настоящее время является самой главной, абсолютно верна.
При этом роль педагогов многократно возрастает. Именно их задачей является передача не количества знаний, за счет дополнительных занятий, а повышение качества образования, имеющего целью подготовку молодого человека к жизни и труду в современных условиях.
При этом в научной среде педагогом мы считаем не только того, кто закончил педагогический вуз и является наставником в школе, учителем. Это может быть и человек, глубоко разбирающийся в своей сфере деятельности, который может правильно и последовательно передать свои профессиональные знания и ученикам. При этом упор должен делаться на знания, которые помогут им решить вопросы, выдвигаемые жизнью. Так, в НИИАРе, скажем, должны быть свои наставники, в медицинской отрасли – свои. И таких людей надо как можно активнее привлекать к процессу обучения молодежи.
Именно поэтому в нашем университете работают, и очень успешно, кандидат медицинских наук Владимир Алексеевич Щербаков, строитель Яков Алексеевич Лупоносов. Это люди, умудренные опытом, которым они охотно делятся с молодежью.
Это тем более важно, что за последние пятнадцать лет в российском высшем образовании произошел определенный перекос в сторону излишнего «производства» специалистов гуманитарных профессий, а в педагогических кадрах технического направления образовался разрыв, и высшая школа потеряла многих преподавателей технического профиля. И привлечение к преподавательской деятельности высококвалифицированных практиков позволит в определенной мере сократить образовавшийся дефицит.
Аналогичная картина наблюдается и на производстве, где имеется разрыв между молодежью, которая приходит на предприятия практически не обученной, и мастерами предпенсионного возраста. Дефицит зрелых профессионалов ощущается практически и во всех сферах производства.
Поэтому так важно наладить систему подготовки своих специалистов, используя имеющийся для этого потенциал педагогов и профессионалов, которые еще могут выполнить эту работу.
И я рад, что попечительский совет нашего вуза состоит из руководителей ведущих предприятий, и большинство из них участвует в организации учебного процесса.
Без развития образования все разговоры о перспективах нашего развития не будут иметь смысла. Если мы не повысим уровень подготовки наших кадров, то нам не поможет и закупка любого количества современного зарубежного оборудования, так как на нем некому будет работать. И уже сегодня мы должны готовить специалистов под тот уровень оборудования, на котором им предстоит работать. Но для этого с ним должны «разобраться», прежде всего, сами педагоги.
Важно, чтобы и промышленники поняли, что на их предприятия квалифицированные специалисты из-за границы работать не приедут – нужны свои кадры. Следовательно, они должны создать условия для подготовки квалифицированных рабочих и среднего инженерно-технического персонала, скажем, путем создания учебно-производственных комбинатов, эффективно работавших в советское время. Вести обучение могут наиболее квалифицированные специалисты предприятия. В этой работе было бы полезно взаимодействовать с вузами и средними специальными учебными заведениями, чтобы совместить учебные программы.
Мы у себя в университете создали факультет дополнительного образования, чтобы углублять специализацию наших студентов. Юристы, например, здесь изучают деловой английский, юридический английский. Используя наших ведущих кандидатов и докторов наук по электронике, математике, различным техническим направлениям, на этом отделении мы постараемся готовить для города кадры, которые обслуживают новое оборудование. Естественно, чтобы получить таких специалистов, предприятия будут должны «доплатить».
Планируем на платной основе создавать при университете специализированные курсы, в том числе и с выездом на предприятия, привлекая ведущих специалистов не только области, но и страны. Первый такой опыт уже состоялся: мы пригласили нескольких членов ученого совета МГУ, которые провели практический семинар по нетканым материалам в Новой Майне.
Но в реформировании нуждается вся система нашего образования, начиная от школы, где со средних классов пора вводить профессиональную ориентацию.
– Но в советское время профориентацию уже вводили, и она, помнится, себя не оправдала?
– В то время специализация в школах была излишней, так как все школы и вузы были, как правило, закреплены за конкретными предприятиями, где учащиеся могли получать азы профессии. Эффективно работала и широкая система учебных комбинатов. А сегодня этих звеньев профессионального обучения уже практически нет. Но и в современных условиях специализация оправдает себя только в том случае, если молодой человек увидит, что по окончании среднего или высшего учебного заведения он будет иметь хорошую заработную плату и социальные гарантии.
– Свою позицию по поводу необходимых реформ в образовании как руководитель вуза вы обозначили. А какие шаги в реализации задач, намеченных в Послании Президента, вы намерены предпринять в качестве депутата Городской Думы?
– Свою депутатскую деятельность хочу начать с того, чтобы с помощью директорского корпуса, научно-технического совета разработать новый концептуальный подход к решению кадровых вопросов города и области.
Анатолий ЕФРЕМОВ