11 декабря по инициативе комитета Законодательного Собрания по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи состоялось рабочее совещание, темой которого стал законопроект “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области”.
В совещании, которое провел председатель социального комитета Игорь Тихонов, приняли участие депутаты Законодательного Собрания Ростислав Эдварс и Алексей Куринный, министр образования Ульяновской области Екатерина Уба, заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального комплекса Игорь Трохинов, Уполномоченный по правам человека Галина Эдварс, заместитель главы администрации города Ульяновска по социальным вопросам Олег Мидленко.
Законопроект “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области” был разработан в соответствии с федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (принят 2 февраля этого года). Согласно этому закону с 1 января 2013 года изменится порядок обеспечения жильем этих детей. Если раньше по достижении совершеннолетия тем из них, за кем не было закреплено жилье, выдавали жилищные сертификаты для самостоятельного приобретения квартир, то теперь органы исполнительной власти региона обязаны предоставить сроком на пять лет жилье из специализированного жилищного фонда с последующим правом заключения договора социального найма.
– Законопроект уже поступил в Законодательное Собрание Ульяновской области. В процессе изучения у депутатов возникло много вопросов, связанных с его исполнением. Учитывая, что сам механизм прописан не в законе, а в подзаконных актах, нам бы хотелось удостовериться, что у исполнительной власти есть четкое понимание, как будут реализованы права детей-сирот, – пояснил Игорь Тихонов, открывая обсуждение.
Екатерина Уба проинформировала, что в настоящее время министерство образования работает над составлением реестра детей-сирот, которые получат право на жилье по социальному найму в 2013 году. По предварительным подсчетам, таковых 480 человек. Предполагается, что на эти цели в бюджете области будет заложен 191 млн. руб., еще 100 млн. должны поступить в качестве субсидий из федерального бюджета.
Министр образования отметила, что благодаря новой редакции закона удалось решить застарелую проблему. Правом на жилье по социальному найму теперь могут воспользоваться и те дети-сироты, жилье у которых номинально есть, однако жить в нем невозможно (например, если нельзя выселить лишенных родительских прав родителей или других членов семьи, страдающих алкоголизмом или наркоманией).
Создание специализированного жилого фонда и регулирование вопросов по управлению им поручено региональному министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса. В настоящее время для выполнения этой задачи разработана Комплексная программа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 2013-2015 годы.
По мнению Екатерины Убы, предпринятые шаги позволят в 2013 году обеспечить жильем всех детей-сирот, достигших совершеннолетия. Однако у депутатов есть сомнение в том, что исполнение закона пройдет гладко.
На вопрос Ростислава Эдварса о проделанной работе по непосредственному формированию специализированного жилищного фонда Игорь Трохинов пояснил, что пока министерство не приступало к выполнению этой задачи, поскольку до принятия закона средства на его реализацию заложить невозможно. На этот аргумент депутаты возразили, что до сих пор не прописан и сам механизм приобретения жилья. Будет ли оно покупаться на вторичном рынке, либо это будет вновь построенный дом, требуется ли при приобретении квартир выполнять требования 94-го федерального закона? В комплексной программе эти вопросы не отражены. Учитывая, что закон устанавливает ряд требований к специализированному жилому фонду (это должно быть отдельное благоустроенное жилье площадью не менее 18 кв.м.), можно предположить, что за короткий срок будет довольно сложно сформировать необходимый резерв квартир и при этом “вписаться” в рамки финансирования, предусмотренного в бюджете.
– Между законом и реализацией самой льготы есть так называемый порядок. Если он не до конца продуман и выстроен с ошибками, то человек столкнется с трудностями при ее получении. Создание специализированного жилищного фонда – это ключевой этап реализации закона. От того, как он будет выполнен, зависит и успех закона в целом, – подчеркнул Игорь Тихонов и порекомендовал разработчикам указать реальные сроки, которые необходимы на формирование специализированного жилого фонда, а также предусмотреть принципы формирования очереди на получение жилья.
Алексей Куринный обратил внимание, что закон предоставляет совершеннолетним детям-сиротам возможность выбирать населенный пункт для дальнейшего проживания (по месту обучения, трудоустройства, по месту проживанию попечителей или патронатной семьи и т.д.). Поэтому можно прогнозировать ситуацию, что многие из тех, кто до 18 лет проживал в детских домах-интернатах районов области, захотят переехать в областной центр, где стоимость жилья гораздо дороже, и это тоже необходимо предусмотреть при финансировании.
С мнением депутатов согласилась и Галина Эдварс: “К сожалению, сейчас механизм исполнения закона проработан недостаточно четко. Сегодня мы обозначили проблемы, которые могут возникнуть. Необходимо приложить все усилия, чтобы решить их до того, как закон вступит в силу”.
На все замечания, высказанные в ходе совещания, разработчикам закона предстоит ответить на очередном заседании комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи.
– Мы понимаем, что это не простой вопрос, и поддержим внесение законопроекта на рассмотрение Законодательным Собранием. Во-первых, потому что это один из ключевых этапов работы, без которого невозможно двигаться дальше, во-вторых, к тексту самого закона претензий нет. Однако все нюансы правоприменения, регулирующиеся подзаконными актами, должны быть предусмотрены до того, как мы начнем его исполнять. Иначе мы сами дадим повод для появления источника социальной напряженности. Надеяться на то, что можно будет решать проблемы по мере их поступления, очень рискованно, – подвел итоги совещания Игорь Тихонов.
Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области