Технологии искусственного интеллекта способны сделать работу общественного транспорта безопаснее и выгоднее. В этом убеждены ульяновские разработчики спецпрограммы, которая считает клиентов, прокладывает оптимальный маршрут и следит за состоянием подвижного состава. Безбилетников она пока не ловит, но в будущем не исключено и это.

Увидит и сохранит

Система, которая сегодня работает в ульяновском транспорте, обрабатывает материалы видеокамер, установленных в салонах автобусов, трамваев или троллейбусов. Алгоритмы машинного зрения анализируют данные и распознают вошедших и вышедших на каждой остановке людей. Далее в личном кабинете перевозчика появляются отчеты о пассажиропотоке, выручке каждого маршрута или автопарка в целом, загруженности по дням недели и времени. При возникновении спорных случаев можно посмотреть видеозапись из салона. При этом транспортное средство останавливать и снимать с рейса не придется.

“Внедрение искусственного интеллекта в работу общественного транспорта повышает эффективность управления автопарком. Благодаря точной статистике и аналитике владельцы автопарков могут принимать решения о распределении ресурсов, оценивать эффективность работы водителей, определять маршруты с наибольшим спросом и обеспечивать оптимальное количество транспортных средств в нужные часы. Это позволяет снизить уровень износа, повысить общую эффективность работы предприятия и качество предоставления услуг для пассажиров”, – отметила Татьяна Бабич, руководитель RnD-направления компании-разработчика.

Сначала – учеба

Конечно, заданной точности удалось добиться не сразу. Искусственный интеллект так же, как и природный, пришлось учить, пояснили авторы проекта. Сначала специалисты разметили более пяти тысяч видеофрагментов, чтобы система смогла идентифицировать человека. В общей сложности было собрано около 20 тысяч разноплановых картинок в разное время суток, с людьми разного роста, в разных головных уборах и с разными объектами в руках.

Также систему тренировали принимать во внимание размеры дверей, зоны подсчета, например, при условии, что на подножке во время движения стоят пассажиры, даже количество ступеней или их отсутствие. Параметры калибровки выстраивали и в зависимости от способа и вида оплаты проезда. Таким образом после нескольких серий обучения удалось достигнуть 98-процентной точности, а потом и 100-процентной (в пиковые часы этот параметр снижается до 99 процентов).

Чего добились?

Слишком громко хвалить ИИ транспортники пока не спешат. Но признают – некоторые хронические болезни искусственному интеллекту решить, кажется, удалось. Главная из них – хищения выручки со стороны водителей, заявил директор компании-перевозчика Звияд Гогричиани. Раньше недостачу на маршрутах можно было списать на зайцев. Теперь безбилетники тоже под контролем.

“Мы пробовали разные методы решения этой проблемы. Сначала работали с видеонаблюдением и ручным подсчетом, но это оказалось очень неудобно. Также некоторое время в автобусе ездил специальный человек, который пересчитывал пассажиров, но такая схема контроля тоже оказалась неэффективной. Тогда мы приняли решение поставить системы автоматического подсчета пассажиропотока. В феврале 2022 года установили оборудование. За первый же месяц работы объем выручки с этого автобуса вырос на 10 процентов”, – отметил директор Моршанского АТП Илья Николотов.

“Большой плюс системы в том, что есть видеофрагменты с подсчетом и при необходимости я могу просмотреть необходимые моменты и проверить качество подсчета”, – отметил директор еще одной транспортной компании Сергей Дасик.

Ликвидировать зайцев на маршруте система не может. Хотя теоретически она способна отправить сведения о появлении безбилетника в той или иной точке маршрута контролерам. Впрочем, информация о том, что в салоне ведется видеонаблюдение и подсчет пассажиров, это уже своего рода профилактика.

Комфорт и безопасность

Внедрение искусственного интеллекта должно повысить эффективность использования ресурсов, оптимизировать расходы на топливо и обслуживание автобусов, предотвратить нештатные ситуации и аварии за счет мониторинга технического состояния транспорта, отмечают и представители власти. А это возможность проводить анализ и прогнозирование спроса на перевозку, что позволит более эффективно планировать графики движения и выравнивать загрузку маршрутов.

“Еще одним важным аспектом внедрения искусственного интеллекта в транспортную отрасль является повышение уровня комфорта и безопасности пассажиров. Система искусственного интеллекта сможет анализировать данные о дорожной обстановке, погодных условиях, наличии пробок и других факторах, что позволит предотвращать возможные происшествия на дороге и обеспечить безопасность перемещения пассажиров. Таким образом, внедрение искусственного интеллекта в работу общественного транспорта не только повышает его эффективность и безопасность, но также способствует созданию более благоприятной среды для жизни и развития региона”, – считает министр цифрового развития Ульяновской области Олег Ягфаров.

Цифровая зрелость

В Минцифры России установили показатели цифровой зрелости пяти ключевых отраслей экономики и социальной сферы в регионах. Одной из таких отраслей является транспорт. На данный момент уровень цифровой зрелости транспортной отрасли в Ульяновской области составляет 75,5 процента. Учитывалась доля автобусных регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, оснащение системами видеонаблюдения салонов с функцией записи, соответствие требованиям о защите персональных данных (26,4 процента), доля автобусов с системами безналичной оплаты проезда (100 процентов) и открытый доступ информации о реальном движении по маршруту (100 процентов).