25 сентября состоялось заседание комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи, которое провел председатель комитета Игорь Тихонов. В работе также приняли участие депутаты Ростислав Эдварс, Расих Гатауллин, Николай Ягодин и Алексей Куринный.
На заседании бурную дискуссию вызвал проект изменений в закон «О некоторых мерах по предупреждению на территории Ульяновской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». Он предполагает увеличение возраста подростков, до которого им запрещено находиться на улицах с 22.00 до 6.00 без сопровождения взрослых, с 16-ти до 18-ти лет. Больше всего вопросов у депутатского корпуса возникло к механизму реализации закона в предлагаемой редакции.
Надо сказать, что аналогичная норма по ограничению нахождения подростков до 18-ти лет на ночных улицах содержится и в федеральном законодательстве, однако там же регионам предоставлено право снизить возрастную планку до 16-ти лет, которым Ульяновская область воспользовалась в 2009 году. Спустя три года разработчики регионального законопроекта (Комиссия по делам несовершеннолетних) предложили расширить возрастные рамки до максимальных, аргументируя необходимость этого шага полученными положительными результатами. Так, с момента принятия закона (30 марта 2009 года) наблюдается положительная динамика снижения числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в ночное время (2008 г. – 192, 2009 г. – 98, 2010 г. – 76), а также в отношении них (2008 г. – 123, 2009 г. – 111, 2010 г. – 65). Всего за это время к административной ответственности за нахождение подростков на улице ночью было привлечено 8587 родителей и 500 юридических и должностных лиц.
– Однако криминогенная обстановка в подростковой среде складывается таким образом, что из общего числа преступлений, совершенных подростками, 75% совершаются несовершеннолетними в возрасте от 16-ти до 18-ти лет. К этой же возрастной категории относятся и 50% несовершеннолетних жертв преступления. Жертвами преступных посягательств в 2011 году стали 296 несовершеннолетних в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, что является значительным показателем среди других возрастных категорий. Причем эти преступления относятся к тяжким: кражи, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, – и преимущественно происходят в промежуток с 22 до 24 часов. – Пояснил Эдуард Осянин, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Ульяновской области.
Он также подчеркнул, что механизм реализации закона в его действующей редакции (в отношении подростков до 16-ти лет), в настоящее время не вызывает вопросов со стороны общественности: «На моей памяти было от силы 5-6 жалоб на нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Причем, в ходе рассмотрения все они были признаны необоснованными».
Однако и депутаты областного парламента, и Общественная палата Ульяновской области не во всем согласны с разработчиками законопроекта. В заключении Общественной палаты говорится о том, что принятие закона может способствовать увеличению факторов коррупции, нанесению ущерба психике и здоровью молодых людей в результате попадания в отделения, повышению агрессии по отношению к взрослым и ущемлению прав подростков, которые, в соответствие с федеральным законодательством, с 14-ти лет считаются частично дееспособными, а с 16-ти могут подать заявление о том, чтобы его признали полностью дееспособным.
Более всего депутатов заботит то обстоятельство, что из-за «комендантского часа» может пострадать законопослушная и социально-благополучная молодежь
– В 17-18 лет подростки могут находиться в настолько отличной жизненной ситуации, чем дети до 16-ти лет, что с одной и той же меркой к ним подходить нельзя. Многие, поступив учиться в вуз в другом городе, живут отдельно от родителей, другие работают, и поэтому вполне могут оказаться на улице после 22.00 по уважительной причине, – пояснил свою позицию Игорь Тихонов.
Среди таких причин депутат Ростислав Эдварс назвал также недостатки работы общественного транспорта: «Предположим, студент может выйти из аудитории или с концерта в восемь вечера, но из-за отсутствия автобусов дорога до дома, например, из центра в Заволжье, может занять два, а то и три часа. Таких случаев зимой у нас более чем достаточно».
Исследование общественного мнения, проведенное Общественной палатой в связи с законопроектом, также выявило неоднозначное отношение людей к «комендантскому часу».
Хотя 73,3% опрошенных дали положительную оценку законопроекту, согласившись, что принятие данной нормы может обеспечить повышение уровня безопасности как самих подростков, так и окружающих, почти половина опрошенных граждан предвидят и негативные последствия. Многие считают, что родители в силу различных причин не смогут выполнять данную норму закона в связи с работой (ночные смены и т.д.), асоциальным образом жизни, проживанием в другом городе.
48,5% опрошенных согласны с тем, что из-за правовых ограничений подростки могут стать более агрессивными по отношению к окружающим. 45,9% считают, что подростки могут стать более агрессивными по отношению к родителям. 44,8% считают, что в результате попадания в отделение полиции будет нанесен ущерб их психике и физическому здоровью. С тем, что это может вызвать рост коррупции в органах полиции, согласны 39,6% опрошенных.
Для того чтобы «снять» все возражения, разработчики законопроекта предложили на рассмотрение социального комитета методические рекомендации по алгоритму действий для сотрудников правоохранительных органов
В частности, в них содержится разграничение причин нахождения подростков до 18-ти лет на улице после с 22.00 с точки зрения обоснованности. Так, к обоснованным причинам были отнесены оказание срочной помощи либо возникновении иной чрезвычайной ситуации, возвращение домой после окончания учебных занятий, работы, организационных (секционных) занятий физкультурой и спортом, организованных спортивных и культурных мероприятий.
Однако Нина Дергунова, Председатель Общественной палаты, обратила внимание, что таких рекомендаций явно недостаточно для защиты прав и законных интересов подростков:
– Должностное лицо, которое будет исполнять этот закон, безусловно, может руководствоваться методическими рекомендациями, однако следование им не является обязательным, и никакой ответственности за несоблюдение рекомендаций не предусмотрено. В итоге в каждом случае исполнитель будет самостоятельно решать, руководствоваться ими или нет.
– Если мы сейчас примем этот закон, то все вопросы, которые сейчас мы задаем разработчикам, будут обращены к нам. Лично у меня нет уверенности, что на каждый из них я и мои коллеги сможем подробно и убедительно ответить, – подвел итог обсуждению Игорь Тихонов. – Собственно, к тексту закона вопросов нет. Мы разделяем озабоченность тем, что подростки в этом возрасте являются и объектом, и субъектом преступлений. Но если сегодня не проработать сам порядок исполнения закона, может возникнуть много всяких проблем, которые касаются человеческих судеб.
По итогам рассмотрения было принято решение продолжить работу над законопроектом, в том числе, с привлечением к обсуждению широкой общественности (молодежных организаций, представителей вузов и других учебных заведений).