В день выхода статьи «Танцы с дольщиками, или «Нейроном» – по нервам» (опубликованной 21 февраля в «НГС») позвонил Владимир Шабашов, директор ООО «Нейрон», и сказал, что в статье – не все так, как было на самом деле. Мол, есть факты, которые я не упомянул ни в истории с хвостовым оперением Ил-62, который стоит у авиационного колледжа на проспекте Созидателей Нового города, ни в истории с реконструкцией детского сада под жилой дом. Если бы я обратился за информацией к Шабашову, уверял меня он, то картина получилась бы совершенно другая. Договорились о встрече. Встретились, поговорили…
К встрече Шабашов готовился: он передал мне копии писем, лицензий. Директор «Нейрона» оказался человеком скрупулезным: под перечнем документов мы поставили свои подписи. «Не доверяю я журналистам», – чуть позже сказал Шабашов.
А говорили мы при включенном диктофоне. Причем, диктофон не был спрятан в барсетке (как это делают некоторые предприниматели-«разведчики»), а лежал на столе прямо перед Шабашовым. Во время записи на диктофоне постоянно светились две красные лампочки. Не заметить – невозможно.
В рассказе – одно…
Коротко (потому что мы говорили около часа) рассказа Владимира Шабашова выглядит так.
В. Ш.: Предписания убрать Ил-62 директор авиационного колледжа Николай Семенович Обшаров получал еще в 2000 году. (Управление ГО и ЧС области тогда напомнило директору колледжа о невыполнении требований – «подлежащего утилизации Ил-62 по заключению комиссии министерства образования РФ… в связи с пожароопасностью и террористической уязвимостью» – Г. А.). В 2002 году под передней стойкой появилась просадка. Стойка провалила… Под нею идет водовод. Теплотрасса не работала.
Вторая причина – парусность хвостового оперения. Хвост мог задеть один из краев помещений. Обшаров несколько раз просил: уберите эту махину, поставьте мне маленький самолет…
В 2002 году у него повреждается теплотрасса. Обшаров пишет во все организации, чтобы ему помогли с теплотрассой или хотя бы убрали самолет. Все отказывают. То есть его оставили без тепла и без денег.
И тогда он обращается ко мне. В тот период я не ломом еще занимался (у меня была лицензия на проектирование и строительство). У меня в лицензии были теплотрассы. Обшаров договорился с фирмой «Индустрия», принимающей цветной лом. Директор колледжа написал мне письмо, и я разработал для него план демонтажа. Обшаров должен был заплатить «Нейрону» всего 86 тысяч.
Единственное, о чем просил Обшаров: «Денег у меня нет, поэтому я, возможно, отдам тебе…» Я согласился: «Отдадите в «Индустрию», потом со мною и расплатитесь».
Когда мы срезали оперение, и работы приостановили, приехал заместитель Шаманова… На следующее утро я отвез хвост к себе. На совещании у зама Шаманова у нас взяли договоры, пообещали выделить деньги на восстановление теплотрассы. Попросили посчитать сумму на восстановление киля. Киль у меня был целый. Мы засомневались, что будут какие-то деньги. А человек – без тепла… У Обшарова был один вариант: убрать самолет и за счет этих денег наладить теплотрассу. Есть письмо Васильева (в то время – главы Заволжской администрации – Г А.), который разрешил ему это сделать.
У меня сутки простояла платформа. Взвесили. Киль весил около одной тонны 200 килограммов. Сдали в «Индустрию». Мне компенсировали наем крана.
В Заволжской администрации было три или четыре совещания только на один предмет: как пристроить хвост обратно. Мне поручили подготовить смету для восстановления хвоста, и чтобы я его восстановил. Я тогда сказал в районной администрации: «Я к этому самолету вообще не подойду, особенно после статей в газетах». Все ждали областных денег. Никаких денег на восстановление хвоста так и не пришло …
Г. А.: А договор на работы по демонтажу у Вас есть?
В. Ш.: Нет. Договор по распиловке самолета остался у заместителя губернатора.
Г. А.: Оригинал отдали?
В. Ш.: А я привез тогда все, кинул, и сказал, что больше к самолету вообще не подойду.
Г. А.: А как же отчитывались? Бухгалтерия?..
В. Ш.: Да там сумма была… Мы успели срезать хвост… А что он весит? Тонну. Там это стоило… там… по тем временам, может, тысяч 10-8.
Г. А.: Тогда я напишу, что договора Вы мне не предоставили…
В. Ш.: Да, пожалуйста… А на первом этапе мне Обшаров должен был заплатить 86 тысяч за демонтаж. На втором этапе мы должны были сделать теплотрассу. Раскопать, поменять и что-то сделать с теплотрассой. А договор на теплотрассу мы не успели заключить. В итоге Шабашова и Обшарова выставили жуликами. Но никто не вспомнил, что на тот момент в техникуме просто не было тепла. Согласитесь, чтобы пойти на уничтожение символа, нужно иметь мужество. Причем, когда ты знаешь, что получаешь разрешение власти. А власть вот как себя повела…
…в документах – другое
Излагаю в хронологическом порядке.
В 1988 году Ил-62 безвозмездно передается от УАПК на баланс техникуму. В ноябре 2000 года управление ГО и ЧС напоминает Обшарову об утилизации самолета (смотри выше).
10 декабря 2002 Обшаров сообщает директору по персоналу «Авиастар-СП» о разрыве трубы под передней стойкой самолета (водоканал предлагает Обшарову перебазировать самолет: «в противном случае водоснабжение колледжа будет прекращено»).
В мае 2003 «Авиастар-СП» предупреждает Обшарова о невозможности транспортировать нужное количество тепла для колледжа и предлагает ему оформить договор по теплоснабжению с тепловыми сетями. В мае «Ульяновскэнерго» отвечает Обшарову, что причины, по которым «Авиастар-СП» хочет расторгнуть договор с колледжем, не являются основанием для расторжения. Тем не менее, «Ульяновскэнерго» «может выдать техусловие на присоединение к городским теплосетям».
В мае 2003 глава Заволжской администрации Анатолий Васильев уведомляет Обшарова о рассмотрении вопроса ликвидации аварии на сетях холодного водоснабжения (!) и предлагает директору колледжа согласовать действия по изменению дислокации Ил-62 с «Авиастар-СП». В июне 2003 гендиректор «Авиастар-СП» Михайлов напоминает Васильеву, что Ил-62 на балансе его предприятия не числится, и утилизация или изменение дислокации самолета находятся вне компетенции «Авиастар-СП».
Наконец, 27 июня 2003 г. Васильев уведомляет Обшарова, что вопрос об утилизации рассмотрен, администрация «не возражает» против утилизации… В письме указана причина, по которой администрация согласилась: «С целью предотвращения аварийной ситуации… во исполнение протокола совещания по вопросу ликвидации аварии на сетях холодного водоснабжения на территории учебного центра».
И 15 июля 2003 года Обшаров пишет Шабашову: «Прошу рассмотреть возможность выполнения работ по монтажу сетей теплоснабжения от городских теплосетей до теплового узла колледжа. Оплату гарантируем, возможен расчет за металлолом, полученный от утилизации самолета Ил-62». Как правило, гарантийные письма подписывает главбух, и на подписи ставится печать. Гарантийное письмо – документ почти финансовый. Это письмо ушло к Шабашову без печати.
Есть в документах, представленных Шабашовым, и «План производства работ по демонтажу Ил-62». На первой странице – утверждающая подпись Шабашова и согласующая – Обшарова (на этот раз – с печатью). Но даты на «Плане» нет. А сумма указана: 86114 руб.
Итак, что в сухом остатке?
Первое. Из документов следует, что администрация согласилась с предложением Обшарова об утилизации Ил-62 в связи с аварией в водопроводной сети. Действительно, водовод проходит как раз под передней стойкой самолета. Но. В документах говорится об аварийном разрыве трубы 10 декабря 2002 года.
От участников совещаний в Заволжской администрации стало известно, что грунт под стойкой просел именно по причине разрыва трубы (а не по причине продавливания передней стойкой лайнера). Однако течь остановили: просто перекрыли задвижки. Поскольку вокруг учебного центра есть кольцевая линия (положенная по СНиП для учебных заведений), то в течение двух или трех дней со стороны проспекта Антонова была проложена труба (равнозначная той, которая проходит под стойкой самолета). Причем, работы выполнялись таким образом, что в учебном центре холодная вода была постоянно. То есть, никакой аварийной ситуации летом 2003 года с холодной водой не было. Кстати, более чем за 4 года грунт под передней стойкой больше не просел… А произвести разнозначное переподключение оказалось намного дешевле, чем перекатывать Ил-62 и устранять течь под носовой стойкой. Так как же помешал Ил-62 холодному водоснабжению?
Второе. Шабашов несколько раз говорит о каком-то повреждении теплотрассы и необходимости ее восстановления. Больше того, директор «Нейрона» говорит о двух этапах: сначала демонтировать самолет, а потом что-то сделать с теплотрассой (упоминая при том о том, что у него в лицензии «есть теплотрассы»). В документах же речь идет лишь об урегулировании отношений колледжа и «Авиастар-СП» по снабжению теплом. Ни в одном документе не сказано, что самолет мешает теплоснабжению или об аварии на теплосетях. И снова – вопрос: как присутствие Ил-62 сказалось на обеспечении колледжа теплом и горячей водой? Кстати, представив лицензии «Нейрона», Шабашов не приложил к ним перечня лицензированных работ. Так что сомнение в том, что у него было надлежаще разрешение на работу с ремонтом теплотрасс, остается…
Третье. Одного из главных документов – договора между «Нейроном» и колледжем об утилизации Ил-62 – у Шабашова не оказалось. Не удалось увидеть этот договор и моим коллегам, которые занимались этой темой в 2003 году. Точно так же были безуспешными их попытки убедиться в том, что передняя сойка Ил-62 стала причиной аварии на водопроводе или каким-то образом мешала теплоснабжению колледжа. Версия, будто у колледжа (находящимся на федеральном бюджете) не было денег на тепло и еще что-то, и для этого пришлось распилить планер на металлолом, выглядит странной и неубедительной.
Четыре года спустя
К сожалению, Анатолий Васильев, бывший глава района отказался от комментариев.
Владимир Тихонов, бывший в то время заместителем главы, как раз и проводил все совещания по проблемам Ил-62 и колледжа. «Мы просто хотели сохранить самолет. Я хотел, чтобы у Ил-62 был хозяин», – сказал он. А по поводу провала под стойкой заметил:
«4 года самолет простоял и глубже не провалился. Дело вовсе не в аварийном прорыве…» Для решения восстановления бесхвостого символа Тихонов обращался за помощью в областную администрацию и гордуму. Но безуспешно.
Еще Владимир Степанович напомнил, что в 2003 и 2004 годах федерация авиационного спорта области хотела взять Ил-62 на свой баланс. Но Обшаров неожиданно воспротивился передаче самолета…
Исполнительный директор федерации Владимир Дворянинов уверен, что Васильева просто ввели в заблуждение. После того, как у Ил-62 был отпилен хвост, Дворянинов предпринимал неоднократные попытки для оформления передачи самолета на баланс федерации. Причем, федерация хотела восстановить оперение, взять на себя расходы по обслуживанию и охране Ил-62…
Нашли даже Ил-62, у которого до списания оставалось три часа ресурса, чтобы с этого самолета снять целое хвостовое оперение. Федерации согласилось помочь летное училище. Был даже вариант замены «раненного» самолета на целый. Встречался Дворянинов и с Шабашовым, который в то время рассчитывал вариант изготовления киля из композитных материалов. Увидев в «Нейроне» остатки спиленного киля (силовые элементы еще сохранились), Дворянинов попросил не сдавать оперение в утиль. Но сберечь спиленное оперение так и не удалось…
Дворянинову пришлось получить множество согласований и разрешений в департаменте имущественных отношений и в минимущества области. В конце концов, дело дошло до договора, по которому федерация была обязана не только нести все расходы по содержанию Ил-62, но и даже вносить арендную плату (!) на расчетный счет колледжа. Федерация написала протокол разногласий к договору… «Представляете?! Мы вырвали самолет, который собирались распилить. У нас была реальная возможность его восстановить. А с нас захотели еще и аренду заполучить?! – говорит Дворянинов, – Потом мы поняли, что бодаться с этими мельницами…»
От автора
В общем, рассказ Владимира Шабашова и представленные им документы заставили еще больше засомневаться в целесообразности демонтажа Ил-62. И аргументы, высказанные директором «Нейрона», на мой взгляд, не оправдывают действий ни директора колледжа, ни директора «Нейрона».
А ведь была инициатива восстановить самолет, да и ту удушили…
Кто кого в этой истории завел за угол? С какой целью, по какой причине хотели сдать в утиль Ил-62, точно сказать, четыре года спустя, трудно. Правда, в газетах 2003 года есть много любопытных подробностей. Но, говорит Шабашов, он не доверяет журналистам. Согласен: в любой профессии есть издержки. В журналистике их тоже хватает. Но судить вам, уважаемые читатели. Я просто сравнил рассказ Шабашова и документы, им предоставленные (или не предоставленные).