Наставленные по Ульяновску гуттаперчевые фигуры людей и животных периодически оказываются объектами вандализма. И, наверное, это неспроста – ведь не слышно, например, о том, чтобы кто-то надругался над памятником историку Николаю Карамзину.

Недавно «СК» сообщал, что скульптурная группа, посвященная семье и установленная на перекрестке улиц Ленина и Железной дивизии, лишилась собаки. Ее кто-то просто отломал и унес.

Очень быстро с перекрестка исчезла и «семья», отправленная, как мы выяснили, на реставрацию. Реставраторы изготовят, вероятно, новую черную собаку и вернут группу на перекресток.

Пострадали за последний год и другие псевдопамятники города.

«Мальчику, продающему газеты» (улица Матросова) сначала оторвали бровь, потом повредили костюм, а затем он остался и вовсе без головы.

Его тоже увозили на реставрацию, после чего вернули на место, где он сейчас и стоит – пока еще целый. У черного «художника», стоящего с черным мольбертом у музея имени Николая Рериха на улице Ленина, очень скоро вырвали из руки с корнем кисточку. Авторы решили было новую кисточку уж не приделывать, и потому художник как бы рисовал, но в уме, поскольку орудия своего творчества был лишен.

Потом кисточку слепили заодно с рукой, и вырвать ее стало труднее.

Но во вторник ночью «художнику» покрасили лицо красной краской. Понятно, что это вандалы, понятно, что то, что они делают, нехорошо, но у такого поведения должны быть и какие-то мотивы. Более глубинные, чем простое хулиганство. В то же примерно время, когда все это происходило в Ульяновске, народ громил так называемые артефакты в городе Перми, который экс-губернатор Олег Чиркунов задумал превратить в культурную столицу. У Чиркунова был бзик, что через культуру он сможет поднять край. В Пермь был приглашен из Москвы известный, в том числе известный и скандально, галерист Марат Гельман, после чего столица края оказалась тоже утыкана человечками, но не черными, как у нас, а почему-то красными. И их тоже очень быстро начали калечить, а другие гельмановские изобретения народ принялся по ночам поджигать. После ухода Чиркунова новый глава региона, Виктор Басаргин, проект культурной столицы фактически свернул, заявив, что в крае в первую очередь нужно поднимать село и сельское хозяйство. Команда, приехавшая в Пермь вместе с Гельманом, разбежалась.

Народ и в Перми, и у нас чувствует, вероятно, фальшь этих «модернизационных» проектов и отличает, надо сказать, подлинные культурные объекты от суррогатных. Наши черные и пермские красные человечки – это суррогат и символ лживости властей. Народ устал от нескончаемого пиара идей, которые одна бредовее другой. Устал наблюдать, как чиновники, эти взрослые дяди и тети, часами и днями рассуждают о какой-нибудь белиберде, в то время как население бьется над вопросами, где найти работу с более-менее приличной зарплатой, не три-пять тысяч рублей в месяц, а хотя бы десять тысяч. Ведь и в римском «Хлеба и зрелищ!» первым идет хлеб и только потом – зрелища. А когда наши власти пытаются впаривать наоборот, народ ломает черных суррогатных собак и глумится над черными суррогатными человечками. Чем может, одним словом, тем и отвечает.

Артур Таниев