Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые представители народной власти России!
Уважаемые государственные мужи и политики России!

Испытывая глубокое беспокойство и печаль по сохранению целостности России и её фундаментальных ценностей, призываем вас обратить внимание на бедственное положение русского языка и русской литературы в школьном образовании национальных республик нашей страны, а также подспудно зреющую межнациональную напряженность из-за принятия региональных законов, не пользующихся поддержкой большинства населения, и исправить это неестественное положение.

Об этой проблеме каждому из вас известно вполне, поскольку писано тысячи обращений и статей, говорено без счёта на самых разных уровнях.
Вынуждены констатировать факт, что, несмотря на запись в нашей Конституции «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ст.6 п.2), русские и русскоязычные дети, живущие в национальных республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в национальных республиках России.
1. В русскоязычных школах Татарии, Башкирии и других национальных республик приняты без согласования с родительским сообществом учебные планы с сокращенным (лишь с базовым уровнем) изучением русского языка. В русскоязычных школах на остальной территории России учащиеся имеют право и изучают русский язык углубленно. Нашим же детям приходится дополнительно заниматься с репетиторами.

2. Несмотря на абсурдность фактического положения, до сих пор в России русский язык не имеет законодательного статуса «родной язык». В то же время, в ряде республик, как например, в Республике Татарстан, родным для всех принудительно «назначен» татарский язык, ведь во всех без исключения школах здесь реализуется план обучения для детей «с родным нерусским языком обучения», т.е. как для татарских национальных школ, с минимальным количеством русского языка и литературы, но по 5-6 уроков татарского языка в неделю в течение 11 лет. Принудительное обучение татарскому языку введено сейчас и в детских садах Республики Татарстан – для малышей всех национальностей и без согласия их родителей. В остальных регионах такое обучение без согласования с родителями не практикуются.
3. Учащихся национальных республик, вопреки их желаниям и потребностям, независимо от наличия или отсутствия языковой среды, законодательно принуждают изучать государственный язык республики. Учащихся других регионов не принуждают изучать национальный язык, который ими не востребован.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые государственные мужи, политики, законодатели!
Как вы думаете, чем отличается ученик третьего класса села Покровка Спасского района Татарстана от ученика третьего же класса села Покровка Борского района Самарской области?
Тем, что учащийся села Покровка в Татарстане не имеет права обучаться в своей русскоязычной школе по учебному плану для школ с русским родным языком обучения. Здесь русский и литература изучается лишь 5 часов в неделю, а не 9, как в Самарской области. И он не может отказаться от изучения татарского языка, который ему никогда не пригодится и всё «изученное» на этих уроках вскоре забудется за ненадобностью, не говоря об отсутствии желания и мотивации изучать татарский язык, о не раз пережитых негативных чувствах по этому поводу.

А вот ученик 3 класса села Покровка Самарской области может изучать русский язык в полном объеме, и никто никогда не заставит его изучать ни один иной национальный язык, пока он сам или его родители этого не захотят.
Можно ли сказать, что маленький гражданин РФ, живущий в селе Покровка РТ, имеет те же права, что и маленький гражданин РФ, живущий в селе Покровка Самарской области? Можно ли сказать, что несовершеннолетний гражданин РФ, которого законодательно принудили ежедневно, в течение 11 лет, изучать некий неродной и не полезный ему язык, сократив при этом часы на изучение его родного и одновременно очень нужного в жизни языка, проникнется уважением и любовью к этому некоему языку, а также, его носителям, или у него появятся другие положительные и радостные чувства? Нет и нет.

А кто спросил об этой печали у миллионов русских и русскоязычных школьников национальных республик России и их родителей? Кто прочёл и услышал этот плач, в том числе, в Интернете (ведь на официальные письма не реагируют, отправляя их для разбирательства обратно в регионы)? Кто сделал вывод об эскалации межнациональной напряженности, созданной буквально на пустом месте непродуманными законами, принятыми однобоко представленными региональными депутатскими корпусами без согласования с народом? Пока – никто.
И дело – не только в том, что в творческих союзах писателей национальных республик русские секции представлены убогим числом литераторов, которые должны были бы воспевать родной край не только для «титульных», но и для русских, русскоязычных, даже в республиках с русским большинством.

Мы, русские и русскоязычные жители национальных регионов России и наши дети, не хотим быть заложниками сомнительных амбиций, которые некогда в местные законы заложили региональные национал-законодатели, достигшие депутатских тронов на волне неуправляемого «национального возрождения» и «парада суверенитетов» начала 1990-х.
Мы – за единство нашей страны, одним из столпов которого является родной для нас русский язык – язык межнационального общения всех народов России.
Мы – за безопасность нашей страны, одна из основ и скреп которой – русский язык.
И нам не нужна принудительная «мова» в родной России, что по сути привело к тысячам смертей сегодня в братской Украине.
Национальная политика нашего государства должна быть такой, чтобы каждый человек, независимо от места проживания, чувствовал себя полноценным гражданином единой великой страны, а не «потомком колонизаторов», кем в ряде регионов нас пытаются представить деструктивные силы, оказавшиеся в местной власти, противопоставляя «коренному народу». Ведь по Конституции и по Правде – все мы равны.
Россию с русским языком – языком матери для девяноста пяти из ста её граждан, и абсолютно для всех – языком Родины – нам передали в наследство наши предки, столетиями хранившие мир между всеми её народами. И мы, всей душой желая сберечь каждому, даже самому малочисленному народу России, его культуру и язык, хотим, чтобы это же было позволено нашим детям.

От Республики Башкортостан:
Председатель Комитета по образованию и языковой политике Собора Русских Башкортостана В.П. Афанасьев
Председатель Совета региональной общественной организации православных родителей и педагогов Республики Башкортостан Л.Х.Калинина
Организатор, первый председатель Союза башкирской молодежи Р.Ш.Баимов
Администратор интернет-сообщества родителей школьников Башкирии «Образование и русский язык в школах Башкирии» Г.Н. Лучкина
От Республики Татарстан:
Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КАИ М. Ю. Щеглов
Сопредседатель Многонационального движения РТ «Согласие», профессор В.А.Беляев
Член Союза писателей СССР и России, член СП РТ, заслуженный деятель искусств РТ Л.А. Кожевников
От республики Бурятия:
Председатель РОО «Учителя Бурятии» Г.И. Федик
Координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка И.А.Гнеушева
От Республики Коми (Воркута):
Предприниматель, общественный деятель, координатор родительского движения за добровольное изучение языка коми А.В. Былина
Общественный деятель, экс-депутат Госсовета Коми Н.Е. Радостева
Поддерживаем данное обращение:
Михаил Делягин, российский экономист, публицист и политик. Действительный член РАЕН, доктор экономических наук (1998). Директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации». Москва
Константин Крылов, русский философ, публицист, журналист, общественный и политический деятель. Москва
Владислав Русанов, доцент Национального технического университета , заместитель Председателя правления Союза Писателей ДНР, писатель. Донецк
Юрий Юрченко, военный корреспондент, поэт, драматург, актер Театральной ассоциации «Les Saisons Russes». Париж.
Наиль Хазрат Гарипов, председатель Центра исламской культуры, «Иман». Казань
Линар Сафин, председатель военно-патриотической организации «Честь и Надежда Отечества», потомок татарских мурз Бурнаевых. Казань.

Читайте далее