Село Новосурское относится сейчас к Коржевскому сельскому поселению. Село расположено в 52 км. к северо-западу от райцентра Инза и в 8 км. до центра сельского поселения Коржевка, на правом берегу реки Суры, в месте впадения в неё реки Талы. Высота центра населённого пункта — 100 м. Соседние населенные пункты – деревня Бахметьевка на северо-востоке, село Дракино на юге, село Коржевка на юго-западе. С северо-запада село омывается рекой Сура, а с юго-запада рекой Тала.
Имеется несколько версий по названию села. Вероятнее всего название произошло от русского слова «Куна». Во-первых,этим словом назывался дорогой мех куницы, кстати обильно водившейся в местных лесах, Так же слово «Куна» имело значение денежной единицы на Руси. «»Как денежная единица Древней Руси куна составляла 1/25 гривны в X—XI веках, 1/50 гривны до начала XV века. Сложилась «кунная система»: 1 куна = 2 г серебра = 1/25 гривны = 2 резанам = 4—6 веверицам. Денежная единица куна просуществовала до XIV в. и исчезла из употребления в связи с появлением новой денежной единицы – деньги. В пользу второй версии говорит о явно торговое предназначение этого села, с одной из старейших пристаней на реке Сура.
Село было переименовано в Новосурское в 1927 году.
Дата основания села относят либо к концу XVI, либо к самому началу XVII веку. До 1622 года село принадлежало помещику Пушкину, затем перешло к князю Ромодановскому.
Но по данным «Топографическое описание Симбирского наместничества. 1780 г.» (Т.Г. Масленицкий) в селе Кунеево имеется замшевая фабрика «принадлежащая московскому 1-й гильдии купцу и фабриканту Ивану Пивоварову, при ней рабочих людей 130 человек. Сработанные вещи отвозят на продажу в Москву материалы покупают в селениях губернии сей.». Стоит отметить, что Кунеево отмечается именно как село, то есть в том момент времени здесь уже существовал храм.
В начале XVIII века село принадлежало графу Владимиру Григорьевичу Орлову, одному из влиятельнейших царских вельмож и числилось здесь в 1797 году 415 крепостных. В 1827 году граф Орлов переселил своих крепостных крестьян из с. Кунеево Карсунского уезда на Кунью Воложку, в Ставропольский уезд, где была создоно село Кунеевка. В XX веке Кунеевку сначала переименовали в п.г.т Комсомольск-на-Волге, а позднее посёлок вошёл в состав Тольятти. Сейчас это Комсомольский район. Следует отметить, что вероятнее всего была перемещена только часть сельчан, поскольку и до сих пор прослеживаются родственные связи среди жителей этих сел.
По данным Артемьева А. И. «Симбирская губерния 1859 г», в 1859 году в селе Кунеево числятся только удельные (государственные) крестьяне. Имелось 57 домов, мужчин – 245, женщин – 278, а также числится церковь православная и пристань.
В 1883 году уже насчитывалось 114 дворов (308 муж, 348 жен.), а в 1900 году -135 дворов (422 муж. 434 жен.)
В 1996 году в селе оставался 221 житель.
Помимо упомянутого замшевого производства, в селе было хорошо развито изготовление рогожной и циновочной ткани, из которых здесь же шились кули ( или мешки ). Это производство было сильно востребовано, учитывая, что в Кунеево была крупная торговая пристань.
Однако основным занятием населения было всё же сельское хозяйство. Здесь выращивались рожь, пшено, гречиха и прочие культуры. Однако сохранилось множество воспоминаний, что местные жители часто находились на подработках, поскольку местные земли были не сильно урожайными.
Одним из промыслов, которым было занято почти всё местное население, была рыбалка. Основной вылавливаемой рыбой в дореволюционное время был судак. Впрочем, желаемыми рыболовными трофеями были стерлядь и белорыбица. К промысловым рыбам относились и налим, щука, сом, лещ. Весной велся активный вылов карасей, которые попадали в Суру после разлива реки и затопления множества пойменных озер. Жители села применяли особый вид вылова рыбы из Многочисленных заливных озер. Они прокапывали канаву до Суры и спускали воду, перегородив место слива сетями. Оставшуюся рыбу собирали из грязи. На следующий год озеро при разливе вновь заполнялось водой и рыбой в половодье. Рыбный промысел давал довольно большие доходы, поскольку большинство рыбы реализовывалось в Нижнем Новгороде. Так стоимость сурской стерляди составляла от 10 до 60 коп.серебром за фунт, что было дороже волжской стерляди в 1,5-2 раза. До последнего времени жители села занимаются рыбной ловлей, расчертив между собой районы лова на Суре. ( хотя это и браконьерство)
С старинных времен сохранилось детское дразнилка : «чакушки-лягушки», поскольку все кунеевцы очень хорошо плавали и всегда были на воде. В любви к рыбалке можно отметить даже местных жителей: еще в начале века можно было легко встретить бабушку с удочкой на берегу Суры.
Когда был построен первый Православный храм доподлинно неизвестно. Первые упоминания относятся к 1780 году, но большая вероятность, что первый церковь была построена значительно раньше. Новый деревянный храм был построен в 1880 году прихожанами. «Престолов в нем два: главный (холодн.) во имя Святителя и Чудотворца Николая и в приделе (тепл.) во имя Архистратига Божия Михаила. Церковной земли: ? дес. усадебной, 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома: для священника общественный, у псаломщика собственный. Жалованья от казны: священнику 300 р. и псаломщику 100 р. Прихожан: в с. Кунееве (н. р.) в 135 двор. 422 м. и 434 ж.; в дер. Бахметьевке (Сосновочка, при р. Суре, в 1 вер.; н. р.) в 28 двор. 72 м. и 80 ж.; всего в 163 двор. 494 м. и 514 ж. Церк.- приход. школа существует с 1884 г.; помещается в собственном здании.» ( Н. Баженов, СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА ,(Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год), Симбирск). Однако, после пожара 1923 года, храм полностью сгорел, и прихожане построили новую деревянную церковь с теми же приделами. При советской власти из церковь переделали в Новосурскую школу, просуществовавшую до начала 2000-хгодов. Сейчас здание храма брошено.
Во время репрессий на служителей культа был расстрелян бывший священник местного храма Николай Зотович Травкин (1868 года рождения, служил с 16 сентября 1909 г по 23 марта 1916 года, расстрелян 17 февраля 1938 года, в Ульяновске. )
Главной достопримечательностью села является Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, который является объектом культурного наследия, но по прежнему разграбляется.
Около храма, во дворе бывшей школы установлен памятник воинам погибшим в ВОВ, в списке которого значатся жители села Новосурское и деревни Бахметьевка. В списках Объектов Культурного наследия не числится.
На въезде в село сохранилась часть брусчатой дороги старинного торгового тракта.
В селе имеется несколько старинных деревянных домов, украшенных прорезной резьбой на наличниках, входных дверях и крыше. Однако наибольший интерес представляет пара домов, крыша которых выложена деревянными липовыми дощечками, поскольку и технология изготовления такого рода крыш, и действующие образцы все утрачены.
От старинной пристани, и моста через Суру ничего не осталось. Сохранились останки старинного деревянного моста через реку Тала, рядом с новым бетонным мостом.
В селе имеется продовольственный магазин, до последнего времени существовал клуб.
сельчанин
Если есть магазин значит есть все таки там и люди.Как они там живут.Может помочь им чем то надо. Что то автор ничего о них не написал.
Люди В Ульяновской области
должны жить хорошо и достойно, даже в таких населенных пунктах, где совсем нет производства и нет работодетелй. Поэтому Инзенской службе занятости совместно с соцзащитой ” пройтись” нужно по жителям села. Сейчас соцзащита может дать немного денег малоимущим что бы они приобрели молодняк животных и корма и произвели эту продукцию для себя. Это значительно эффективнее, чем просто дать денег. а если житель пенсионер и пенсия нищенская. то для них лучше всего подойдет проект мясной сертификат. сдесь денег побольше. так как они не только бюджетные но и частные, да и эффективность их использования значительно выше, выше будет и социальный эффект. Макараву и Кузнецову продвинуть надо эту идею именно в год Добрых дел и люди вам скажут спасибо.
Предложение Инзенцам
неравнодушным, инициативным с несколько необычным нестандартным экономическим и социальным мышленияем по созданию условий для самостоятельно выхода людей из трудной жизненной ситуации,проживающим в подобных населенных пунктах.Пусть ваши социальноориентированные НКО попросят грант тысяч 600 для создания веменных рабочих мест по производству животноводческой продукции домашним способом производства и выступят в качестве работодателя. Заявят в Центр занятости 9 вакансий рабочих мест по профессии: рабочий по уходу за животными характер работы надомный. Это типа самозанятости, но на 30 тыс приобретается молодняк животных и корма, а 30 идет на оплату работника в период временного трудоустройства. Схема выстроена таким образом, что через производство продукции, часть средств снова возвращается к работодателю. для того что бы он мог создавать рабочие места уже для других работников. То есть бюджетные средства распределяются между работодателем, работником . бюджетом и теми кто кредитовал рабочие места.Заполняться эти вакансии или работодатель отклонит кадидатуру работника это не так важно, важно что есть работа в любом населенном пункте. И если эти вакасии не будут заполнены та значит у вас в Инзенском районе нет людей кто сам хочет выйти из в трудной ситуации. я имею ввиду в селе.