Автозавод рискует обанкротиться, потому что собственник оставил его один на один с кредиторами

Первым крупным предприятием реального сектора, которое не переживет текущий экономический кризис, скорее всего, окажется Ижевский автозавод. «Новая» уже рассказывала о том, что город живет исключительно слухами о скором увольнении пяти тысяч сотрудников автозавода — для локального рынка труда это катастрофа. Надежда на исправление ситуации, строго говоря, была одна и сводилась к перспективам покупки ИжАвто АвтоВАЗом. Теперь надежды нет: сделка с высочайшей долей вероятности не состоится, не в последнюю очередь потому, что недавно предприятие уже было перепродано — без лишнего шума.

Сегодня контрольный пакет де-юре находится в руках никому прежде не известных фирм (см. документ). Впрочем, менеджмент завода утверждает, что за «Норексом», «Гроссом» и «Иж-Комплектом» стоит он самый, менеджмент (без детализации по персонам). А ведь судя по отчету за IV квартал прошлого года, предприятие принадлежало структурам, аффилированным с группой компаний «СОК». Получается, что в сложнейшей финансовой ситуации менеджмент не только взял в свои руки конвульсирующее предприятие, но и нашел для этого соответствующие ресурсы. Впрочем, если верить прессе (на официальный запрос редакции гендиректор ИжАвто г-н Добындо не ответил), то расчет производился не живыми деньгами, а… автомобилями на сумму $200 млн.

Комментируя этот факт, аналитик банка «Траст» Андрей Петров сказал «Новой», что «неясны параметры сделки, при которых новые акционеры ИжАвто в лице менеджмента завода должны будут рассчитываться за акции автомобилями на сумму 200 млн долларов. Если эти машины будут списаны с завода, то это очень похоже на вывод активов».

И в любом случае это похоже на попытку уйти от расчетов с кредиторами. Так, в четверг ИжАвто уже допустило технический дефолт по облигациям на сумму, близкую к 2 млрд руб. Банкам же ИжАвто должно выше 11 миллиардов рублей, в том числе Сбербанку — 8 млрд. Кстати, он выступает номинальным держателем контрольного пакета ИжАвто. Таким образом, логично предположить, что этот пакет может быть объектом залога (пресс-служба Сбербанка воздержалась от комментариев на эту тему, не ответив на запрос «Новой»). В случае банкротства предприятия именно Сбер, исходя из соотношения цифр, будет главным претендентом на основные активы ИжАвто. Проблема в том, что они ему вряд ли нужны.

Банкротство, кстати, выглядит вполне логичным итогом развития ситуации, тем более что сделка с «перепродажей» завода только приблизила развязку. «Я думаю, что у группы «СОК» сейчас недостаточно ликвидности для того, чтобы поддержать ИжАвто, — говорит Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь». — И если бы группа «СОК» действительно продала пакет акций ИжАвто, то, скорее всего, эта сделка была бы направлена на то, чтобы группа «СОК» могла дистанцироваться от этого проблемного актива, чтобы банки — кредиторы ИжАвто не смогли бы предъявить претензии к группе».

Такое поведение СОКа едва ли можно назвать социально ответственным, а его менеджмент — эффективным. Конечно, не они одни перебрали кредитов в тучные годы, но и в такой ситуации можно вести себя по-разному. Можно попытаться найти общий язык с кредиторами, тем более что им самим меньше всего нужны «плохие» долги, а уже тем более — залоги, с которыми не знаешь, что и делать. К тому же Сбер как государственный (по форме собственности и по идеологии) банк вполне мог бы предложить лояльную схему реструктуризации, раз уж на кону стоят рабочие места более чем пяти тысяч человек.

Можно, конечно, и продать актив, с которым сам не совладал, стратегическому инвестору. Сделка с АвтоВАЗом, в общем, и была бы шагом в этом направлении. Но она, по всей видимости, сорвана, и вовсе не по вине потенциального покупателя.

СОК предпочел наиболее жесткий выход из ситуации: забрать ликвидные активы, оставив головную боль в виде неподъемных долгов третьим лицам, и уйти из Ижевска.

Впрочем, вся история бизнеса группы мало связана с ответственностью, в том числе и социальной. Несмотря на то что в СОК входит большое количество предприятий в Поволжье, называть этих людей производственниками можно с большой натяжкой. Вся идеология соковцев всегда была построена исключительно на контроле над финансовыми потоками, зачастую — не слишком прозрачными. Как только Ижевский завод перестал этот поток генерировать, СОК его без промедления сдал.

Впрочем, у группы все меньше интересов остается в родном для нее Поволжском регионе. Потому что регион все больше переходит под влияние госкорпорации «Ростехнологии», а она к своим финансовым (читай — государственным) потокам не допустит ни СОК, ни кого бы то ни было еще.

Зато появился новый регион, где соковцы по идее могут чувствовать себя вольготно. Это Южная Осетия.

Республика и до войны с последовавшим признанием независимости со стороны России не отличалась финансовой прозрачностью. Теперь там и вовсе черная дыра. Что косвенно подтвердил и сам президент Эдуард Кокойты, отметивший в одном из интервью, что фирмы, работающие над восстановлением республики, завышали сметы на величину до 20 раз. Между тем только из российского бюджета на восстановление Южной Осетии выделено 10 млрд руб. А есть ведь еще средства осетинской диаспоры в России.

Кстати, влиятельным членом этой диаспоры считается и глава группы СОК Юрий Качмазов, по мнению французской газеты Le Monde, «один из самых скрытных предпринимателей России». О степени его влияния в самой республике можно судить хотя бы по тому факту, что Эдуард Кокойты публично называет его своим другом и признается, что обратился к нему за помощью, а именно за специалистами, способными усилить местную власть. Что-что, а это СОК умеет. По оценкам все той же Le Monde, «атмосфера на ИжАвто была как в тюрьме: рабочих постоянно обыскивали, а охранник сломал одной из сотрудниц запястье лишь потому, что она замешкалась с предъявлением пропуска».

Такие специалисты-«соковцы» моментально нашлись. Например, нынешний глава администрации президента Южной Осетии Александр Большаков в свое время занимал высокие посты на подконтрольных СОКу ОАО «Завод «Автоприбор» и Димитровградском автоагрегатном заводе, а его заместитель по работе со СМИ Лев Павлючков был помощником сенатора от Ульяновской области г-на Шиянова, экс-президента группы «СОК».

Правда, с господином Пантелеевым, назначенным было министром финансов РЮО «по рекомендации» товарищей из СОКа», вышел конфуз. Он так и не приступил к исполнению своих обязанностей. Как пояснил Эдуард Кокойты, испугался объема работы. Это десяти-то миллиардов?

Впрочем, позиции СОКа крепнут в республике и без Пантелеева. Опыт, накопленный группой за последние десять лет, вполне подходит для работы в «экстремальных» ситуациях.

Что же до Ижевского автозавода, то его, видимо, ожидает неминуемое банкротство. Сложно предположить, что государство даст ему окончательно исчезнуть. Социально ответственный собственник рано или поздно найдется. Но этот сценарий в любом случае предполагает роспуск трудового коллектива и полную остановку производства на неопределенный срок.

Справка «Новой»

Группа компаний «СОК» объединяет 42 предприятия в 23 регионах РФ, сконцентрированных преимущественно в Поволжье, в том числе SOKIA (официальный дистрибьютор KIA Motors), ОАО «Волгомост», «ВАЗинтерсервис», завод «Автосвет», «Освар», Димитровградский завод светотехники, «Кинельагропласт», «Мотор-Супер», Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский автоагрегатный завод и др.

Годовой оборот примерно равен $2 млрд.

Группа поставляет 37% автокомплектующих для АвтоВАЗа. 59% выручки группы приходится на автокомпоненты, 34% — на автомобили, еще 7% — на прочие виды бизнеса.

Основной бенефициар — Юрий Качмазов.

С момента активного вхождения группы в бизнес АвтоВАЗа в 1997 г. ее деятельность активно связывают с различными скандалами, в том числе имеющими криминальный оттенок.

С 2000 года группа «СОК» активно участвует в различных политических проектах. В 2004 г. группа «СОК» приняла участие в выборах губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Ряд топ-менеджеров группы заняли посты в правительстве. Один из них, Рустам Шиянов, был избран в Совет Федерации от Ульяновской области.

Правда, в области группа позиции утратила. После того как ее возглавил г-н Артяков, близкий «Рособоронэкспорту», группа избавилась от многих «непрофильных» активов в Ижевске, Димитровграде, Ульяновске, Самаре.

Прямая речь

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин:

— Велика ли вероятность банкротства ИжАвто?

— На мой взгляд, велика. У завода нет главного — продукта, который мог бы решить его экономические проблемы, зато есть большое количество обязательств.

— ИжАвто по-прежнему интересен АвтоВАЗу?

— В том виде, в котором сегодня ИжАвто — с большими долговыми обременениями, он не представляет стратегического интереса, поскольку у всех сейчас проблемы. И технологически сделку сложно осуществить.

Ренат Хисанов