Выставка «Ностальжи», посвященная послевоенной эпохе России, демонстрируется в Музее народного творчества.

«Героями» выставки стали предметы, никогда не считавшиеся произведениями искусства. Более того, их присутствие в доме нередко воспринималось как признак мещанства: фарфоровые статуэтки из буфета, трофейные фотооткрытки, гобеленовые надкроватныё коврики. В нищих послевоенных интерьерах коврики с тривиальными сюжетами и штампованными пейзажами часто занимали почетное место. Как и фотооткрытки, которые любовно украшались голубками и цветами из

фольги. А рядом с посудой, доставаемой из буфета только по праздникам, стояли забавные зверушки, нарядные барыньки, герои сказок, фигурки людей разных национальностей в народных костюмах. Лет двадцать назад автора подобной экспозиции могли обвинить в дурном вкусе, но за последние пять-шесть лет это уже третья выставка, где наивный и очаровательный советский фарфор становится главным действующим лицом. Без этого кича сложно представить советскую эпоху, как сложно и представить, что хозяева этих коллекций могут расстаться с ними, хранящими теплые воспоминания.

В Советском Союзе тиражировались сюжеты, заимствованные из трофейных ковриков -с сельскими пейзажами, европейскими домиками, а также «переносились» на ткань общеизвестные картины вроде «Трех богатырей», «Охотников на привале». На выставке есть и трофейный коврик-подлинник, привезенный из Германии, с нетипичной темой – птицей-тройкой Гоголя. А вот фарфоровых статуэток в фондах музея нет, и все они – более 80 штук – предоставлены для выставки ульяновскими коллекционерами. Оказалось, что жители нашего города сохранили образцы фарфоровых скульптур практически всех заводов фарфоровых изделий бывшего Советского Союза – Ленинградского, Дулевского, Дмитровского и других.

Анна ШКОЛЬНАЯ