Утверждена и вступила в силу программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован в выпуске официальной городской газеты «Ульяновск сегодня» от прошлого вторника и там много действительно интересного. Документ будем публиковать фрагментами, касающимися конкретных направлений развития. В первой публикации мы рассматривали: социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска. Сегодня – характеристика работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока. Трамвай Первая трамвайная линия Ульяновска была открыта только в 1954 году. К настоящему времени город обладает мощной и разветвлённой трамвайной сетью, охватывающей все основные правобережные районы. Большинство линий проложены на обособленном полотне. Длина трамвайной сети составляет 129,1 км, из них более 70 % (100 км) трамвайного пути находится на обособленном полотне, что способствует эффективному использованию трамвайной сети. Так, на отдельных маршрутах эксплуатируются двухвагонные трамвайные поезда, вместимость которых в час пик используется в полном объёме, несмотря на наличие дублирующих автобусных маршрутов. Город Ульяновск является одним из немногих городов России, продолжавшим строительство новых трамвайных линий и после распада СССР – были открыты три линии общей протяжённостью около 7 км. В двух трамвайных депо имеется 195 пассажирских вагонов. Основу трамвайного парка составляют вагоны чехословацкого производства Tatra T3, построенные в 1977-1988 годах. Вагоны этой модели, хотя и в известной степени морально устарели, отличаются высокой надёжностью и длительным сроком службы. Опыт эксплуатации этих вагонов в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья, показывает, что при должном уходе они способны работать до возраста 40 и более лет. Разными городами и предприятиями реализуются многочисленные варианты модернизации вагонов Tatra 3 с продлением срока службы, в том числе с установкой современного энергоэффективного электрооборудования, частичным изменением внешнего вида вагона и так далее. В Ульяновске был модернизирован только один вагон, но, несмотря на положительную оценку, работы не были продолжены. В 2018 году в Ульяновск поступили 30 вагонов 71-619К, построенных в 2001-2005 годах и 11 вагонов 71-153. Парк трамваев следующий: Tatra T3SU – 92 ед. (1974 – 1987 г.в.) Tatra T6B5SU – 42 ед. (1988 – 1990 г.в.) 71-608КМ – 1 ед. (1995 г.в.) 71-619К – 30 ед. (2001 – 2004 г.в.) 71-619КТ – 4 ед. (2008 г.в.) 71-619А – 15 ед. (2012 г.в.) 71-153 (ЛМ-2008) – 11 ед. (2010 г.в.) Как видно из данной статистики, основное количество трамваев старше 30 лет, что свидетельствует о необходимости значительного обновления вагонного парка. В настоящее время в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок жителей города Ульяновска обслуживает 14 маршрутов трамваев, 1 из которых сезонный – № 107, с выпуском на линию 110 единиц подвижного состава (таблица 7. Перечень маршрутов трамваев города Ульяновска). При этом часть из них работает только в утренний или вечерний период с выполнением ограниченного числа рейсов по расписанию. Так, в постоянном ежедневном режиме со стабильными интервалами в течение всего дня работает только 8 маршрутов, из которых 5 работают до 21.00 и позднее.
Оплата проезда в трамваях возможна за наличный расчёт и с помощью электронного кошелька Транспортной карты жителя города Ульяновска. Также действуют проездные месячные билеты для граждан и льготные проездные билеты для школьников и студентов. Тарифы на проезд утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 28.03.2019 № 620 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (таблица 8). Троллейбус Троллейбусное движение в городе открыто в 1974 году. Построенный тогда в левобережной части города троллейбусный парк до настоящего времени остаётся единственным. Проект предусматривал размещение 50 троллейбусов с возможностью дальнейшего увеличения парка до 100. В 1980-е годы планировалось открыть троллейбусный парк на правом берегу, было начато строительство, однако проект так и не был реализован. В настоящее время территорию строившегося парка занимает торговый центр компании «МЕТРО Кэш энд Керри», а более 90 % трассы проектировавшейся троллейбусной линии обслуживается трамваем. Длина контактно-кабельной сети троллейбуса составляет 68,3 км. Сейчас в Ульяновске эксплуатируется 69 троллейбусов. Состав парка троллейбусов следующий: ЗиУ-682 – 31 ед. (1986 – 1991 г.в.) БТЗ-52.761 – 1 ед. (2008 г.в.) Тролза 5275.07 – 5 ед. (2012 г.в.) Тролза 5275.05 – 7 ед. (2005 г.в.) Тролза 5275.03 – 14 ед. (2013 г.в.) МТрЗ 6223 – 1 ед. (2013 г.в.) БКМ 321000D – 3 ед. (2015 г.в.) ВМЗ–5298.01 – 4 ед. (2006-2008 г.в.) АКСМ 20101 – 3 ед. (2003-2005 г.в.) Маршрутная сеть характеризуется большим количеством дублирующих друг друга маршрутов, многие из которых обслуживаются 1-2 троллейбусами с интервалами 30-40 и более минут. Строительство контактной сети троллейбуса по Императорскому мосту невозможно в связи с тем, что на мосту расположена воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ. Необходимо учитывать перспективную электрификацию железной дороги, проходящей по мосту. В 2016 году проводился эксперимент с организацией троллейбусного движения по Императорскому мосту с использованием аккумуляторного автономного хода, однако в реальных дорожных и климатических условиях так и не были реализованы заявленные характеристики по дальности движения на автономном ходу ни одной из трёх испытанных моделей троллейбуса. В частности, ни один троллейбус не показал достаточной для регулярной эксплуатации стабильности при подъёме в стометровую гору от реки Волги в сторону городского центра. В настоящее время в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Ульяновске действует 12 маршрутов троллейбусов (1 из которых не обслуживается) с выпуском на линию 46 единиц подвижного состава (таблица 9). При этом часть из них работает только в утренний или вечерний период с выполнением ограниченного числа рейсов по расписанию. В постоянном ежедневном режиме со стабильными интервалами в течение всего дня работает только 6 маршрутов, из которых только 5 работают до 21.00 и позднее.
Автобусы Сеть автобусных маршрутов регулярных перевозок городского сообщения города Ульяновска состоит из 74 маршрутов, обслуживаемых 18 перевозчиками, 15 из которых – индивидуальные предприниматели (таблица 10).
Более 85 % маршрутов обслуживается перевозчиками (юридическими лицами в частной собственности и индивидуальными предпринимателями) по нерегулируемым тарифам. Один перевозчик, находящийся в государственной собственности – АО «ПАТП-1» (работает как на городских, так и на междугородных маршрутах), обслуживает 11 маршрутов с выпуском на линию до 59 единиц подвижного состава. По итогам 2016 года средний по рабочим дням пассажиропоток АО «ПАТП-1» составил 12 тысяч пассажиров. Основу парка АО «ПАТП-1» составляет городской высокопольный автобус большого класса ЛиАЗ-5256 2001-2010 г.в. Имеющиеся в АО «ПАТП-1» два автобуса особо большого класса используются в летний период на маршрутах, связывающих город с крупными садоводческими товариществами. Городские автобусы большого класса с низким полом отсутствуют. АО «ПАТП-1» в августе-сентябре 2019 года закуплено 22 автобуса среднего класса, из них 11 автобусов для осуществления перевозок в городском сообщении в комплектации «Доступная среда». Большинство автобусных маршрутов АО «ПАТП-1» обслуживается только в час пик. Недостаточный объём фактически выполняемой транспортной работы связан в первую очередь с нехваткой подвижного состава и его неудовлетворительным техническим состоянием. Частные перевозчики выполняют более 90 % транспортной работы по автобусным маршрутам городского сообщения города Ульяновска. Частными перевозчиками обслуживается 63 маршрута. Около половины парка частных перевозчиков составляют различные варианты автобуса малого класса семейства «ГАЗель», заменяемые в настоящее время на микроавтобусы других типов. В сравнении с 2016 годом количество «старых» автобусов марки «Газель» (на 12-14 посадочных мест) сократилось на 372 единицы. На замену привлечено 202 новых, более вместительных, автобуса марки «Газель NEXT» и 93 автобуса марок «Мерседес», «Форд» и других. Автобусы среднего, большого и особо большого класса у частных перевозчиков практически отсутствуют, что обусловлено, в первую очередь, избыточностью маршрутной сети. Согласно данным администрации города Ульяновска, маршрутная сеть города обслуживается 1112 автобусами, из них малого класса – 1041, среднего класса – 26, большого класса – 45, при этом действующая редакция реестра маршрутов предусматривает обслуживание маршрутной сети 1733 автобусами. (рисунок 8). За исключением нескольких маршрутов, обслуживаемых АО «ПАТП-1», все маршруты работают по нерегулируемым тарифам. Для маршрутов, тариф на которых регулируется, стоимость проезда установлена приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.03.2018 № 06-109 «О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ульяновской области» составляет для транспортных средств категории М2 – 20 рублей, М3 – 19 рублей. Пригородные маршруты отправляются от Центрального автовокзала и трёх распределённых по городу кассовых пунктов («Новый город», парк культуры и отдыха «Победа» и «Заволжская»). Центральный автовокзал расположен в Засвияжском районе вблизи пересечения Московского шоссе (а/д Р-178) и улицы Октябрьской; подвоз пассажиров обеспечивается в полных объёмах трамвайными и автобусными маршрутами. Результаты исследования пассажиропотоков Обследование пассажиропотоков проводилось государственным унитарным предприятием «МосГорТрансНИИПроект» на территории МО «город Ульяновск» в 2016 году. Обследование проводилось по маршрутам, обслуживаемым муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» и АО «ПАТП-1». Суммарный суточный пассажиропоток в будние дни составляет 107 772 пассажира: автобусы – 11 846 пассажиров в сутки; троллейбусы – 21 425 пассажиров в сутки; трамваи – 74 501 пассажир в сутки. В выходные дни пассажиропоток сокращается в 1,7 раза – 62 056 пассажиров: автобусы – 3 653 пассажира в сутки; троллейбусы – 17 297 пассажиров в сутки; трамваи – 41 106 пассажиров в сутки. Наиболее востребованными среди трамвайных маршрутов являлись № 2 и № 6. За 2016 год наибольшее число пассажиров в будние дни – 21 962 и 20 290 человек соответственно. Среди троллейбусных маршрутов самым востребованным являлся № 4 – 4001 пассажир в сутки. Пассажиропоток, перевозимый с помощью автобусов, уступает пассажиропотоку, перевезённому электрическим транспортом. Максимальное количество пассажиров зарегистрировано на маршруте № 30 – 3 351 пассажир в сутки. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Николай
84 маршрут вроде уже год обслуживает ИП Букаров, так на табличках написано или нет???
идиоты-терпилы
Зачем дуракам транспорт, если они его не требуют, значит он им не сильно нужен.
У вас скоро пенсии отбирать будут, транспорт им(
*
15ип имеют весь город
Гость
А че как скромно, надо было уж программу с 2120 до 2135 сделать.
очевидец
Всю статью надо было так изложить:реализацию программы перенесли на 2035, трамваи закупать не будут, а директор ПАТП, который депутат, владеет сотней автобусов. И все всем сразу понятно, что и до 2135 даже ничего не будет, тем более пока Морозов с дружками у власти
рашка
9лет после войны прошло
трамвай запустили — путирастам и не снилось.
Местный
В блокадном Ленинграде трамваи запустили, во время войны! Наши ульские “власти” даже в уме не смогут такого представить, не то, что реализовать
Где деньги, Зин
“Суммарный суточный пассажиропоток в будние дни составляет 107 772 пассажира”
Это в деньгах более ста миллионов в месяц оборот, в год около двух миллиардов – горожане плятят за проезд. Деньги не малые
Маршрутки – это нал, чёрный неучтеный.
Очень жаль, что приоритет электротранспорту так и не отдали.
Жулик Сэрж
Данные занижены
…
“Обследование проводилось по маршрутам, обслуживаемым муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» и АО «ПАТП-1».
Т. е это без учёта маршруток…
Леонтьев
Расскажи, как бы ты на электротранспорте добирался с одного берега на другой. Или из центра до югозапада?
Сергей
легко)) поинтересуйся о экспериментов белорусов, они для обкатки троллейбусов на загородной трассе сзади к пепелацу цепляют банальный электрогенератор на прицепе
Wladimir Voronin
“В 2016 году проводился эксперимент с организацией троллейбусного движения по Императорскому мосту с использованием аккумуляторного автономного хода… ни один троллейбус не показал достаточной для регулярной эксплуатации стабильности при подъёме в стометровую гору от реки Волги в сторону городского центра”
Автономный троллейбус не показал “достаточной для регулярной эксплуатации стабильности при подъёме в стометровую гору от реки Волги в сторону городского центра” после того как “грузовая восьмёрка” в апреле 2016-ого сползла, т.к. летать троллейбус – не может.
Wladimir Voronin
“1.11. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры
…
Одним из важнейших мероприятий, направленным на улучшение транспортных связей между левобережной и правобережной частями города, является строительство линии скоростного рельсового транспорта. Маршрут проложен из правобережной части города (Засвияжье – Центр – Север) по новому мостовому
переходу через реку Волгу в Заволжский район. Трасса маршрута предусмотрена как в эстакадном, так и подземном исполнении:
в эстакадном исполнении – вдоль проспекта Ленинского Комсомола, далее по улице Деева и улице Врача Михайлова, Президентскому мосту с выходом на проспект Нариманова и далее вдоль нее до улицы Кооперативной;
в подземном исполнении – от улицы Кооперативной через центральную часть города до улицы Минаева;
в эстакадном исполнении – по улице Минаева, Московскому шоссе, Западному бульвару, улице Пугачева, улице Александра Невского,улице Промышленной, улице Рябикова, улице Хваткова…”
Почему не исполняется “важнейшее”?
очевидец
Это все хорошо, но зачем нам метро по такому маршруту? Куда на нем люди ездить будут? Надо не просто соединять два района, необходимо учитывать пассажиропоток! Вот отгрохали мощный Юго-Запад, а трамвайной сети нет. Почему бы не продлить пути от вещевого рынка? Сколько денег-то нужно? Копейки.
Wladimir Voronin
“…зачем нам метро по такому маршруту? Куда на нем люди ездить будут?”
Если основной пассажиропоток из Дальнего Засвияжья и из Нового города до центра будет в любую погоду добираться гарантированно за 20 минут на скоростном трамвае, то десятки нынешних “автобусных” маршрутов на этих направлениях тихо исчезнут навсегда. Улицы станут более свободными и менее загазованными, особенно, в “часы пик”.
Проблема ульского городского общественного транспорта начнёт разрешаться по существу.
Леонтьев
Сказочник, сколько стоит модернизация путей и инфраструктуры под этот твой скоростной трамвай?
Ты понимаешь, что за эти деньги можно сотню Камазовских электробусов купить?
Еще бы метро предложил построить, Варламов ты наш деревенский.
Wladimir Voronin
По сравнению с уже вложенным осталось довложить “копейки”.
Но это не для средних одноизвилинных эффективно-менеджерских умов.
Wladimir Voronin
” 4.1.2. Городской электрический транспорт
…
Текущая редакция Генерального плана (как и проект Генерального плана) предполагает строительство линии городского электротранспорта в эстакадном исполнении в Заволжском районе города Ульяновска с последующим переходом реки Волги по Президентскому мосту (конструкция мостового перехода двухуровневая и предполагает организацию движения рельсового транспорта по первому уровню – рисунок 14) с выходом на проспект Нариманова, далее в подземном исполнении в направлении с севера на юг под центральной частью города и выходом на поверхность в районе улицы Минаева, далее в эстакадном
исполнении в южном направлении до улицы Рябикова. В целях сокращения расходов может быть рассмотрен вариант реализации данного проекта только из Заволжского района города Ульяновска до проспекта Нариманова с подключением к существующей трамвайной линии”
Леонтьев
Новый мост строился за счет бюджета Ульяновска?
Подсказка тебе, сельскому урбанисту, федералы вкладываться в скоростной трамвай не будут.
Леонтьев
Да ты, верно, прикалываешься.
Всего-то?! Строительство эстакады по всему Заволжью?! Подземное исполнение в центре (там подземная река течет, эксперт)?!
А чего так мелко? Давай уж реально метро соорудим на обоих берегах с туннелем под Волгой. Не ограничивай себя в фантазиях.
Леонтьев
//Если основной пассажиропоток из Дальнего Засвияжья и из Нового города до центра будет в любую погоду добираться гарантированно за 20 минут на скоростном трамвае, то десятки нынешних «автобусных» маршрутов на этих направлениях тихо исчезнут навсегда. Улицы станут более свободными и менее загазованными, особенно, в «часы пик».
Под этот твой сказочный трамвай нужно будет отвести ширину улицу, огородив пути с двух сторон. Учитывая ширину улиц в центре города, машины будут двигаться в лучшем случае в один ряд (это если на обочине не запаркованы другие). То есть пропускная способность уменьшится. Никаких более свободных и менее загазованных улиц ты не получишь. Получишь мертвые пробки по всему городу и сотни тысяч недовольных автовладельцев.
ус*тый Навк
Метро не нужно не только в Ульяновске, но и даже в Самаре и Казани, это дорогая игрушка за счет налогоплательщиков. Нужен просто-напросто скоростной трамвай с подземной частью в центре, как в Волгограде. Впрочем, волгоградский метротрам тоже не эталон, нужно смотреть на то, как легкорельсовый транспорт делают в Европах.
Леонтьев
Попустись, дед. В этом “скоростном” метротраме ходят дряхлые Татры. Сам догадаешься о их максимальной скорсоти или подсказать?
Также рекомендую посмотреть на заполненность пассажирами этого метротрама. Яблоку негде упасть, да?
Wladimir Voronin
“Тупой, ещё тупее?”
Манилов
“Давай уж реально метро соорудим на обоих берегах с туннелем под Волгой”
А лучше прозрачный туннель по дну водохранилища без заглубления в грунт.
Прохожий
А где дирижабли и струнный транспорт?
ххх
Могли бы просто написать “с транспортом ж*па”.
Прекрасно видна эффективность местных менеджеров. На самых востребованных маршрутах трамваев меньше чем на гребаном 22. А самый востребованный маршрут автобуса до недавнего времени был закрыт коронным депутатом.
1
Не «автобусы малого класса», а маршрутки.
Пассажир
Про струнный транспорт забыли.
Тоже обещал же…
Вася
С транспортом ПОПА!!!! Из Нового города в центр по утрам приходится в переполненных газельках ездить. Рассадник инфекции! В этих маршрутках более 30 человек набирается при 18 сидячих местах.
Романенко
НЕгоже сравнивать периоды застоя и развития общественного транспорта в Ульяновске без привязки к конкретной экономической ситуации в стране – будет некорректно. Короновирус повлиял, как видим, и на современное положение и планы: администрация области и города вынуждены отказаться от закупки 70 новых трамваев, что за последние 30 лет для Ульяновска и его транспортной системы было бы беспрецендентно.
Судя по выше приведенной таблице, наибольшее число новых трамваев (30) было приобретено в 2001-2004 году, в это же время в 2003-2004 году была построена и последняя(крайняя, надеюсь) трамвайная ветка в городе, на Репино. Ульяновск остро нуждается в обновлении автобусного(магистрального) парка и электротранспорта. Это очевидно и Об этом не говорят только ленивые. Система ПАТП, точнее ее остатки, не отвечает требованиям ни сегодняшнего, ни даже вчерашнего дня – нельзя в городе протяженностью 30 на 30 км. покрывать 80% территории маршрутками. Нельзя. Ибо при НЕразвитости транспортной инфраструктуры МАЛОгабаритный транспорт приводит, точнее привел, к деградации всей системы в целом. Действующая уже в течении 15 лет администрация, к сожалению, при всех своих “амбициозных” планах и намерениях так и не смогла решить ГЛАВНУЮ проблему города. Сорее всего, ее будет решать уже другая администрация города и другое правительство(офис) области.
очевидец
Небольшая поправка: наличие трамваев 2001-2004 годов выпуска не свидетельствует о том, что они закупались новыми. Я не слежу за парком трамваев (Хамло Трамвайное более компетентен), но это именно списанные московские вагоны.
Вполне возможно:
Нам приходилось покупать не только новые, но и “поношенные” трамваи из той же Москвы. Носить обноски 90-х, так сказать. Но закупали при Черныше, в общей сложности, по 10-15 трамваев в год.
очевидец
Кому нам? И когда? Помнится, что московские трамваи передавались бесплатно, может быть, только доставку оплатили, не более.
запросите ТТУ(Электротранс), они вам дадут справку
Вы, Очевидец, радуйтесь тому, что ЛИЗИНГОВАЯ схема сорвалась. Это же +40% к стоимости сделки! Бесплатно трамваи не раздают – раздают барахло, здесь вы правы.
“Эффективные менеджеры” не хуже “опытных хозяйственников” считают деньги – если у них есть возможность покрыть издержки из Федерального БЮДЖЕТА. Практически весь более менее крупный бизнес делает прибыль на БЮДЖЕТНЫХ заказах.
и еще:
Если бы МЫ не дотировали населению гвс и тепло- до 2005 года в размере 50-60%(500-900 млн. ежегодно) – до могли бы КУПИТЬ(!) за это время около 200 трамваев и улучшить транспортную ИНФРАСТРУКТУРУ в разы.
Весь вопрос в том, на что тратятся НАРОДНЫЕ(бюджетные) деньги. Должны бы понимать, очевидец.
Романенко
Голь на выдумки хитра, верно. А голыми бюджеты были вплоть до 2005 года – пока нефть с 20-ти не вскочила на 110.
Жаль, что профукали деньги в период мнимых “инвестиций” в хрен знает что, в дирижабли и в виртуальные струны Ю. Благоприятный период позади. Похоже, и нацпроекты накроются медным тазом. Искренне жаль, что Администраторы и “эффективные менеджеры” так распорядились ресурсом и открывавшимися на ДЕСЯТИЛЕТКУ возможностями.
возражающим:
Вы посмотрите на Фондовую и Налоговую отдачу всех “инвестиций”, вложенных в Портовую и иные зоны так называемого Развития: сколько получила и потратила средств Корпорация УО и сколько возвращается в бюджет в форме налогов. Трехсосенский пивзавод за эти 15 лет стал ЛИДЕРОМ и своих позиций не уступает ни УАЗу, ни Авиастару, ни другим инновационным предприятиям и центрам, в т.ч. НАНО и Ветроэнергетики. Стоило ли вкладываться во все эти игрушки – Может надо было развить Транспорт и Инфраструктуру?
Трехсосенский не уступает
Родионов банкротит завод «Трехсосенский»: в отношении ООО ввели процедуру наблюдения
_https://ulpressa.ru/2020/01/22/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4-%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81/
Goroganin
Не понял). А где стратегия развития транспорта?….. Просто изложение( да и устаревшие сведения) текущей ситуации. Не о чём. Маршрутки, не правильно считать за автобусы. Маршрутки, просто бизнес, который воспользовался плачевным состоянием пассажироперевозок в городе. Запустили их и расслабились, теперь в заложниках у них находится город. Нет у властей города, по видимому, никакого видения, по изменению ситуации.
Андрей
Троллейбусного маршрута №4 давно нет.
старые данные
и 18 трамвая тоже
Зелибоба
И 77 маршрутки тоже.
Новый
Причиной повышения проезда было обновление и покупка транспорта, это втирал МОРОЗОВ. ГДЕ ОН??????????????????
Старый
Вам это альткотельную не напоминает? Те тоже обещают все коммуникации заменить, после повышения тарифа разумеется.
Лох не мамонт, не вымрет, и дураков в России еще лет на сто припасено
Ноунейм
Как насчёт безналичной оплаты в маршруках?
То, что сейчас – это идёт в разрез с цифровой (вашей любимой) экономикой и ущемляет права горожан.
Нет налички – стой под дождём, снегом, луной – жди пока приедет трамвай. Если он не сломался конечно.
Зелибоба
Смеетесь что ли.Какой безнал в этой шайтан-арбе.