Посетители киноклуба «Другое кино» посмотрели скандальную картину Ларса фон Триера.
Киноклуб под предводительством Павла Солдатова пользуется все большей популярностью. Сеансы проходят каждую пятницу в 16.00, в большой лекционной аудитории №440 педуниверситета. Раньше концептуальное кино демонстрировалось в простом кабинете размером со школьный класс, но желающих приобщиться к высокому искусству стало так много, что пришлось искать помещение побольше.
По словам Павла, выбор кинопоказа прошлой пятницы был обусловлен тем, что картина не снискала лавров на Международном Каннском фестивале. Напротив – подверглась осмеянию и была освистана. Причиной послужил вопиющий натурализм фильма – беспрецедентная жестокость и эротика, переходящая в порнографию. При просмотре в Каннах зрители сопровождали видеоряд постоянными комментариями, взрывом хохота. При этом «по крайней мере четырем людям» стало плохо от увиденного (пишут газеты).
Надо сказать, что ульяновские киноманы отреагировали похожим образом. Когда градус жестокости и непотребства стал приближаться к своему максимуму, аудитория №440 наполнилась смешками, а после – откровенным «стебом» едва ли не в полный голос. Человеческий разум отказывался воспринимать увиденное всерьез, происходило естественное отторжение. Многие – и девушки, и юноши – в особо острые моменты закрывали глаза руками или отворачивались. (Говорят, даже некоторые каннские критики, чья профессиональная обязанность – смотреть на экран, не отрываясь, что бы там ни происходило, реагировали точно так же).
Хорошим «противоядием» — и средством от бессонной ночи – стало для собравшихся посмотреть на «Другое кино» постпросмотровое обсуждение, где киноманы сообща постарались разобрать увиденное по полочкам.
Ларс фон Триер снимал этот фильм, пребывая в глубочайшей депрессии. А еще ходил слух о яром женоненавистничестве режиссера. И то, и другое дало повод критикам объявить фильм бредом неадекватного человека – бредом, который даже не стоит пытаться анализировать… Если, конечно, ты – не практикующий психотерапевт. Но когда первый шок прошел, появились люди, которые сказали об удивительной цельности картины, о ее мрачной красоте. Павел Солдатов, комментируя отдельные эпизоды, указывал на реминисценции из итальянского кинематографа, из Андрея Тарковского («Зеркало», «Жертвоприношение»), которому и был посвящен «Антихрист».
Этот фильм вовсе не бред, и не проявление женоненавистничества – он вообще не об этом. И хотя фон Триер говорит о себе как о нерелигиозном человеке (а о религии вообще отзывается нецензурно), любой христианин вам скажет, как точно, как честно, как ярко и как бескомпромиссно показано сатанинское начало в человеке. Антихрист воплощается не только в женщине, но и в мужчине – и в той, и в другом по-своему. Антихрист везде: в природе (которая есть «храм сатаны» — цитата из фильма), в женской необузданной чувственности, в мужской безграничной гордыне, которые приводят к садомазохистскому безумию… и смерти. Мир фильма, как тонко заметил кто-то из участников обсуждения, — вывернутый наизнанку Рай.
«Антихрист» везде и во всем, а вот Бога нет вовсе. Фон Триер руководствовался не Библией – эту книгу ему с детства заменял «Антихрист» Ницше – но, уж не знаю, хотел ли того автор или нет, весь фильм получился по библейским мотивам, только «от обратного», своеобразной иллюстрацией на тему «Что будет, если не соблюдать заповеди Божии». Впрочем, можно ручаться за то, что режиссер-безбожник не вкладывал в свое творение никакой морали. Скорее, можно говорить о том, что он констатирует факт: увы, люди именно таковы. А где искать спасения – и возможно ли оно – неизвестно…
«Антихрист», 2009
Ларс фон Триер
В ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур
Сюжет
Немолодая пара теряет сына, который падает из окна комнаты во время их занятий любовью. Героиня Генсбур лежит в больнице, находясь в тяжелой депрессии. Муж, по профессии психотерапевт, решает забрать ее домой, отказавшись от приема лекарств, но женщине становится только хуже: ее начинает преследовать необъяснимый страх. Пара решает удалиться в лес, в старый дом среди чащи, но по прибытии туда герои погружаются в мир странных символов, в их жизнь проникает безумие и насилие.
Сегодня, в 16:00, в главном корпусе УГПУ, ауд. 440, состоится показ фильма Ивана Вырыпаева «Кислород». Вход свободный.