Мэрия Ульяновска известила общественность о предварительных итогах работы по подготовке школ к новому учебному году. Одновременно с ремонтом школ, который выполнен уже на 70 процентов, идет и подготовка к изменениям в учебных программах. Именно по поводу этих изменений в открытой электронной газете Forum.msk.ru высказал свою озабоченность учитель ульяновского лицея №40 Виктор Егоров.

«…Наши реформаторы, несмотря на светский тип нашей школы и протесты учителей, родителей и здравомыслящей общественности, протолкнули в школьную программу новый курс «Основы православной культуры» (ОПК). С сентября 2007 года этот предмет будет стоять в школьном расписании. Понятно, что за счет других предметов. Будущие учителя ОПК уже прошли курсы переподготовки».

По словам Егорова, учителя в смятении, если не сказать больше. Дело не только в уплотнении учебного процесса – никто не знает, к чему приведет в многонациональном Ульяновске внимание к только одной конфессии.

Власти Ульяновской области и областного центра еще с 2005 года начали говорить о необходимости духовного воспитания молодого поколения и обещали сделать все, чтобы «православие вновь стало оказывать серьезное духовное влияние на развитие нравственных ценностей». Год назад в Чердаклинском районе Ульяновской области открылась первая школа с православным уклоном. Официально она называется именно так, хотя занятия там проходят по принципу факультатива.

В середине июня пресс-служба губернатора сообщила, что в обязательную программу средней школы в Ульяновской области планируется ввести предмет «Основы традиционной культуры». На основе соглашений с епархией и муфтиятами, разработаны программы по духовно-нравственному воспитанию. Как быть с другими конфессиями, ничего сказано не было.

(Окончание на стр. 2)

Весной на городской конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» было объявлено, что с 1 сентября в школах Ульяновска вводится курс «Основы православной культуры», необходимость которого возникла в связи с ростом подростковой преступности и общим нравственным упадком. Постигать новый предмет предстоит школьникам с 1 по 11 классы в режиме сквозного обучения.

В конце мая был издан соответствующий приказ начальника управления образования мэрии. Замначальника управления Светлана Куликова пояснила, что учителя и некоторые родители зря беспокоятся: занятия будут проводиться в факультативном режиме, за счет часов кружковой работы. При введении курса рекомендовано руководствоваться исключительно принципами добровольности выбора этого предмета учащимися и их родителями.

– У многих сложилось впечатление, что мы хотим навязать «Основы православной культуры» и заставить изучать всех, – говорит Куликова, – но это не так. У нас уже давно в школах идут факультативные занятия, где дети изучают татарскую культуру, чувашскую. В этом году ввели курсы изучения культуры народов Поволжья. Поэтому будет выбор: хотят родители – ребенок будет изучать православную культуру; считают, что ему нужен татарский язык, – пожалуйста. Учебники будут только те, которые рекомендованы министерством образования и науки.

Но есть ли, к примеру, учебники основ мусульманской культуры, Куликова ничего не могла сказать. Хотя, по ее словам, если кто-то захочет преподавать такой предмет, возражений не будет.

Тем не менее, новшество не всем по нраву. Так, один из представителей Духовного управления мусульман Ульяновской области, попросивший не называть его фамилии, сказал, что «с детьми надо быть очень осторожными, религия – тонкая психология, а все дети разные – разных национальностей и вероисповеданий».

– Лучше бы преподавали историю религий, – говорит он. – Это любому ребенку будет интересно. Дети поймут, что Бог один, пророки одни, и делить нам нечего.

Председатель Ульяновского объединения предпринимателей Хамза Ямбаев, возглавлявший четыре года религиозную мусульманскую общину в Заволжье, тоже уверен, что в школе можно и нужно вводить курс истории религий, но односторонний уклон недопустим.

– А как быть с другими конфессиями? – спрашивает он. – Россия настолько многонациональная… Боюсь, совершается серьезная идеологическая ошибка. Не надо нарушать ныне не очень устойчивое равновесие.

Заместитель директора областного департамента образования Евгения Моргун сказала, что в обязательном порядке никто эти предметы вводить не будет, не имеют права.

– Только строго на добровольной основе в виде факультативов, – пояснила Моргун. – В Белгородской области пытались обязать, и прокуратура их уже поправила. А в сообщении пресс-службы по поводу обязательности – просто ошибка. И такого не будет, чтобы в ущерб математике давались основы православной или мусульманской культуры. А почему бы не буддийской? Правильней было бы вообще ввести предмет «История религий». Многие люди старшего поколения сожалеют, что такой предмет они не изучали. Между тем, это же огромный пласт культуры.

К варианту изучения предмета «История религий», кстати, более склоняются и в городском управлении образования.

– Наверное, мы еще к этому придем, – говорит Куликова, – просто, может быть, мы сейчас еще не готовы.

P.S.: В управлении образования подготовлен проект городской целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», где проведен глубокий анализ сегодняшнего состояния общества, и резонно сказано, что годы реформ, исключив и развенчав марксистко-ленинскую идеологию (несущую, кстати, те же 10 заповедей в своем варианте), ничего не дали взамен. «Сегодняшний идеологический вакуум – вредный миф, заслоняющий реально работающую потребительскую хищническую идеологию», – говорится в проекте программы. Природа не терпит пустоты, но заменить «снесенную идеологию» нечем. Для возрождения нужны новые ценности и ориентиры. Но где они? Заканчивается программа тем, что в ее осуществлении кроме управления образования участвует Симбирская и Мелекесская Епархия…