В начале недели ульяновцам представили общественника, который должен помочь побороть коррупцию в областном центре. Им стал военный и политический пенсионер Юрий Плужников. Как выяснилось, Плужников был отправлен на коррупционный фронт именно сейчас неслучайно. С начала 2016 года специалисты отмечают в горадминистрации нехорошие тенденции: антикоррупционная работа стоит, скандалы с распоряжением бюджетными средствами гремят, а общественные органы контроля при поддержке чиновников работать перестали.
Хуже, чем при Беспаловой
28 июля в Ульяновске прошел совет по профилактике коррупции, посвященный итогам борьбы со взятками и прочими нарушениями в городе за последние полгода. Заседание оказалось для представителей городской администрации неприятным.
Согласно анализу, который провел аппарат областного уполномоченного по борьбе с коррупцией, в 2016 городские чиновники предупреждением, предотвращением и пресечением коррупционных правонарушений стали заниматься куда хуже, чем это было в начале 2015 года под руководством главы города Марины Беспаловой.
Так, сообщается в информации уполномоченного, в первом полугодии 2016 года в деятельности органов местного самоуправления города не выявлено ни одной зоны коррупционного риска и даже не проведено ни одной проверки по этой теме, хотя в 2015 году за первые полгода их провели четыре. При этом граждане в 2016 году уже 16 раз обращались с жалобами на коррупцию в городе, а в 2015 году таких жалоб было только десять. Но ни по одному обращению в новом году зоны коррупционных рисков проверками чиновников не выявились.
Вообще, рассказал нам помощник уполномоченного Роман Заятдинов, привлечение общественности к борьбе с коррупцией свелась к нулю. Так, муниципальная палата справедливости и общественного контроля фактически не работает уже два года. А общественный совет по профилактике ткоррупции, который возглавлял доктор экономических наук Анатолий Лапин, утратил статус общественного и был заполнен чиновниками. “В совет ввели чиновников, которые должны быть ему подотчетны, а теперь они им руководят”, – отметил Заятдинов.
Не лучше оказалась и ситуация с финансовым контролем и наказанием виноватых в горадминистрации. За первые полгода 2016 года была проведена лишь 21 финансовая проверка, что на 60 процентов меньше уровня прошлого года. Выявлено лишь четыре факта нецелового использования средств бюджета против восьми в прошлом году. Отсутствует системный контроль за использованием городской собственности.
Также не используется практика неотвратимости наказания для ответственных лиц, подчеркнул Заятдинов. Например, после проверки уполномоченного был отстранен от должности директор МУп “Ульяновскэлектротранс”, заведено уголовное дело. Но служебная проверка нарушений в его работе не выявляла, а бывший руководитель МУПа так и не был работодателем оштрафован за выявленные нарушения.
Горадминистрация будто не хочет помогать в противодействии коррупции. Например, рассказал Заятдинов, ульяновцу, обратившемуся с заявлением о нарушениях со стороны “УльГЭС” рекомендовали отстаивать свои права в суде собственными силами.
В итоге Ульяновску дали срок до конца квартала для исправления положения. По словам помощника уполномоченного, руководство города – Сергей Панчин и Алексей Гаев – готовы с ситуацией бороться. Если же улучшений не будет, вопрос о качестве антикоррупционной работы можно поставить по-другому. Уполномоченный по борьбе с коррупцией в регионе Александр Яшин по итогам полугодия и года готовит записку главе региона. А уж губернатор, руководящий областной комиссией по координации работы по противодействию коррупции, может принять меры к отстающим в рамках своих полномочий.
Плужников и его команда
Пока же горадминистрация пытается исправиться. Помочь ей в этом должен в том числе новый особый общественник – представитель уполномоченного по борьбе с коррупцией в Ульяновске. Вообще-то представитель из состава муниципальной палаты контроля был назначен уже давно. Но так как сама палата не работала, представитель своих функций не выполнял.
Назначенному теперь на эту должность Юрию Плужникову поручено много дел: выявление зон коррупционного риска в деятельности горадминистрации, рассмотрение жалоб и обращений граждан, передача вопросов от жителей в городскую и региональную палаты справедливости и общественного контроля, взаимодействие с правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Кроме того, Плужников должен будет выбрать себе помощников – представителей уполномоченного в каждом районе города. Еще в аппарате уполномоченного рассчитывают, что он обеспечит работу общественных советов по профилактике коррупции в районных администрациях.
Пока же у представителя нет своего рабочего места, куда бы граждане могли бы обращаться с жалобами. Как рассказал Заятдинов, этот вопрос будет прорабатываться. Сейчас встретиться с представителем уполномоченного по Ульяновску можно по понедельникам на приемах у самого уполномоченного.
Полтысячи помощников
Плужников – не первый общественный представитель уполномоченного при муниципальных органах власти. Их, оказывается, в регионе несколько сотен – около 470 человек.
Представители, объяснил Заятдинов, есть в каждом населенном пункте. Правда, аппарату уполномоченного не приходится контактировать с каждым. В муниципальных образованиях есть старшие представители, с которыми регулярно взаимодействует уполномоченный.
В ближайшее время представителей у уполномоченного станет еще больше. Антикоррупционные общественники должны появиться при министерствах и других областных органах власти. Тогда число представителей уполномоченного в регионе приблизится к полутысячи.
Напомним, несколько лет назад в областных министерствах начали вводиться должности замов министров, ответственных за борьбу с коррупцией. Сейчас эта практика почти не используется. По словам Заятдинова, активная работа по этой схеме ведется в дорожном департаменте минстроя. В других ведомствах антикоррупционные сотрудники есть, но не на столь высоком уровне. Вероятно, вскоре внутренняя антикоррупционная работа активизируется в минздраве – ведомстве с высокими рисками. Но в аппарате уполномоченного все же ожидают большего эффекта от общественных представителей, которые с контролем должны справляться лучше, чем сами чиновники.