В конце октября Фонд госимущества объявил о начале предпродажной подготовки 14,8% акций СП «Волга–Днепр» (г. Ульяновск), которое в далеком 1990 г. было создано отставным подполковником российских ВВС Алексеем Исайкиным с участием украинских авиаторов и авиаконструкторов. Чтобы довести начатое до логичного завершения, чиновникам Фонда придется немало покопаться в корпоративной истории украинско-российского совместного предприятия.
На сайте группы компаний «Волга–Днепр» в исторической справке о ее основании указано, что в августе 1990 г. учредителями СП вместе с ульяновским заводом «Авиастар» выступили три украинских предприятия — разработчик «Русланов» АНТК им. Антонова, киевский авиастроительный завод «Авиант» и запорожское моторостроительное КБ «Прогресс». При создании «Волги–Днепр» они получили 2, 3 и 1,5% ее акций соответственно в обмен на предоставление россиянам технологий, без которых начало коммерческих перевозок грузов «Русланами» в 90-е годы прошлого века было бы невозможно. «Авиастар» передал СП два принадлежащих заводу Ан-124, получив за это 34% его акций.
Но очевидцы старта компании говорят, что на самом деле участников предприятия было примерно полтора десятка. Одно время 8% ЗАО «Волга–Днепр» принадлежали Росгосимуществу, еще 11% — структурам, связанным с российской военно-транспортной авиацией. Запорожский моторостроительный завод «Мотор Сич» до акционирования также владел более 15% акций ЗАО, которые он получил в обмен на переданные в Ульяновск авиадвигатели.
В ФГИУ «ДС» сообщили, что именно пакет ценных бумаг «Мотор Сичи» или аналогичный процент прав на предприятие Фонд и собирается выставить на продажу. В 1998 г. после акционирования запорожского моторостроительного завода ценные бумаги «Волги–Днепр», которыми располагало это предприятие, отошли государству. А вот права на акции, принадлежавшие другим украинским участникам проекта, ФГИУ потерял. Но эту тему в ведомстве Валентины Семенюк комментировать не захотели.
За прошедшее десятилетие СП пережило, по меньшей мере, два серьезных конфликта. Один из них был связан с разводом супругов Алексея и Лидии Исайкиных. Последняя претендовала на половину совместно нажитого имущества, в том числе ценные бумаги ЗАО «Волга–Днепр». Но президент авиакомпании оставил их себе, рассчитавшись со своей прекрасной половиной недвижимостью и другим имуществом.
Второй конфликт у Алексея Ивановича произошел с владельцем российской группы «Каскол» Сергеем Недорослевым, которому к 2005 г. удалось сконцентрировать 49,8% ЗАО. Известно, что в этом разборе полетов акций авиакомпании фигурировали и ценные бумаги украинских участников. Чиновники ФГИУ вначале поддержали г-на Недорослева, а потом переметнулись на сторону г-на Исайкина, который отсудил у «Каскола» более 30% акций, заручившись поддержкой в высших эшелонах российской власти. Вследствие этих сложных манипуляций президенту «Волги–Днепр» и нескольким его ближайшим соратникам удалось сконцентрировать более 80% акций компании. По данным на начало 2007 г., у ФГИУ было 14,8%.
Теоретически даже на такой весьма скромной доле в СП Украина может неплохо заработать. По итогам девяти месяцев 2008 г. совокупный объем продаж грузоперевозок группы компаний «Волга–Днепр» составил $1,27 млрд (на 75% больше, чем за аналогичный период прошлого года). ЗАО обладает крупнейшим в мире парком тяжелых транспортных самолетов из 11 Ан-124. Координируя свои действия с «Авиалиниями Антонова», которые эксплуатируют еще семь украинских «Русланов», оно фактически доминирует на мировом рынке авиаперевозок крупногабаритных и нестандартных грузов, предоставляя более половины таких услуг. За время своего существования СП приросло инфраструктурой в аэропортах Великобритании, США, Ирландии и других стран. В структуре группы есть пассажирская авиакомпания, СК «НИК» и один из крупнейших в России автоперевозчиков «Волга-Тракс».
Но нашему приватизационному ведомству, которое в начале следующего года планирует заняться оценкой стоимости своей доли в ЗАО, вряд ли стоит рассчитывать на несметные сокровища г-на Исайкина. Источник в «Авиалиниях Антонова», которые вместе с «Волгой–Днепр» создали СП Ruslan SALIS для обслуживания военных перевозок в интересах НАТО и СП Ruslan International Ltd для координации коммерческих перевозок объединенным парком «Русланов», сообщил «ДС», что, по информации российской стороны, с апреля этого года украинский Фонд госимущества не является владельцем какой бы то ни было доли в совместном предприятии, а значит, и продавать нечего.
В пресс-службе ФГИУ эту информацию назвали абсурдной. Однако опасения, что российский менеджмент не горит желанием платить по счетам, вполне реальны. В минувшем году СМИ РФ отмечали, что в процессе реорганизации ЗАО «Волга–Днепр» в ООО материнская компания отказалась от 45 лицензий на перевозку грузов (в том числе опасных и делящихся ядерных материалов) в пользу своей «дочки» AirBridge Cargo, которая непосредственно оформлена на президента «Волги–Днепр» и нескольких его ближайших соратников. Вероятно, та же участь постигла большую часть авиапарка СП и его заграничную инфраструктуру.
Ярослав Дмитренко