«Переаншлаг» случился на минувшей неделе: желающих посмотреть спектакль «Убить Кароля» оказалось так много, что в зале Малой сцены Ульяновского драмтеатра пришлось организовать дополнительные места. На этот редкий шаг администрацию сподвиг тот факт, что другого шанса увидеть спектакль именно в постановке Пензенского театра «Кукольный дом» у ульяновского зрителя не будет.

Хотя пьесы нашего современника, польского писателя и драматурга Станислава Мрожека (а умер он в 2013 году) ставятся не так часто, как, например, пьесы Островского или Чехова, но они уже отвечают определению классических произведений, поскольку актуальны в любые времена.

Обозначив время действия в своем спектакле, режиссер Владимир Бирюков лишь подчеркнул эту актуальность. Голос «дорогого Леонида Ильича» с первой же секунды узнает большинство зрителей.

Практически одновременно появляется намек и на более ранние, сталинские, времена: люди в хирургических облачениях траурного черного цвета, обрабатывающие то ли комнату, то ли операционную при помощи ватных тампонов и пинцетов, – явный намек на «дело врачей» 1948-1953 годов.

Говоря вкратце, сюжет пьесы сводится к тому, что к врачу приходят Внук с Дедушкой, более двадцати лет ожидающим встречи с неким Каролем.

В чем провинился тот человек, неизвестно, но Дедушка твердо намерен застрелить его, а затем и всех остальных Каролей. Проблема со зрением мешает Дедушке рассмотреть «нужного» Кароля, а потому он пришел к окулисту. По иронии судьбы, надев очки Доктора, Дедушка узнает «того самого» Кароля в нем, хотя тот готов показать паспорт с другим именем. Понимая, что проблема не в физиологической потере зрения, Доктор пытается повлиять на душевную слепоту пациента, но это бесполезно. Идея каролизма, как называет автор одержимость Дедушки, доведена до абсурда и поднята выше всех человеческих ценностей.

Любопытно, что в Ульяновске эту пьесу знают и к ней время от времени обращаются.

Так, в 1992 году ее ставил самодеятельный театр «На Дамбе», а с 2009 года она обосновалась в репертуаре театра-студии «Enfant-terrible» (в дилогии «Hemeralopia», отмеченной на театральном фестивале «Лицедей» в номинации «Лучший спектакль»). Особенность пензенского спектакля в том, что, обратившись к метафоре театра кукол, режиссер усилил и заострил саму главную мысль пьесы. Некий человек, появляющийся за дверью, гигант по сравнению с крошечными куклами-человечками, становится символом тоталитаризма силы, способной сломать практически любого. Актеры-«медики», буквально передающие марионеток из рук в руки, – то же самое олицетворение власти, управляющей людьми. К слову, техника вождения кукол у пензенцов на такой высоте, что крошечные персонажи словно живут своей жизнью.

Гениальная находка – воплощение пациента, подвернувшегося под руку Дедушке, в виде плоского манекена для стрельбы: «каролем» может стать любой, он – никто для того, кто служит идее истребления еретиков, евреев, негров, «врагов народа» – в разные времена «каролей» называли по-разному. Да хоть котами, самозабвенно уничтожаемыми Шариковым.

Увы, среди вечных тем искусства, проповедующих любовь, преданность, гуманизм, остается и тема предательства, которая подразумевает и предательство самого себя. В этом сюжете нет положительного героя: под гнетом обстоятельств не может устоять представитель благороднейшей профессии – врач. Только что призывавший к человеческим чувствам, под страхом смерти он становится частью убийственной машины, причем активной. Он не только сдаст первого встречного, но и сообщит о других «каролях» лишь бы оградить себя. И оправдает свой поступок: «Сам виноват: мог бы и не приходить».

«Многое из того, что происходит в мире, – идиотизм, который усугубляется день ото дня», – считал Мрожек. К сожалению, то, о чем писали и он, и Оруэлл, и Кафка, и другие – далеко не художественный вымысел. А предательство всего и вся происходит не только в страшные моменты истории.

Анна ШКОЛЬНАЯ.

P.S. Спектакль показан в рамках 70-го юбилейного сезона Ульяновского областного театра кукол имени Валентины Леонтьевой.