В среду в Общественной палате Ульяновской области прошло заседание экокомиссии, посвященное резко актуализировавшемуся вопросу о ликвидации заброшенного уже 30 лет мазутохранилища на Нижней Террасе. Вопрос, который ульяновские власти не смогли решить за три года, несмотря на готовность федералов выделить на него миллиардное финансирование, обрел новое звучание буквально несколько дней назад — когда после обращений ульяновцев в соцсетях им занялись в Следственном комитете. Пока следователи и прокуратура работают, участники заседания выясняли, кто проворонил возможность получить беспрецедентное финансирование и как собственными силами принять хотя бы минимальные меры для снижения исходящей от заброшки опасности. История с заброшенным мазутохранилищем бывшего Машзавода на Нижней Террасе тянется уже около 30 лет, напомнил глава экокомиссии Общественной палаты Лев Левитас. О масштабах накопленного за эти годы загрязнения «Улпресса» подробно уже писала. Помимо остатков нефтепродуктов от бывшей мазутной котельной, находящихся в том числе на большой глубине, на территории более 6 гектаров за годы накопились десятки тонн привезенных горожанами отходов. Кроме этого, шло подтопление участка из водопровода, из-за чего на территориии образовалось болото с добавлением мазута. Все это находится не где-то на краю города, а в пределах жилого микрорайона, неподалеку от техникума. При этом какого-либо забора или заграждений у опасной территории нет, зато на ней есть и провалы со слоем нефтепродуктов внизу, и полуразрушенные сооружения глубиной в несколько метров. Более того, мазутохранилище находится ниже уровня Волги, воду с этой территории откачивают на ФГУ «Ульяновская дамба», а часть откаченного используется в качестве источника питьевой воды для жителей Заволжья. И просачивание нефтепродуктов в водоносные горизонты может обернуться проблемами с водоснабжением десятков тысяч ульяновцев.
Для начала участники совещания разобрались, каким образом опасный объект дошел до такого состояния. Оказалось, до 2022 года он находился в частной собственности. Причем хозяин участка умер, а наследники вступать в права не планировали. Когда стало понятно, что разобраться с заброшкой можно через нацпроект с выделением федеральных денег, мэрия Ульяновска оформила землю в муниципальную собственность. Для этого пришлось разыскать наследников, убедить их вступить в наследство, а затем передать территорию городу. После этого началась подготовка к финансированию работ по нацпроекту. Мазутохранилище признали объектом накопленного вреда окружающей среде, прошли торги на разработку проекта его ликвидации. Оставалось только провести проект через процедуру оценки воздействия на окружающую среду с общественными слушаниями, получить положительную экспертизу — и ждать федеральных средств и начала работ. По информации бывшего министра природы Гульнары Рахматулиной, на конец 2023 года уверенность, что регион деньги получит, составляла 101 процент:
Теперь же, по информации Рахматулиной, уверенности в финансировании по нацпроекту уже нет. Речь идет о сумме примерно в 1,9 млрд рублей. По данным экс-министра, включенные в нацпроект объекты расписаны до 2030 года и, если ульяновское мазутохранилище исключили из списков, деньги придется ждать еще очень долго. «Улпресса» уже писала, как регион остался без этого финансирования. Сначала общественные слушания проходили с техническими неточностями, из-за которых их не признали действительными. При повторных слушаниях, уже в 2025 году, выяснилось, что требования федерального законодательства к их организации изменились и мэрии Ульяновска необходимо утвердить новый порядок. Но пока документы готовились, истек срок действия самих изысканий, легших в основу проекта очистки — он составлял три года. Причем заранее ни в случае с требованиями закона к организации слушаний, ни в случае с окончанием срока действия изысканий никто из чиновников о временных рамках коллег не предупреждал — об окончании сроков приходилось узнавать постфактум. Кто в сложившейся ситуации виноват, выяснят уже правоохранительные органы. Несколько дней назад в соцсетях распространились кадры с территории мазутохранилища. Глава Следкома РФ Бастрыкин поручил провести проверку, ход которой будут контролировать на федеральном уровне. Свою проверку начала и прокуратура, сообщил на заседании представитель этого ведомства. Более того, по информации участников вчерашней встречи, уголовное дело уже может быть возбуждено — по факту зря потраченных на проект ликивидации 12 с лишним млн рублей. Также прозвучало, что ситуацию с мазутохранилищем проверяли представители федеральной Счетной палаты и результаты аудита тоже передали в правоохранительные органы. Представители власти же пытаются выяснить, можно ли рассчитывать на федеральные деньги. Областное минприроды 1 октября отправило федеральным коллегам письмо с этим вопросом. Депутат Заксобрания Андрей Седов, все это время активно двигающий тему ликвидации мазутохранилища, на следующей неделе намерен лично побывать в федеральном министерстве с этим вопросом. Впрочем, даже если ульяновский объект еще включен в нацпроект, сами работы могут пройти не раньше 2027-28 годов, ведь проект ликвидации надо заново разрабатывать и проводить через ОВОС и экспертизу. Но оставлять мазутохранилище в нынешнем его состоянии невозможно, да этого теперь и не позволят правоохранительные органы. На заседании обсудили, что же можно сделать своми силами. Представитель Управления МЧС по региону Дмитрий Кунаков в первую очередь задался вопросом, почему ситуацию с мазутохранилищем не объявляли чрезвычайной местного значения или не вводили по ней режим повышенной готовности. Это бы позволило выделить региональные финансовые резервы на решение вопроса. В ответ прозвучало возражение, что необходимые средства и в областном бюджете изыскать не получится. Также специалист напомнил, что для подобных объектов необходим план ликвидации аварии и договоры с частными организациями для этих работ, которых у мэрии сейчас нет. Гульнара Рахматулина подсказала, что у мэрии есть целевые «зеленые» деньги, которые можно было бы направить на работы на опасной территории. Как согласились участники заседания, в первую очередь там необходимо провести вырубку, убрать сваленные отходы, ограничить вход на участок, а также перекрыть ямы и другие опасные точки. Правда, каким образом можно закрыть вход на огромную территорию, осталось непонятным. Одна из идей — обойтись без забора, закрыв только проезды. Также было предложено перекопать пути канавами. Чтобы решение вопроса вновь не кончилось разговорами, решено было создать по нему специальную рабочую группу. Депутат Заксобрания Андрей Седов предожил, чтобы она действовала при комитете Заксобрания по природопользованию. ![]() |
|