Многолюдно сегодня было на аэродроме Ульяновск Восточный. Тысячи человек приехали туда, чтобы увидеть авиашоу: показательные выступления парашютистов, высший пилотаж от летчиков-испытателей и чемпионов мира по самолетному спорту, демонстрационные полеты «тушек», «илов», «анов» и «русланов». И все это — один из самых зрелищных пунктов программы нового Международного авиатранспортного форума. В этом году он проходит впервые. Чтобы не конкурировать с подмосковным авиакосмическим салоном МАКС, будет с ним чередоваться.

Корреспондент НТВ Сергей Савин передает из Ульяновска.

Автор одной из декораций уловил суть проблемы: лететь с одним крылом — это об отечественных авиаперевозках. Официальные данные Минтранса: более 80 % пассажирских перевозок в стране осуществляется на самолетах иностранного производства. Государство готово субсидировать закупки отечественной авиатехники.

Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ: «Мы уже дошли до самого дна, дальше падать уже некуда. Все, дальше только вверх».

Таким чистым и праздничным ремонтный цех № 29 не был с момента постройки. Первый Международный авиатранспортный форум проходит прямо в заводских стенах, на аэродроме Восточный, ведь в Ульяновске создана особая экономическая зона — аэропортовая, единственная в России. Регион теперь — центр транспортной авиации.

Михаил Погосян, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»: «Я считаю, что „Авиастар“ будет быстро развиваться, будет центром, который объединит вокруг себя и другие предприятия, которые находятся на европейской территории — Воронеж, Казань. То есть мы рассматриваем это как единый комплекс с центром в Ульяновске».

Самые новые модели пока в пластмассе. Например, изделие 476 — глубоко модернизированный Ил-76. В конце года должны построить летный образец. Следующая — уже совместная с Индией разработка — многоцелевой транспортный самолет. Скорее всего, собирать его тоже будут в Ульяновске.

В натуральном виде — транспортная классика — самые большие и самые грузоподъемные. Сравнения с МАКСом, Международным авиакосмическим салоном, не избежать, но здесь и масштаб иной, и акценты другие, так что форумы друг другу не конкуренты. Напротив, отныне в России большие авиашоу станут ежегодными.

Площадки разделили. Теперь авиафорумы будут чередоваться. По нечетным годам будет проходить салон в подмосковном Жуковском — МАКС, по четным — форум в Ульяновске, МАТФ. В Жуковском — упор на новинки и достижения, в Ульяновске — на проблемы и перспективы развития.

К самолетам-тяжеловесам выстраиваются очереди. И только у «Руслана» никаких заторов. Его салон, похоже, способен вместить всех сразу. Пилотажная группа в первый полет выводит в небе замысловатые рисунки и даже признания в любви. Красиво, как ни посмотри — и с земли, и с воздуха.

Первый авиафорум посетили около 100 тысяч человек, последним на бис на сверхмалой высоте над площадкой проходит «Руслан». Серийная сборка этого самолета-рекордсмена вскоре начнут на заводе «Авиастар».