На заседание за «круглым столом» «Делового обозрения» собрались представители ведущих интернет-провайдеров Ульяновска. Речь шла о технологиях, тарифных планах, доступности интернет-услуг. И о философии Всемирной Сети.
Участники заседания
Юрий Мартьянов, заместитель директора по маркетингу Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком».
Андрей Фролов, специалист по маркетингу РСЦ УФ ОАО «ВолгаТелеком»
Алексей Куницын, технический директор ЗАО «Симбирск КТВ».
Данил Соболев, менеджер по продажам интернет-услуг ЗАО «Симбирск КТВ».
Наталья Козлова, начальник отдела продаж ООО «СимКом».
Александр Бутров, инженер-электронщик ООО «Нетком».
В Ульяновской области используется несколько технологий подключения к Интернету:
– Dial-Up (подключение по телефонному кабелю);
– xDSL (позволяют одновременно пользоваться Интернетом и телефоном);
– Изернет (выделенная линия, когда абоненту проводят отдельный кабель);
– Радиоизернет (подключение по радиоканалу).
Какие задачи решают в настоящий момент ульяновские провайдеры?
Юрий Мартьянов: Можно сказать, что в течение года Ульяновским филиалом ОАО «ВолгаТелеком» осуществлен революционный прорыв в развитии сети передачи данных. За 2006 год в развитие сети вложено в 2,5 раза больше средств, чем в 2005-м. С 45 до 100 увеличилось количество узлов широкополосного доступа на территории области. Значительно
улучшены электрические параметры абонентских кабелей, как магистральных, так и распределителей сетей, что улучшает качество услуг. Не забываем о тарифной политике и о взаимодействии с другими юридическими лицами, в том числе
и с провайдерами.
Андрей Фролов: Наверняка, многие замечают рекламу тарифных планов «J» («Джей»), по которым сейчас предоставляются услуги широкополосного доступа в Интернет для физических лиц. Не отказываемся и от тарифного плана «Гольф-стрим», но у него нет ряда дополнительных услуг и скорость ниже — до 512 килобит в секунду на входящем потоке, тогда как у «J» гораздо выше.
Юрий Мартьянов: Скоро мы предоставим возможность пользователю, не выходя из дома, изменять тарифный план по своему желанию.
Андрей Фролов: Ведутся работы по тарификации в онлайне. Реализация их намечена на первое полугодие 2007 года.
С вводом этой услуги пользователи не смогут превысить трафик в десятки раз — а такое бывает, особенно этим страдают дети, бесконтрольно сидящие у компьютера.
— Но провайдеру выгодно превышение трафика — доходы все-таки…
Андрей Фролов: Доходы надо получать от грамотного
нахождения в сети, а не от ошибок клиентов из-за их некомпетентности. Чтобы пользователь по незнанию не превысил трафик, при заключении договора мы ему говорим про «подводные камни», которые можно обойти. К примеру, так называемые автообновления, включенные «зеркала», когда абонент может получать один и тот же файл с пяти-десяти ресурсов, за которые тоже надо платить.
— Вы не планируете ввести нелимитированный трафик?
Андрей Фролов: Он сейчас есть.
— Но очень дорого, по сравнению с той же Москвой.
Андрей Фролов: Это заведомо несравнимые города. Кроме того, я не думаю, что в Москве за полтора года цены снизились более чем в 15 раз по какой-нибудь услуге, как это было у нас с выделенным доступом. Ценовая политика ОАО «ВолгаТелеком» разрабатывается в Нижнем Новгороде в расчете на одиннадцать региональных филиалов компании. А услуга ADSL — сравнительно новая для Ульяновска, и цена на нее ощутимо падает.
Алексей Куницын: Сейчас по всей России конкурируют между собой две технологии: xDSL, которую в Ульяновске представляют «ВолгаТелеком» и «СТС», и подключение по выделенной линии, которое представляет наша компания.
В нашем городе есть районы, где — просто идиллия, рай интернетовский. Есть частный сектор, где «ВолгаТелеком» с Dial-Up — и больше ничего. Самые перспективные районы — новостройки. «СимКом» очень плотно окутал центр. Мы, в свою очередь, планируем выйти с освоенных территорий (Верхней Террасы и Нового города) в Дальнее и Ближнее Засвияжье, в Киндяковку, в северную часть города, чтобы предоставлять свои услуги по всему Ульяновску. Мы построили свою линию от Нового города до центра. Думаю, имеет смысл строить новые сети из расчета примерно 30 долларов на подключение одной квартиры. Если затраты получаются больше, то, скорее всего, мы не возьмемся это делать.
Наша компания также развивает игровые серверы. Все сделано на свободно распространяемом программном обеспечении, которое не требует лицензирования.
Есть планы по внедрению других IP-услуг, в том числе и IP-телевидения, и «видео по запросу».
Данил Соболев: Мы предоставляем комплекс услуг. Возможно, в будущем для пользователей полного комплекса
(кабельное телевидение+Интернет) будут созданы специальные тарифные планы.
Наталья Козлова: Наша фирма работает на ульяновском рынке уже шесть лет. В последние два года, не оставляя без внимания юридических лиц, «СимКом» больше ориентируется на работу с частными лицами. Год назад впервые ввели безлимитный тарифный план на Dial-Up. Толчком к этому послужило то, что были созданы безлимитные тарифные планы на выделенные линии. Биллинг ведет обсчет клиента онлайн. И так как в компании принята авансовая система платежей, периодически возникала проблема, что клиента могут отключить во время работы. В связи с этим мы вводим единую карту экспресс-оплаты. Клиенты могут пополнить свой счет в онлайне. Также до Нового года планируем запустить файловый сервер и установить игровой сервер.
Алексей Куницын: У нас в сыром виде хранятся LOG-файлы всех клиентов и, в принципе, за месяц мы можем пользователю их предъявить.
Наталья Козлова: Наш клиент сам может проверить детализацию — для этого есть отдельный «кабинет» (то есть собственная online-страничка для каждого пользователя), где можно увидеть свой счет, пополнить его, посмотреть детализацию за последние два месяца. Информация дана по каждой сессии (то есть по каждому выходу в сеть).
— У вас были прецеденты, когда у пользователя «грохнулась» информация, а обвинили ваших специалистов, подключавших компьютер к сети?
Наталья Козлова: Был один. Только потому, что у девушки стоял 98-й WINDOWS, и с компьютером она работала редко. База данных не стерлась — у нее ярлычок пропал…
Все участники разговора смеются с облегчением.
Андрей Фролов: Когда клиент просит настроить ему компьютер, к нему выезжают не меньше трех наших специалистов, потому что часто возникают нештатные ситуации, вплоть до того, что приходится опечатывать компьютер пользователя. Были случаи, когда нас обвиняли в том, что у клиента слетела серьезная база данных. Так что одному специалисту здесь не справиться.
— А что означает синенькая табличка: «Дом подключен к сети «СимКом»?
Наталья Козлова: Это значит, там есть домовые сети — и оборудование, и кабель. Клиента из такого здания мы подключаем к сети в течение трех дней. Это выделенная линия. По всему дому проложены стволы, шахты, от которых в квартиру заводится витая пара. Модем пользователю не нужен, дополнительное оборудование — тоже. Нужна только сетевая карта. Скорости по дому — около 10 мегабит в секунду, сама скорость — от 1 мегабита до 512.
— Есть ли случаи вандализма, кражи кабеля?
Юрий Мартьянов: У нас организована охрана сетей. Это делает ФГУП «Связь-безопасность». У «ВолгаТелеком» есть с ним договор, и мы оплачиваем их услуги. Хотя факты краж, к сожалению, бывают.
Александр Бутров: Компания «Нэтком» по сравнению с фирмами наших коллег — достаточно маленькая. Но мы работаем в очень интересном сегменте. Наши технологии — это radioethernet (радиоэзернет), а главная задача — доставить услуги туда, где другие операторы связи этого сделать не могут. У нас есть свои клиенты, которыми мы дорожим и стараемся предоставить им максимально качественные услуги. «Нэтком» обслуживает практически все районы города. Это и очень дальнее Засвияжье (например, улица Хваткова), и территория частной застройки в районе улицы Аблукова. География очень широкая, порой самая непредсказуемая.
Большинство клиентов — юридические лица. Они используют Интернет очень активно и чаще всего довольно требовательно относятся к качеству связи. Кроме подключения к Интернету мы предоставляем услуги объединения сетей удаленных офисов компаний.
— Что такое радиоэзернет?
Александр Бутров: В простонародье это Wi-Fi (вай-фай). Но у нас все сделано на глобальном уровне. Это беспроводная базовая станция, к ней подключены радиомодемы наших абонентов. Оборудование мы предоставляем в аренду. Цены связаны с различиями в оборудовании и условиями использования радиочастот: мы регистрируем точки в Государственном радиочастотном комитете.
В применении технологии Wi-Fi есть два варианта. Если вы поставите точку доступа у себя в квартире или в офисе — будет действовать упрощенная форма регистрации. Как только вы вынесли антенну наружу (а в основном приходится это делать, поскольку стены домов глушат сигнал) — добро пожаловать за разрешением на использование радиочастоты! А дело это мало того, что недешевое, так еще частоты в диапазоне 2.4 ГГц заняты, и 5 гигагерц практически тоже разобран.
Можно, например, поставить в микрорайоне одну базовую станцию Wi-Fi и подключить всех желающих. Но если абонентов слишком много — качество связи резко ухудшается. По скоростям мы стараемся не ограничивать пользователей. Но максимально — от 64 до 170 килобайт в секунду, это зависит от загрузки базовой станции.
В дальнейшем мы планируем увеличить клиентскую базу — как юридических, так и физических лиц. Биллинг у нас работает в онлайн-режиме, можно посмотреть всю статистику. Технически мы можем обеспечить связь и в удаленных районах области. Но насколько это будет финансово оправдано?
Очень большая проблема в последнее время — с «пиратами». Оборудование широкодоступное, и его покупают. Мы не имеем права штрафовать нарушителей. Наши действия ограничены написанием заявления в ГРКЧ. А они принимают меры: проводят рейды, снимают оборудование, штрафуют «радиополюбителей».
Андрей Фролов: Я так понимаю, что тенденция развития вай-фай-сети сравнима с развитием сотовой связи. Сначала они были в Ульяновске, потом пошли в область.
Александр Бутров: Да. Еще интересный вопрос о развитии доступа в Интернет с карманных компьютеров и сотовых телефонов. Человек приходит в места общего доступа и имеет возможность подключиться к беспроводной сети. В Ульяновске это пока на уровне: «Не плохо бы!..» Первые опыты не удались. Но у нас есть планы такого развития.
— Насчет интернет-салонов не думали?
Александр Бутров: Нет. В последнее время по городу игровые клубы закрываются. Доступность Интернета в домах стала настолько высока, что не всегда людям нужно собираться в клубе, чтобы поиграть в сетевую игру.
Андрей Фролов: Клубы закрываются еще и в связи с лицензированием продукции.
— Что вы можете предложить для среднего и малого бизнеса?
Юрий Мартьянов: Готовы завтра же создать корпоративную сеть для предприятия с выходом с каждого рабочего места во внешний Интернет или по любой другой схеме. Причем скорость работы в городе и в сельском районе — одинаковая: в каждый районный центр проложено оптоволокно, там установлены узлы широкополосного доступа.
Андрей Фролов: Для малого и среднего бизнеса «Волга-Телеком» регулярно проводит акции, во время которых снижается плата за подключение. Думаю, что в ближайшие годы цены на услуги Интернета будут падать. Но надо понимать, что бесплатным он не будет.
Словом, основные тенденции развития рынка на ближайшие годы: все будет хорошо!
— Может, в стратегии развития сетей будет какой-то неожиданный (или ожидаемый) прорыв?
Алексей Куницын: Неплохие надежды дает сеть, основанная на CDMA (Code Division Multiple Access — технологии множественного доступа с кодовым разделением каналов). Это не GSM-сети, а совершенно другая технология передачи данных. В итоге можно получать более высокие скорости, чем в GPRS (стандарт передачи данных для мобильных телефонов), и по более низкой цене. В Москве эта технология уже развита достаточно широко.
А для рядового пользователя, я думаю, через полгода-год цены на трафик в CDMA-диапазоне сравнятся с ценами по тому же Dial-Up. Здесь уже не будет стоять вопрос, что покупать — радио или CDMA-телефон. Однозначно: CDMA.
— Один из экспертов, отвечая на вопросы «Делового обозрения», высказал интересную мысль: развитие интернет-технологий ведет к тому, что люди перестают общаться друг с другом. А вы задумывались когда-нибудь о том, к чему ведет работа провайдеров? Интернет разъединяет людей? Или, наоборот, объединяет?
Андрей Фролов: Мы формируем новый уровень общения людей. Например, несколько миллионов лет назад, когда человек научился говорить, он перешел на новый уровень общения. Когда научился писать — шагнул на другую ступень. Стал пользоваться почтой — следующий уровень. Начал разговаривать по телефону — еще один. Сейчас начал переписываться через Интернет или ICQ (ай-си-кью). А следующий этап какой будет? Может быть, телепатия какая-нибудь? Это нормальный ход эволюции.
Наталья Козлова: Это, может быть, новый уровень общения, а может быть, еще один мир — виртуальный. Компьютерщики не зря выделяют реальный мир и виртуальный мир.
— По Сергею Лукьяненко: создаем своеобразный Диптаун?
— Да. Люди, общаясь в виртуальном мире, могут себе позволить то, чего не могут позволить в реальном. Человек избавляется от каких-то комплексов, находит друзей в Интернете.
— В годы, когда начала развиваться «Всемирная паутина», появилось понятие «философия Интернета». Как бы вы его определили?
Андрей Фролов: Человек любит сидеть дома. Он заказывает себе на дом товары. Ему лень кому-то позвонить — он общается по ICQ. Философия ленивых людей.
Александр Бутров: Для нас философия Интернета — это как раз обратное. У нас есть примеры, когда человек находится в Ульяновске, а принимает участие в проектировании сложных механизмов вместе с группой людей, разбросанных по разным городам. А потом их грандиозный проект воплощается где-то на расстоянии нескольких тысяч километров. Есть те, кто продает свои услуги за океаном, в Америке. Есть люди, которых Интернет объединяет в большие компании по интересам. Это — философия людей энергичных, которым нужно максимально быстро доставить свой труд на большие расстояния. Например, человек не может эффективно управлять широкой структурой своей компании, если он не знает, что у него происходит в филиалах. А как это сделать? Через Интернет!
Заседание за круглым столом провели Ольга Ронжина и Вячеслав Севастьянов.