Уважаемый Валерий Васильевич!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые жители Ульяновской области!
Сегодня мы с вами принимаем один из самых важных документов – бюджет Ульяновской области на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Этот документ содержит в себе стратегию и тактику нашей жизни, нашей работы и нашего развития на ближайшие три года. Именно бюджет в очень непростых условиях, в которых мы сейчас живем, определяет, насколько уверенно и стабильно будет чувствовать себя каждый житель области.
Новый бюджетный цикл мы встречаем в период серьёзных испытаний. Продолжается специальная военная операция, и значительная часть государственных ресурсов закономерно направляется на обеспечение безопасности страны, поддержку наших воинов и выполнение оборонного заказа. В таких условиях нам приходится работать с удвоенной ответственностью, твёрдо расставлять основные векторы и находить баланс между текущими задачами и стратегическими целями.
Этот бюджет можно назвать бюджетом обеспечения социальной стабильности. Да, сегодня мы не располагаем всеми желаемыми финансовыми возможностями. Но мы чётко понимаем свои главные задачи: поддержать бойцов – участников СВО и членов их семей, обеспечить достойное материнство и детство и продолжить движение к национальным целям развития, определённым Президентом России до 2030 — 2036 годов.
И здесь для нас принципиально важно, что мы не начинаем с чистого листа, что за нашими плечами результаты прошлых лет, наработанная экономическая и социальная база. Мы продолжаем курс, взятый четыре года назад. Курс на экономическую устойчивость, развитие социальной сферы и жизнеобеспечивающие коммуникации, поддержку промышленности. Мы опираемся на уже достигнутые результаты и видим, как этот фундамент позволяет нам обеспечивать социальные гарантии.
Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этого документа – Правительство области, депутатов, экспертов. Ваша профессиональная и часто невидимая для жителей работа, ваши предложения и критические замечания помогли сделать бюджет более сбалансированным, реалистичным и ориентированным на нужды людей.
Свое выступление я построю следующим образом. Сначала остановлюсь на тех условиях, вызовах и результатах, с которыми мы подошли к новому бюджетному циклу. А затем я покажу ключевые параметры бюджета и определю наиболее важные направления, которые мы закладываем в основу развития Ульяновской области на предстоящие три года.
Прежде чем мы перейдём к цифрам будущего бюджета, давайте честно и предметно посмотрим, с каким багажом достижений, с какими результатами и, что не менее важно, с какими вызовами мы вступаем в 2026 год.
Наша отправная точка – это общефедеральный экономический контекст, заданный прогнозом Минэкономразвития России. Он указывает на сохранение сдержанных темпов роста в 2025-2026 годах (ВВП РФ – 1% в 2025 году, 1,3% в 2026 году) на фоне высокой ключевой ставки и дорогих денег, замедляющегося потребительского спроса и сохраняющихся внешних санкционных давлений. В этих условиях от нас требуется особая устойчивость и способность находить внутренние резервы для развития.
Если кратко, то картина региональной экономики сегодня – это уверенный рост на фоне общероссийского экономического «подмораживания». Пока многие регионы и вся страна в целом демонстрируют замедление, Ульяновская область сохраняет набранные за 2 последних года темпы.
Индекс промышленного производства в Ульяновской области за девять месяцев этого года составил 108,8%. Это второе место в Приволжском федеральном округе и пятое по всей России! Для сравнения, в среднем по ПФО 102,2%, а по РФ только 100,7%. Наши предприятия продолжают успешно работать, и область остается надежным поставщиком важнейшей продукции для страны.
Этот рост обеспечивают наши отрасли-локомотивы, которые смогли адаптироваться к новым экономическим реалиям.
Авиастроение остается визитной карточкой Ульяновской области. «Авиастар» обеспечивает стабильный выпуск стратегически важных воздушных судов. А такие предприятия, как «Аэрокомпозит» и «Промтех-Ульяновск», включились в кооперацию по самым современным проектам, включая лайнеры МС-21.
В автомобилестроении, несмотря на объективные сложности авторынка страны, мы ищем новые ниши для роста. Явные успехи демонстрирует группа компаний «SOLLERS». На площадке Ульяновского автомобильного завода начался выпуск новых полноприводных пикапов Sollers ST6, ST8 и ST9, налажен выпуск среднетоннажных грузовиков Соллерс Арго и Соллерс Комтранс, разработаны новые системы пассивной безопасности.
Завод «Симаз», совсем недавно открыл новый производственный участок.
Особо отмечу успехи электроники и приборостроения. «Ульяновский механический завод», «УКБП», «Завод «Искра», НПО «Марс» показывают прекрасную динамику с обобщенными индексами выше 130%. Эти предприятия производят высокотехнологичную продукцию, которая, по сути является «интеллектом» оборонного комплекса России.
В Димитровграде, в партнёрстве НИИАРа и Федерального научно-клинического центра, развивается ядерная медицина и радиофармацевтика. Ежегодно там внедряются новые радиоизотопы для лечения онкобольных. Это не только спасение жизней, но и выход на промышленное производство лекарств, в которых остро нуждается вся страна.
Яркий пример обретения странового технологического и научного превосходства – участие в программе развития ветроэнергетики. На площадке ушедшей датской «Vestas» создано производство российских ветролопастей «Русатом Ветролопасти». Только в текущем году завод выпустит свыше 300 единиц продукции, а заказами обеспечен уже на 2 года вперед.
Успешно перезапущены и работают бывшие иностранные предприятия: лакокрасочный завод «Литум», завод алюминиевой тары «Арнест», который запускает уже третью высокоскоростную линию.
Так, завод «Кордиант» на мощностях бывшего «Бриджстоуна», который простаивал почти 3 года, в этом году выпустит 1,2 миллиона шин для легковых автомобилей.
А станкостроительный завод добился присвоения статуса «российское» своей продукции. Это существенно расширяет его перспективы роста
Эти проекты дают нам уверенность в завтрашнем дне. Они доказывают, что ульяновская промышленность успешно адаптируется к новым экономическим реалиям, активно выходит на новые рынки.
Несколько слов о сельском хозяйстве.
Рост сельскохозяйственного производства в этом году составляет пять с половиной процента к уровню прошлого, 2024-го года. Мы ожидаем итоговый урожай зерна в 2 миллиона 130 тысяч тонн. Это наивысший показатель в регионе за последние 43 года. Урожайность зерновых составила 36 центнеров с гектара. Это лучший показатель за всю историю Ульяновской области.
Скажу сразу, что мы продолжим поддерживать наших аграриев. В 2026 году вложения в сельское хозяйство запланированы в размере 5,8 миллиарда рублей. Это на 13% больше уровня первоначально утвержденного бюджета 2025 года.
Однако, несмотря на очевидные успехи, будет непростительной ошибкой не видеть и не учитывать серьезные системные ограничения и вызовы.
Первые серьезные вызовы для региональной экономики мы видим в изменяющемся рынке труда. Здесь сразу несколько противоречивых тенденций, которые разнонаправленно и негативно будут усиливать свое влияние. По-прежнему, многие предприятия испытывают кадровый дефицит, прежде всего, по рабочим специальностям. На сегодняшний день в регионе открыто более 11 тысяч вакансий. На предприятиях ОПК почти 2 тысячи свободных рабочих мест. Безработица находится на рекордно низком уровне – 1,6% по методологии МОТ.
Вместе с тем, общий тренд на замедление экономики вызывает опасение, что в горизонте 1-2 лет возникнет необходимость высвобождения рабочей силы с низкопроизводительных рабочих мест и обслуживающих профессий. Нам предстоит найти правильные решения для минимизации этого риска и снятия возможного социального напряжения. Сейчас ясно одно – нужно продолжать поддерживать наши предприятия, помогать им в получении заказов и сбыте продукции. А также необходимо диверсифицировать экономику региона.
Ещё один серьёзный вызов – это общее замедление экономической активности, с которым мы уже сталкиваемся по ряду направлений.
Так, строительная отрасль переживает непростые времена. Объём выполненных работ упал до 81% от уровня прошлогоднего уровня. Ввод жилья также сократился на 20%. Причины понятны. Прежде всего, это обвал ипотечного кредитования более чем в два раза. «Дорогие» деньги Банка России больно бьют по кошелькам наших граждан и по темпам строительства.
Кроме того, остается высоким инфляционное давление. Цены на товары и услуги с начала года выросли на 8-10%. Коммунальные платежи, образование, транспорт, бензин, товары первой необходимости. Все это заставляет граждан сокращать потребление.
Поэтому происходит снижение потребительского спроса. Люди стали осторожнее, экономнее, они откладывают крупные покупки. Это, в свою очередь, сдерживает рост в торговле и сфере услуг.
Еще одна системная проблема – коммунальное хозяйство, которое далеко не всегда успевает за развитием экономики.
Огромный риск в износе сетей ЖКХ. Аварии на водопроводах и теплосетях могут существенно снизить качество жизни людей.
Мы плотно занимаемся ремонтом и содержанием дорог и дворовых территорий. Но многие, особенно муниципальные, оставляют желать лучшего. Жители справедливо жалуются на их состояние. Впереди очень много работы.
Уважаемые коллеги!
Мы подошли к формированию бюджета 2026 года с чётким пониманием сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. С одной стороны, мощный промышленный потенциал, рост зарплат и новые точки роста. С другой, объективные трудности, которые диктуют нам жёсткие бюджетные правила и требуют максимально рациональных решений.
Именно в этих, далеко не простых условиях, мы должны найти ресурсы, чтобы поддержать то, что работает, и поправить то, что ограничивает наше развитие. Следующая часть моего выступления будет как раз о том, как мы предлагаем это сделать в рамках нового трёхлетнего бюджета.
Прежде всего позвольте представить вам сам финансовый каркас на предстоящую трёхлетку. Это тот фундамент, на котором будет строиться вся наша работа в 2026-2028 годах.
И здесь я хочу сказать, что мы решаем важнейшую задачу достижения нового уровня финансовой устойчивости.
Опережающий рост собственных доходов над расходами обеспечивает увеличение собственной бюджетной обеспеченности уже в 2025 году. Дотационность снижается до 10% – это исторический минимум.
Наш бюджет становится более сильным, более самостоятельным и, что крайне важно, более стабильным.
Обратимся к ключевым цифрам.
Доходы областного бюджета на 2026 год сформированы в сумме 117 миллиардов 500 миллионов рублей. По сравнению с действующим бюджетом 2025 года, рост на 6,1%, или почти на 6,8 миллиардов рублей. Для этого роста есть основания. За последние годы мы увеличили собственные налоговые и неналоговые доходы в полтора раза. А в 2026-м они составят рекордные 97,1 миллиардов рублей – это 82,6% всех доходов. Всего пять лет назад эта доля едва превышала 64%.
Общая сумма федеральных поступлений в бюджет на 2026 год пока запланирована в сумме почти 20,5 миллиардов рублей, половина из них – на реализацию национальных проектов 10,7 миллиарда рублей. К уровню действующего бюджета на 2025 год отмечается снижение на 2 миллиарда 100 миллионов рублей. Это не предел – мы будем работать в направлении дальнейшего снижения объема дотаций и наращивания финансового суверенитета региона.
Расходы бюджета запланированы на уровне 118,5 миллиардов рублей. Дефицит менее 1%. Уже в 2027 и 2028 годах мы будем стремиться к профициту бюджета.
Уважаемые коллеги, идет последовательное и уверенное снижение долговой нагрузки. По итогам 2026 года госдолг области составит 46,2 миллиарда рублей – это на 4,2 миллиарда меньше, чем в начале 2025-го. Долговая нагрузка снизится до 47,6%, а без учёта инфраструктурных кредитов – до 43,9% к уровню собственных доходов.
Благодаря участию в федеральной программе списания задолженности только в 2025 году региону было списано 7,5 миллиардов рублей.
Цель, которую мы себе ставим – выйти к 2028 году на долговую нагрузку, не превышающую 30%. Это будет возможно при условии высочайшей финансовой дисциплины.
Теперь о качестве наших доходов. Почти 85% из них – это три основных налога: акциз, НДФЛ и налог на прибыль.
Акцизы – это 34% поступлений, или 33,3 миллиарда рублей. Рост обеспечен не только индексацией ставок, но и увеличением объёмов производства подакцизных товаров.
Налог на доходы физических лиц – это 30,3 миллиарда рублей, рост на 16,5% к плану 2025 года. Это прямое следствие последовательного повышения заработной платы в регионе.
Налог на прибыль сохраняется на стабильно высоком уровне – 18,8 миллиардов рублей. Как я уже сказал, несмотря на все внешние вызовы и колебания, нашим предприятиям удаётся удерживать положительную динамику.
Особо отмечу ожидаемый рост поступлений по специальным налоговым режимам от малого и среднего бизнеса и самозанятых – почти 7 миллиардов рублей. С планируемым увеличением относительно 2025 года по упрощенке на 7,6%, а по налогу на профессиональный доход на 34,2%.
Таким образом, именно этот финансовый каркас позволит нам уверенно двигаться вперед в соответствии с главенствующими бюджетными направлениями. Назову их.
Назову их, а потом охарактеризую каждый более подробно.
Первое. Выполнение социальных обязательств пред жителями Ульяновской области.
Второе. Развитие человеческого потенциала.
Третье. Развитие систем жизнеобеспечения.
Четвертое. Поддержка муниципалитетов.
И, конечно же, бюджет обеспечивает реализацию национальных проектов.
В 2026 году мы принимаем участие в 10 национальных проектов. На эти цели планируется направить 17 миллиардов рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 10,7 миллиарда рублей и за счет средств областного бюджета – 6,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2025 годом, объем финансирования нацпроектов вырастет на 8,6%.
Итак, первая непреложная задача – выполнение социальных обязательств
И в бюджете на предстоящую трёхлетку мы это направление подтверждаем конкретными делами и серьезными ресурсами.
Мы в полном объёме финансируем зарплаты бюджетникам, поддерживаем семьи с детьми, ветеранов и участников СВО, также другие малозащищенные категории жителей.
Так, оплата труда работников бюджетной сферы предусмотрена в полном объеме – это почти 40 миллиардов рублей. При этом мы учли индексацию МРОТ на 21%, повышение уровня средней заработной платы «указных» категорий на 13,1%, индексацию заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы на 7,6%.
Также предусмотрели меры поддержки участников СВО. На эти цели выделено почти 4,5 миллиарда рублей.
В следующем году на социальную поддержку жителей Ульяновской области мы направим более 22 миллиардов рублей из средств областной казны и федерального центра.
Определю наши главные векторы в этой работе:
Во-первых, мы прекрасно понимаем, что решение демографических задач начинается с поддержки семьи. Сегодня в области действует свыше 130 мер социальной поддержки, которые получают более 330 тысяч ульяновцев.
С января текущего года в рамках нового национального проекта «Семья» мы ввели пять новых мер, направленных на повышение рождаемости. Это – единовременная выплата студенткам, ожидающим ребенка, компенсация части арендной платы, пункты проката самых необходимых вещей для новорожденных, группы кратковременного присмотра за малышами из студенческих семей и служба подготовки семьи к рождению ребенка.
А с 1 сентября добавили еще одну – компенсацию половины стоимости платного обучения для одного из детей в многодетной семье. Хочу подчеркнуть: все эти виды поддержки предоставляются вне зависимости от дохода семьи.
Во-вторых, мы продолжим оказывать реальную помощь в трудной ситуации. Особое внимание уделяем социальному контракту. Мы не просто даем человеку пособие, а помогаем ему найти работу, открыть свое дело, пройти переобучение. Эта программа для тех, кто хочет сам обеспечивать свою семью, повысить свой социальный статус. В 2026 году на 4 тысячи социальных контрактов регион получит из федерального бюджета более 611 миллионов рублей. Считаю, что это хорошее подспорье для наших жителей.
В-третьих, забота о старшем поколении и людях с инвалидностью. Мы продолжим работу по созданию полноценной системы долговременного ухода. Очень важно, чтобы пожилые люди и инвалиды могли оставаться в привычной, домашней обстановке, но при этом были окружены квалифицированной заботой. Благодаря увеличению финансирования в 2026 году бесплатный пакет социальных услуг смогут получить 740 человек. И это на 26% больше, чем в текущем году.
Мы также понимаем, что требуется и модернизация учреждений, где обеспечивается стационарный уход. Поэтому в многопрофильном центре «Подсолнух» мы начинаем строительство нового отделения на 49 мест.
Также в 2026-м году мы продолжим капитальный ремонт корпуса №1 Социально-реабилитационного центра им. Е.М. Чучкалова. Здесь ежегодно помогают 3,5 тысячам человек, включая участников СВО и членов их семей. На его обновление мы направим 265,6 миллионов рублей.
Второе ключевое направление бюджетной политики – человеческий потенциал. Мы продолжаем инвестиции в образование и здравоохранение, культуру и туризм.
Образование
Ключевая роль в формировании человеческого потенциала принадлежит сфере образования.
Мы подходим к этому вопросу с полным пониманием, что каждая инвестиция в школу, в колледж, в дополнительное образование является прямым вкладом в будущее наших детей, в квалификацию и профессионализм наших специалистов, а в конечном счёте, в экономическую устойчивость Ульяновской области.
Я ответственно могу заявить, что система образования Ульяновской области – одна из лучших в стране.
Сегодня в регионе успешно работают 458 школ, в которых создаются современные условия для обучения. Наши школьники показывают блестящие результаты на всероссийских олимпиадах, многие выпускники уверенно поступают в ведущие вузы страны.
А в рейтинг лучших школ России в 2025 году вошли шесть школ Ульяновской области: Мариинская гимназия, авторский лицей № 90, Старокулаткинская средняя школа № 1, гимназия № 33, многопрофильный лицей № 20 и гимназия № 44 имени Деева.
В этом заслуга наших учителей, их ежедневного, скромного педагогического труда.
Однако мы отдаём себе отчёт в существующих системных вызовах. Износ многих школьных зданий превышает 50%. Сохраняется и проблема нехватки учителей. Новый трёхлетний бюджет даёт на эти вызовы конкретный и измеримый ответ.
Общий объём финансирования сферы образования в 2026 году запланирован на уровне 30 миллиардов 419 миллионов рублей. В том числе из федерального бюджета 4 миллиарда 737 миллионов. Это на 14,7% больше, чем в 2025 году. А за последние два года расходы на отрасль «Образование» выросли более чем на четверть. В плановом периоде 2027-2028 годов мы сохраним эту положительную динамику, ежегодно увеличивая вложения в развитие и модернизацию образования.
Ключевая задача – создание современной, безопасной и комфортной образовательной среды. Здесь главный инструмент – это национальный проект «Молодежь и дети». И здесь мы действуем сразу по нескольким фронтам.
Первое. Капитальный ремонт и строительство школ. В 2025 году в программу капремонта вошли 13 школ. В 2026 году мы значительно наращиваем темпы – масштабные работы пройдут уже в 41 общеобразовательной организации. Общий объём финансирования на эти цели в 2026 году составит почти 2,5 миллиарда рублей.
Второе. Оснащение школ современным оборудованием. Мы понимаем, что стены – это важно, но содержание – ещё важнее. В 2025 году 229 школ получат новое оборудование для уроков по новым предметам. В 2026 году мы продолжим эту работу и оснастим 132 школы для кабинетов музыки, изобразительного искусства и физики.
Третье. Особое внимание мы уделяем системе среднего профессионального образования, потому что именно она готовит кадры, адаптированные для нашей экономики. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» за три года мы создали 6 производственно-образовательных центров-кластеров по самым востребованным направлениям: авиастроение, автомобилестроение, агропромышленный комплекс. В 2026 году запустим новый кластер – «Транспорт и логистика». И мы не останавливаемся на достигнутом. Будем участвовать в конкурсном отборе на создание в 2027 году кластеров СПО по направлениям «Клиническая и профилактическая медицина», «Педагогика» и строительная отрасль. В конкурсной заявке примут участие наши ведущие колледжи: Медицинский, Социально-педагогический и Градостроительства и права.
Параллельно идёт масштабная программа капитального ремонта колледжей. В 2025 году мы приступили к ремонту двух учебных корпусов – в Ульяновском авиационном колледже и Новоспасском технологическом техникуме. В 2026 году на преобразование семи корпусов будет направлено 670 миллионов рублей. А всего с 2025 по 2028 год мы капитально отремонтируем 12 учебных корпусов в пяти профессиональных образовательных организациях региона. Наша задача – превратить наши колледжи и техникумы в центры притяжения для талантливой молодёжи.
О дошкольном образовании. В 2025 году отремонтированы и оснащены 2 детских сада. В 2026 году капитальный ремонт ждёт ещё 6 дошкольных учреждений.
Отдельная и очень чувствительная тема – кадры. Чтобы сохранить лучших и привлечь новых специалистов, особенно в сельские школы, мы продолжаем программу «Земский учитель». В 2025 году в школы четырёх районов области трудоустроились 4 педагога, каждый получил единовременную выплату в 1 миллион рублей. С 2021 года такую поддержку получили 54 учителя. В 2026 году мы планируем привлечь в сельские школы ещё 10 педагогов.
Считаю, что бюджет отрасли 2026-2028 годов является реальным инструментом, который позволяет вывести систему образования на качественно новый уровень.
Здравоохранение
Общий бюджет, направляемый на систему областного здравохранения, составит в 2026 году более 17,5 миллиардов рублей. Из них, средства областного бюджета 15 миллиардов 340 миллионов рублей, что на 11% больше, по сравнению с 2025-м годом. Из федерального бюджета на 2026 год предусмотрено 2 миллиарда 116 миллионов рублей. Но это не окончательная сумма. С учётом средств бюджета Территориального медицинского страхования сумма составит около 35,3 миллиардов рублей.
В здравоохранении мы определили три ключевых задачи.
Первая – выполнение наших социальных обязательств перед жителями. Речь идёт об обязательствах, предусмотренных в территориальной программе госгарантий. Мы не просто её финансируем, мы делаем это с запасом, создавая «подушку безопасности». В 2026 году объём финансирования превысит расчётную потребность почти на 374 миллиона рублей. Такая же ситуация сохранится и в последующие годы. Это значит, что деньги на базовую, самую необходимую медицинскую помощь у лечебных учреждений будут. Мы полностью закрываем взносы на ОМС для неработающего населения – это более 7,4 миллиарда рублей. Что гарантирует права на медицинскую помощь для 631 (шестисот тридцати одной) тысячи наших граждан.
На лекарственное обеспечение граждан направим около 2,4 миллиардов рублей, что в 1,8 раза больше по сравнению с первоначальной суммой
на 2025 год. Для своевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами поручил Министерству здравоохранения Ульяновской области начать конкурсные процедуры по закупке лекарств на 2026 год в текущем году. Уже размещена конкурсная документация на поставку лекарственных препаратов на 2026 год на сумму 385,0 млн рублей.
Вторая задача – это модернизация системы медицинского обслуживания.
Здесь мы действуем комплексно, в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» и собственных региональных программ. Только на модернизацию первичного звена – той самой, первой помощи, с которой сталкивается каждый житель, в 2026 году будет направлено 557 миллионов рублей.
Что это означает в практическом смысле?
Мы продолжим программу строительства фельдшерско-акушерских пунктов. Если в этом году мы ввели 17 ФАПов, то в следующем откроем ещё 18. А к 2030 году в сёлах региона общее количество ФАПов достигнет 121-го. На эти цели до 2030 года зарезервировано более 1,7 миллиарда рублей.
Продолжим и капитальные ремонты. В 2026 году запланирован капремонт в трех медицинских организациях, а в перспективе до 2030 года мы отремонтируем 33 учреждения.
Мы обновляем оборудование и автомобильный парк. В следующем году поступит 4 единицы новой техники для сельских больниц и малых городов.
И, наконец, крупный проект – создание современного приёмного отделения для экстренных случаев в Областном клиническом центре им. Чучкалова. На это мы направляем 545 миллионов рублей.
Четвертая задача – это адресная борьба с самыми серьёзными угрозами здоровью.
Наша онкологическая служба в 2026 году получит дополнительное современное оборудование для радиологической диагностики – более 72 миллионов рублей из федерального бюджета.
Мы продолжим масштабные программы профилактики. Более 7,6 тысяч человек в следующем году получат лекарства для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. На это направляем 128 миллионов рублей.
Особое внимание – к самым уязвимым группам. Дети и беременные женщины с сахарным диабетом будут обеспечены системами непрерывного мониторинга глюкозы. Мы выделяем на это 63 миллиона рублей.
Продолжим развивать санитарную авиацию. Ежегодно не менее 50 человек эвакуируются в ведущие учреждения Ульяновской области и смогут своевременно получить квалифицированную медицинскую помощь.
И ещё один, очень важный для меня лично, для всей Ульяновской области результат, которого мы ждём в 2026 году. Это завершение двух долгостроев, которые стали символами прошлых проблем. Мы сдадим детский инфекционный корпус на 100 коек и поликлинику на 250 посещений в смену в Засвияжском районе Ульяновска.
Коллеги, подводя итог, хочу сказать, что последовательно и постепенно, преодолевая трудности и застарелые проблемы, мы будем создавать в нашем регионе современную, отвечающую всем требованиям и запросам жителей систему здравохранения.
Культура
О финансовой поддержке. В 2026 году бюджетные ассигнования для Министерства искусства и культурной политики составят почти 2,4 миллиарда рублей. Да, в последующие годы мы видим некоторое плановое снижение, связанное с завершением крупных федеральных программ, но даже в 2028 году объем финансирования останется очень существенным – более 2,2 миллиардов рублей. При этом мы активно привлекаем федеральные средства: в 2026 году такая поддержка вырастет почти в два раза по сравнению с 2025 годом.
Куда же пойдут эти средства? Мы направим их на несколько ключевых направлений.
Первое – сохранение и модернизация материальной базы. За три года мы капитально отремонтируем 7 значимых объектов по всей области. Среди них – РДК в Большом Нагаткино, где мы наконец-то завершим многолетний ремонт. Также Дома культуры в Новоспасском и Базарном Сызгане, музеи в Майне и Новоспасском, а также библиотеку «Дворца книги» и Детскую школу искусств в Димитровграде. Параллельно мы проведем текущий ремонт в четырех сельских клубах и оснастим современным оборудованием 18 учреждений культуры в районах.
Второе – мы создаем новые, современные пространства для жителей. Откроем пять модельных библиотек, которые станут настоящими интеллектуальными и коммуникационными центрами в Павловке, Карсуне, Вешкайме, Ульяновске и Новоульяновске.
Создадим два детских культурно-просветительских центра в Ульяновском районе и Димитровграде. И, конечно, ключевые события 2026 года – это возвращение в строй после реставрации Ленинского мемориала и Литературного музея, а также завершение строительства нового здания Ундоровского палеонтологического музея. Эти объекты – наши визитные карточки, и мы вернем их жителям и гостям области в обновленном, достойном виде.
Третье – мы поддерживаем тех, кто творит культуру. Мы продолжим целенаправленно комплектовать фонды всех муниципальных библиотек. Мы оснастим новым оборудованием четыре детские школы искусств, шесть музеев и драматический театр имени Гончарова. Это – прямая поддержка творчества, образования и талантов наших детей и профессиональных коллективов.
Здесь же скажу про туризм. Коллеги, эта работа ведется в том числе в рамках национальных проектов. Более 105 миллионов рублей по нацпроекту «Туризм» будут направлены в 2026-2027 годах на создание новых средств размещения, чтобы привлечь в регион больше гостей. А по линии нацпроекта мы получим из федерального бюджета свыше 259 миллионов рублей за 2 года. Эти средства – реальный вклад в укрепление института семьи через совместный культурный досуг.
Мы продолжим инвестиции в нашу идентичность, в будущие поколения.
Третье ключевое направление бюджетной политики. Развитие систем жизнеобеспечения
Прежде всего, это инвестиции в основы повседневной жизни жителей нашего региона и фундамент экономики – дороги, транспорт, коммунальные системы, строительство.
Мы стремимся обеспечить достаточный уровень финансирования этих направлений, понимая, что без этого невозможен ни экономический рост, ни достойное качество жизни.
Дорожное хозяйство.
Объем финансирования дорожного хозяйства из областного бюджета составит в 2026 году 10,6 миллиарда рублей, в том числе средства дорожного фонда 10,1 миллиарда рублей. Общий объем дорожного фонда запланирован на уровне 12,9 миллиарда рублей, в том числе, средства федерального бюджета 2,9 млрд. Еще 2,6 млрд. рублей федеральных средств будут выделены на реализацию национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Эти средства позволит нам решить несколько критически важных задач.
Мы продолжим масштабный ремонт региональных трасс. Мы направим 5,9 миллиарда рублей на приведение в порядок не менее 123 километров дорог. Десятки населенных пунктов получат надежную связь с райцентрами и областной столицей.
По итогам 2026 года мы должны будем получить следующие результаты. Доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составит не менее чем 52,9%. А для опорной сети дорог этот показатель ставит 67,9%.
Мы продолжим модернизацию мостовых переходов. Запланирован ремонт 10 мостов общей протяженностью 327 погонных метров. А это вопросы безопасности тысяч людей.
Мы завершим реконструкцию моста на улице Минаева. На финальные работы, включая устранение незапланированных сложностей, в бюджете 2026 года заложено 300 миллионов рублей.
Еще 139,3 млн рублей направлены на продолжение строительства моста в створе ул. Смычки и ул. Шевченко.
Важнейшая задача повышение безопасности на дорогах. Для этого продолжим установку современных камер, нанесем разметку, смонтируем удерживающие барьеры. На эти цели – 313,5 миллиона рублей.
Также мы направим 2,1 миллиарда рублей на поддержку дорожной сети в городах и районах. Это позволит отремонтировать около 135 километров местных дорог, включая дороги, ведущие к СНТ, и продолжить программу ремонта дворовых территорий. В частности, почти 700 миллионов рублей предусмотрено на ремонт в городе Ульяновске.
Думаю, что все видят, что постепенно мы перешли от практики латания ям и дыр к системной реконструкции дорожной сети, делая ее безопасной и комфортной для всех.
Теперь о развитии жилищно-коммунального хозяйства.
Общее финансирование подведомственной Министерству ЖКХ и строительства сферы в 2026 году составит 4,6 миллиарда рублей. Основной объем средств будет направлен на участие в двух национальных проектах – «Инфраструктура для жизни» и «Экологическое благополучие».
Наши главные акценты в 2026 году:
Первое. Модернизация коммунальных сетей. В рамках нацпроекта мы направим 484 миллиона рублей на 6 объектов. Перечислю их: Капитальный ремонт водопровода в промышленной зоне Московского шоссе, капитальный ремонт напорного канализационного коллектора на перекрестке улиц Шолмова – Камышинская, капитальный ремонт Радищевского группового водовода, реконструкция системы водоснабжения рабочего поселка Сурское, капитальный ремонт сетей канализации города Барыша, второй этап реконструкции системы водоснабжения в р.п. Новая Майна Мелекесского района, Капитальный ремонт канализационного коллектора, в г. Димитровград, по ул. Юнг Северного флота.
Второе. Мы запускаем программу «казначейского инфраструктурного кредита». Это новый инструмент, который позволит нам до 2027 года реализовать 7 больших проектов на общую сумму 1 миллиард рублей. Среди них – реконструкция Архангельского грунтового водозабора и систем водоснабжения в Чердаклах и Николаевке. Таким образом мы взялись за решение системных проблем, которое копились десятилетиями.
Третье. Создание комфортной городской среды. Мы продолжим повышать комфорт наших городов и поселков, превращать их в места, где хочется жить.
К 2030 году мы планируем благоустроить 269 общественных территорий. В рамках трех основных мероприятий. Во-первых, программа формирования современной городской среды. В 2026 году будут благоустроены 14 общественных пространств.
Во-вторых, создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, ставших победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Это Барыш, Языково, Новоспасское, Троицкий Сунгур и Сурское. Там мы реализуем масштабные проекты по преображению их исторических центров
В-третьих, мероприятия по развитию ТОС.
И, наконец, строительство – самая социально ориентированная часть нашей работы.
Здесь наши усилия сосредоточены на исполнении обязательств государства перед гражданами.
Расселение аварийного жилья. В 2026 году мы переселим 349 человек из ветхих домов общей площадью почти 8 тысяч квадратных метров в новые безопасные квартиры.
Еще одна непреложная задача – обеспечение жильем детей-сирот. На следующие три года предусмотрели около 2 миллиардов рублей для обеспечения жильём более 600 детей. Конкретно в 2026 году на эти цели заложено 650,9 миллиона рублей, что позволит предоставить жилье 172 детям-сиротам. Мы понимаем, что потребность выше, и будем изыскивать возможности для наращивания темпов, чтобы каждый выпускник детдома имел своё жилье.
Завершая разговор о жилищно-коммунальном комплексе, хочу сказать, что нам очень хочется построить свою работу, так, чтобы мы не догоняли проблемы, а занимались развитием систем жизнеобеспечения коммуникации, создавая базу для будущего роста.
Четвертое направление – поддержка муниципалитетов
Мы хорошо понимаем, что устойчивость региона складывается из устойчивости каждого района. В 2026 году на финансовую помощь муниципальным образованиям будет направлено 36,4 миллиарда рублей. Мы сохраняем и механизмы стимулирования, чтобы у глав муниципалитетов был реальный интерес развивать свои территории.
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Проект бюджета, представленный сегодня – это наш общий план действий на ближайшие три года.
Главное, что нам удастся сделать, и на это направлена вся идеология бюджетной политики, – сохранить социальную стабильность и заложить основу для движения вперед. Мы ни на йоту не сократили помощь тем, кто в ней нуждается. Мы не отказались ни от одних взятых на себя социальных обязательств. Напротив, мы усилили поддержку семей, старшего поколения, ветеранов и наших защитников. Мы продолжим повышать зарплаты учителям, врачам, работникам культуры.
Каждый бюджетный рубль мы направляем на конкретные дела. На ремонт школ и строительство новых ФАПов, на современное оборудование для больниц и комфортные библиотеки для наших детей. На реконструкцию дорог и замену ветхих коммунальных сетей.
Впереди три года напряжённой, но осмысленной работы. Мы будем действовать последовательно, опираясь на тот мощный промышленный и человеческий потенциал, который уже создан в регионе. Мы осознаём системные вызовы и будем находить для них решения, укрепляя финансовую дисциплину и наращивая собственные доходы.
Этот бюджет – наш надёжный фундамент для будущего развития.
Уверен, что только сообща, в тесном взаимодействии исполнительной власти, депутатского корпуса, бизнеса и общественности, мы сможем успешно реализовать все заложенные в бюджет планы.
Благодарю вас за внимание и рассчитываю на вашу поддержку как в принятии этого важнейшего документа, так и в последующей реализации областного бюджета.