Нынешняя жизнь, при всей своей сложности, радует тем, что рядом с нами есть люди, которые, создавая и восстанавливая прекрасное, (а мы сегодня будем говорить о родниках) меняют к лучшему наше отношение к окружающему миру, своим примером увлекают за собой других.

Очень хочется, чтобы открытие каждого родника становилось заметным событием. Речь не идёт о «храмах воды», а только об очищенных источниках, срубах, беседках со скамейками для отдыха, дорожках к воде и площадках, с которых её можно черпать.

Когда компания «САБМиллерРУС» выступила с Программой восстановления родников на территории Ульяновской области, председатель аграрного комитета Госдумы России Валентин Денисов её горячо поддержал. Начать работу депутат предложил с Майнского района. Здесь только официально насчитывается 70 родников. Многие из них, например, в Тагае, Аксаково, Маклаушах, заброшены. В общем, есть, где развернуться. Но, главное, руководители района нашли сподвижников и приступили к активной работе по восстановлению родников.

Эпопея восстановления родника

На встрече с авторами Программы Валентин Петрович лишь коротко упомянул, что такой родник уже восстановлен на его малой родине в селе Загоскино Майнского района. А между тем его восстановление – целая эпопея. Мысль дать вторую жизнь роднику, точнее будет сказать, старинному освящённому целебному источнику, Денисову не давала покоя. Разве мог он тогда предполагать, с какими трудностями придётся столкнуться? Благоустройством источника он смог заняться только во время своего отпуска. В иное время, при жёстком графике работы в Госдуме, задуманное свершить было не реально. Первоначальную часть затрат взял на себя. И вскоре вогнал в землю штык лопаты.

Земляки на первых порах даже не удосужились узнать, что происходит. По селу поползли слухи. Злопыхатели в один голос принялись голосить: «Нам это не надо. Выкупил родник. Теперь воду будет возить в Москву на продажу». Это было самое мягкое из того, что приходилось выслушивать. Село раскололось на противников и сторонников восстановления родника. Ситуацией воспользовались некоторые местные газеты, печатая домыслы и сплетни.

Но правда всё-таки стала брать верх. К источнику сначала робко, а потом всё смелее стали подходить люди. Кто-то брал в руки топор, кто-то лопату. Древние старушки, несмотря на немощь, потихоньку выгребали мусор. Постепенно образовалось прочное ядро из постоянных помощников. Тем временем Валентин Денисов привлёк к участию в строительстве своих друзей и соратников. Они, в свою очередь, вложили в доброе дело свои средства, и остановить их не уже не могла никакая сила.

Открывали источник первого сентября прошлого года. Автор этих строк был свидетелем и участником огромного не только для села, но и всего района события. По старорусскому обычаю состоялся большой крестный ход с молебнами и пением акафистов. Священники освятили часовню, родник, новую купель, в которую, с их благословения один за другим, перекрестившись, потянулись и стар и млад. На открытии родника побывал губернатор области Сергей Морозов в сопровождении членов правительства. Казалось бы, справедливость восстановлена. Но …

Святыню осквернили…

Ровно через год Валентин Денисов вновь побывал на роднике. Увиденное потрясло его до глубины души. Святыню осквернили. Невыносимо жарким летом в купель лезли люди и животные, превратив её в болото. Поручни сломали. Загадили и повредили часовню. Вокруг родника остались горы мусора, который оставляли после себя любители шашлыков и пьяные компании. На входе в часовню висел написанный от руки плакатик: «Рабы Божии! Не оскверняйте святой источник!» На него, похоже, не обращали внимания. Но он свидетельствовал о том, что есть люди, которые стремятся жить по совести и долгу, в ладу с Богом и людьми, без бьющего в глаза бесстыдства и варварства. Вопрос: «А надо ли было всё это начинать?», – сразу отпал. Валентин Петрович вновь засучил рукава.

Давайте спросим себя, как стало возможным святотатство? Откуда столь равнодушное, даже циничное отношение к святыне, откровенное хулиганство на грани уголовного преследования? Одно дело, пришлые люди, не имеющие ни чести, совести, ни самолюбия. Для них родник – не источник живительной влаги, в котором истинно верующие лечат душу и тело. Они превратили его в место, вокруг которого можно закатить «пикничок» с пьяным разгулом, сквернословием, бранью и похабщиной. «Оторвались по полной» и покатили дальше. Но ведь всё сказанное, в той или иной мере, относится и к жителям села. Это земля, в которой покоится прах предков и живут они сами. Так почему же их ничто не останавливает? Как поднимается рука крушить всё подряд на освящённом месте, к восстановлению которого, между прочим, приложили силы твои же земляки? Оказывается, поднимается. Вместе с тем, не было брошено ни единого слова упрёка в адрес молодёжи, которую мы чаще огульно готовы хаять сплошь и рядом. В этой непростой ситуации, если говорить о морально-нравственной стороне дела, молодые люди оказались на голову выше своих родителей.

Нельзя обойти молчанием и другой важный аспект проблемы. Источник, в восстановление которого были вложены немалые силы и личные средства, оказался брошенным на произвол судьбы. Судите сами. Было бы логично полагать, что если в области реализуется программа по восстановлению родников, то руководство должно было взять источник под свою опеку. А район – оформить в муниципальную собственность и, соответственно, принять на свой баланс. При участии сельской администрации виделось необходимым установить, если требуется, предупредительные щиты и даже мусорные баки, обязать участкового сотрудника милиции следить здесь за порядком. Большая помощь видится от общественности: поддержание чистоты и порядка, необходимый ремонт, если хотите, охрана. Нет юридических механизмов? Так найдите их. Издайте соответствующее распоряжение. Хотя, признаться, совесть и долг выше любого директивного документа. Но для этого надо работать с людьми, помогать им избавляться от таких пороков, как иждивенчество и потребительство. Не должно быть в обществе, делающем добро, людей, которые относятся к святыням уничижительно.

Понимая, насколько хрупка и ранима тема конфессиональных отношений, тем не менее, вынужден её затронуть. В Загоскино, насколько знаю, есть большая кавказская диаспора. Так вот, её представители, этого отрицать никто не будет, бывают на источнике целыми семьями. Но при этом «забывают», что у русских есть пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». А вот они ходят и «отдыхают», оставляя после себя горы арбузных корок, банок, бутылок и другого мусора. Известно, как трепетно относятся мусульмане к своим святыням. Они не позволят, чтобы их оскверняли. Почему же тогда такое открыто-бессовестное неуважение к святыням православным? Откуда поведение на грани административного и уголовного законов? Понятно, что пример местных жителей перед глазами. Хотя это обстоятельство оправданием служить не может. К сожалению, приходится говорить если не о равнодушии, то удобной во всех отношениях позиции невмешательства со стороны православной церкви. Её всё больше и больше отличает кастовость, замкнутость, слабость связей с внешним миром. К тому говорю, что родник освящали православные священники. И если над таким источником совершается святотатство, а иного слова здесь не подберёшь, то голос церкви в его защиту должен быть слышен больше других. И не только с церковного амвона: в церковь людей ещё надо привлечь. Идите в народ, в школы, просвещайте заблудших в неверии и погрязших в грехах людей, призывайте, не побоюсь высоких слов, хранить Веру Православную. Иначе не изжить нам всеобщей озлобленности и разобщённости, не уберечь от поругания наши святыни

Валентин Денисов не стал таить в себе обиду, а как и в первый раз принялся за работу. Одни, как и прежде, стояли в стороне, чтобы потом первыми ринуться за водой. Другие, с которыми год назад он начинал обустраивать родник, вновь пришли ему на помощь. Общими силами очистили купель, отремонтировали часовню, убрали мусор с территории. Можно с уверенностью говорить, что источник обрёл еще одну жизнь. Земляки подходили к Валентину Петровичу со слезами благодарности на глазах. Это ли не высшая награда за труды, которые достойны украсить жизнь человека. И хочется верить, что из горького урока очень многие сделают для себя выводы, а источник станет местом паломничества, а не гульбищ, и будет служить людям долгие годы.

Сергей Тихонов