В Ульяновский музей народного творчества из Москвы приехала красочная выставка «Фестнаив-2007».

Это проект столичного музея наивного искусства, который второй раз проводит международный фестиваль творчества наивных художников и аутсайдеров. В этом году в «Фестнаиве» приняли участие 16 художественных музеев, 14 научно-исследовательских организаций и частные коллекционеры восьми стран – Белоруссии, Израиля, Италии, Латвии, Сербии, Украины, Грузии и России. 154 художника представлены работами, созданными уже в XXI веке. Разумеется, большинство авторов – россияне.

Вместе с экспозицией на открытие выставки прибыли директор Московского музея наивного искусства Владимир Грозин и заведующая отделом этого музея Ольга Дьяконицина. После 20 января картины из Ульяновска вновь отправятся в путь – в Иваново.

На наивное искусство у нас в стране обратили внимание значительно позднее,, чем на Западе. Хотя еще в начале XX века в дореволюционной России известность получил Нико Пиросмани из Грузии. Его работы показали в Париже на совместной с Анри Руссо выставке.

Как известно, в изобразительном искусстве СССР господствовал социалистический реализм. Другие направления были под запретом. Зато поощрялось самодеятельное творчество. В его русле иной раз и появлялись наивные художники. Их первая выставка в Москве прошла в 1991 году. А через семь лет в столице был создан музей наивного искусства.

Как правило, профессионального художественного образования наивные художники не имеют. К искусству они приходят в процессе жизни, многие обращаются к нему уже после выхода на пенсию, имея богатый жизненный опыт, неизрасходованный творческий потенциал и, конечно же, Божий дар.

Впрочем, в последнее время проявилась тенденция: в наивном искусстве замечены и достаточно молодые творцы.

Темы картин самые разные. Художники пишут о себе, своих переживаниях, о нас, о самых заветных моментах в жизни человека, о Боге, о природе. Их волнуют происходящие в стране события, наша история, будущее. Не имея профессиональных навыков, они сами изобретают художественные законы и технологии. И выражают себя на полотнах так непосредственно и откровенно, от чистого сердца, что это волнует и трогает зрителя. У большинства наивных художников – трудная судьба. Одним из ярких примеров является жизнь 70-летней Кати Медведевой. Ее родители погибли в годы войны. Катя воспитывалась в детдоме. Потом переезжала из города в город, меняла места работы. Однажды попробовала рисовать и после не могла остановиться. Писала на ткани, клеенке, бумаге. В начале 80-х с чемоданом своих рисунков приехала в Москву, и прямиком – в Союз художников. Там посмотрели, одобрили и сказали: «Продолжай!» Катя стала выходить на Арбат и, что называется, попала в струю. Ее работы пошли нарасхват у иностранцев. Медведева стала участницей многих российских и зарубежных выставок наивного искусства. Ее картины закупают музеи, нет отбоя от частных коллекционеров.

Часто на вернисажах наивистов объединяют с аутсайдерами – художественно одаренными людьми с психическими отклонениями. В творчестве их отличает редкая изобретательность. Они творят для себя и близкого окружения и, игнорируя реальность, представляют собственный внутренний мир и его образы.

Полотна на выставке в Ульяновске обрушивают на зрителя волны любви – человеческой и божественной. Здесь ощущается ностальгия о лучшем прошлом, сквозит ирония по поводу нашего сегодняшнего, далеко не благополучного бытия. Есть восхищение красотой природы, любование ее лесами и полями, реками и морями, населенными птицами и зверьем.

Можно увидеть картины классиков наивного искусства: Елены Волковой, Павла Леонова, Стефании Базыленко, Татьяны Еленок, Кати Медведевой и других. Ульяновскую область на «Фестнаиве-2007» представляет Тамара Теленкова из Новой Майны. Она – автор вышитых декоративных ковриков с сюжетами из народных сказок.