Сеть торговых центров компании «METRO», открывшая в этом году свой магазин в Ульяновске, продолжает покорять российские регионы. Недавно такой центр появился в Саратове, откуда и докатились вести о попадании клиентов «METRO» в незамеченный ими капкан.

Речь об особенностях работы данной торговой сети.

Несколько месяцев назад «СК» немного писал об этих особенностях. Правом на партнерство с «METRO» владеют только юридические лица, отчего приобретение ими товара в торговых центрах компании не является покупкой в полном смысле этого слова. Это сделка между юридическими лицами, не подпадающая, в частности, под действие закона о защите прав потребителей и правил торговли. Клиенту, то есть некой фирме, берущей товар «не для личного пользования», а в целях ведения бизнеса, в «METRO» выдается или же высылается позже на адрес фирмы накладная.

Накладная означает, что приобретенный в «METRO» товар подлежит постановке на баланс фирмы, проведению через ее отчетность и тому подобное. Вот на это и напоролся ряд фирм Саратова, как пишет пресса. Причем СМИ оговариваются, что к самому «METRO» – никаких претензий. Каждый, дескать, ищет такой способ деятельности, который позволит получить максимальную прибыль. Так и «METRO». «Валенками» же оказываются руководители фирм – клиентов «METRO».

Вступая в отношения с немецкой компанией, они заключают с ней стандартный договор. В нем саратовцы разглядели пометку, сделанную мелким шрифтом, что приобретенный товар подлежит 6-процентному налогообложению. То есть фирма должна, поставив покупку на баланс, заплатить еще и этот налог.

Налоговая в любой момент может потребовать платежи, тут-то руководство фирм и хватается за голову. В написанное мелким шрифтом оно не особо вчитывалось. В то же время по доброте душевной снабдило карточками «METRO» своих работников, бросившихся туда отовариваться для дома и семьи.

В Саратове события развиваются обычно так: получив «маляву» из налоговой, директор отдает распоряжение налог заплатить, а карточки у работников отобрать. И впредь не нарываться. Кто-то просто денонсирует договор с «METRO», не желая нести лишние расходы за «дешевые» покупки.

Забили тревогу и в других российских городах, где есть торговые центры «METRO», о чем только что сообщила газета «Коммерсантъ». В Казани, Оренбурге, Екатеринбурге с клиентов компании потребовали уплаты НДС на приобретенные товары, поскольку имеющийся у «METRO» статус перекладывает внесение налога на добавленную стоимость на фирмы-покупатели.

Опытные бухгалтеры, правда, говорят, что многих из неприятностей, порожденных покупками в «METRO», можно избежать. Скажем, отоваривание в торговых центрах сотрудников фирм. Оно не так страшно, как кажется из прессы.

Денег на покупку товаров для личных нужд сотрудников фирма им не дает. И не может дать, не отразив их в кассовом учете. По кассе же легко проверить, какие средства пришли, какие ушли. Данный документ без труда снимет претензии налоговой, если они вдруг появятся. Другой вопрос, что сам факт предъявления каких-либо претензий по налогам – для руководства уже стресс.

Сергей ПОЛЕНОВ.